Общественно-политическая мысль. Литература Русского государства в XVI веке
Обстановка острой идейной борьбы, в которой происходило образование единого Российского государства,' обусловила подъем общественно-политической мысли. Формирование новой политической надстройки затрагивало интересы различных слоев общества. Жизнь поставила ряд важных вопросов: о форме политического строя государства, характере и прерогативах складывавшейся самодержавной власти, о формах управления и о месте в нем различных социальных групп, о роли церкви в едином государстве, о правах и обязанностях различных сословий. Требовало идеологического обоснования и изменившееся международное положение России. Все это стимулировало развитие общественно-политической мысли. Публицистическим содержанием, как и прежде, были проникнуты традиционные литературные жанры. Появляются и собственно публицистические произведения в виде посланий и писем, предназначенные не одному адресату, а широкой аудитории.
В первой четверти XVI в. формируется политическая теория Российского-государства. Основы ее были заложены еще в предшествующий период, когда была разработана идея о преемственности власти московских великих князей от князей владимирских и киевских. Идеологи московского самодержавия развивают эту идею далее, рассматривая образование Российского государства не только как факт русской истории, но и как важное явление мировой истории.
Важной вехой в процессе разработки официальной теории великокняжеской власти явилось "Сказание о князьях Владимирских". В его основе две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников князей киевских на самодержавную форму правления, способствовали укреплению авторитета их власти внутри страны и упрочению международного престижа Российского государства. Идеи "Сказания", доказывавшие права Москвы на все наследие Киева, в том числе и на те русские земли, которые находились под властью Польско-Литовского государства, широко использовались в политике московских князей. "Сказание" служило и как идеологическое оружие во внутриполитической борьбе, оно было использовано в чине венчания Ивана IV на царство в 1547 г. Идеи "Сказания" нашли отражение и в летописании.
Тогда же оформилась идея о Москве как о "третьем Риме", сформулированная игуменом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию Ш в 1510 -1511 гг. Теория "Москва - третий Рим" была разработана в духе воинствующей религиозной идеологии. Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима "ветхого" во "второй Рим" - Константинополь, а оттуда - в Москву. Два Рима пали из-за их измены "истинному христианству". Византия изменила христианству, пойдя на унию с католической церковью в 1439 г., что привело к завоеванию ее турками. Москва же осталась верна православию, не признала Флорентийской унии и потому теперь является мировым центром христианства, "третьим Римом", "а четвертому Риму не бывать".
Если идея римского происхождения русских государей устанавливала прямую связь между Россией и "Римской державой" и тем самым закрепляла за ней почетное место среди других европейских стран, то идея "Москва - третий Рим" противопоставляла Россию "латинскому" западному миру. В определенной мере она отражала реакцию воинствующей церкви на успешно развивавшиеся в то время культурные связи России с католическими странами, прежде всего с Италией. Эта идея никогда не использовалась в практике дипломатических отношений и призвана была служить обоснованию не мирового значения Российского государства, а исключительного значения религии и церкви, укреплению позиций русской православной церкви в общественной жизни страны. В теории "Москва - третий Рим" воплотились враждебное отношение церкви ко всему иноземному, проповедь национальной исключительности и самоизоляции, религиозной нетерпимости, принципиальное неприятие чего-либо нового в любых сферах жизни.
Вопрос о месте церкви в государстве стал одним их самых актуальных. Обострение социальных противоречий и противоречий внутри господствующего класса, а также накопление практических знаний способствовали пробуждению критического отношения к религии. Одним из ярких явлений русской общественно-политической и философской мысли этого периода было выступление еретиков, во взглядах которых проявились первые попытки выйти за рамки традиционных религиозных представлений о природе и обществе.
Еретическое движение возникло в Новгороде в 70-х годах XV в. Социальной средой, его породившей, был городской посад, а выразителями - рядовые представители белого духовенства. Это была типичная средневековая городская ересь с характерными для нее элементами рационалистического мышления и критического отношения к обрядам и догматам церкви. Новгородские еретики с рационалистических позиций отрицали основной догмат христианства о троичности божества, выступали против церковного стяжательства, отрицали церковные обряды и церковную иерархию.
В 80-х годах в Москве образовался кружок еретиков во главе с дьяком Федором Курицыным. Московский кружок имел иной социальный состав. Если новгородская ересь была городской по своему характеру, то в Москве в еретическом движении участвовали преимущественно представители светских феодалов, связанные с великокняжеской властью. Отличительной чертой их взглядов было отрицание монашества, что указывает на тесную связь московской ереси с устремлениями государственной власти, строившей планы секуляризации монастырских земель. Именно поэтому еретики пользовались покровительством Ивана III.
Рационалистическая критика богословских догм открывала пути научному познанию, подрывавшему основы религиозного мировоззрения. Еретики проявляли большой интерес к научным знаниям. Они занимались философией, астрономией, математикой, юриспруденцией, языкознанием, были хорошо знакомы со многими произведениями не только средневековой, но и античной философии и высказывали ряд интересных мыслей по различным вопросам. Так, например, Федор Курицын в "Лаодикийском послании" высказал мысль о свободе воли ("самовластии души"), причем свобода воли непосредственно связывалась с образованностью человека. Брат Ф.Курицына дьяк Иван-Волк Курицын составил сборник "Мерило праведное", в котором были собраны различные законы, что говорило об интересе участников еретического кружка к вопросам организации суда, вставшим с особой остротой в связи с централизацией государственной власти.
Отсутствие широкой социальной базы для реформационного движения из-за неразвитости социально-экономических отношений, слабости городов предопределило поражение еретиков в борьбе с официальной церковью. Ценой отказа от своих теократических устремлений церкви удалось добиться поддержки государственной власти и с ее помощью жестоко расправиться со своими идейными противниками. Однако несмотря на поражение еретиков, их смелая критика церкви будила свободолюбивую мысль, а их аргументы использовались в антицерковных выступлениях последующего времени.
В ходе борьбы с еретиками внутри церкви возникли два течения: иосифляне и нестяжатели. Оба направления ставили перед собой одну задачу: усовершенствование церковно-монас-тырской системы, поднятие авторитета церкви. Но они существенно расходились в определении путей и средств достижения этих целей.
Первое их этих направлений возглавил игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Поначалу он был тесно связан с удельно-княжескими, сепаратистски настроенными кругами и находился в оппозиции к великокняжеской власти. Определяющей темой его творчества в этот период являлась теория о превосходстве духовной власти над светской. Он отстаивал существующий статус церковной системы и ее экономическое положение. Повышение внутрицерковной дисциплины мыслилось им как основное средство укрепления позиций церкви. Лишь после 1507 г., когда выявилась полная нереальность осуществления теории превосходства церкви в государстве, когда государственная власть помогла церкви разгромить еретиков, отказавшись одновременно от планов секуляризации церковных земель, Иосиф Волоцкий перешел на позиции поддержки великого князя в его борьбе с удельным сепаратизмом. При этом он выдвинул теорию о божественном происхождении великокняжеской власти и об ее ответственности перед Богом. Из этого следовало, что церковь должна иметь привилегированное положение как учреждение, освящающее светскую власть, которая обязана заботиться о благополучии церкви и ни в коем случае не покушаться на ее богатства. Иосифлянская доктрина стала официозным направлением в русской общественной мысли, тесно связанным с государственной властью.
Основателем второго направления - доктрины "нестяжания" был Нил Сорский, который выступил с проповедью аскетизма и нравственного самоусовершенствования как основного средства поднятия авторитета церкви. Его идеал - прообраз раннехристианской общины с простой, нестяжательной трудовой жизнью всех ее членов. Социальной основой такого объединения должна служить общая собственность, а источником доходов - общеобязательный труд.
Учение Нила Сорского довольно абстрактно. Оно было продолжено его учеником Вассианом Патрикеевым, который пришел к более определенным выводам. Основываясь на теоретических постулатам Нила, Вассиан конкретно поставил вопрос о лишении монастырей ж-владельческих прав и привилегий. Настаивал он, вслед за своим учителем, и на необходимости четкого разграничения сфер деятельности светской и церковной власти. Вассиан высказал ряд критических замечаний в отношении ортодоксальной ^1@рковной литературы, что способствовало развитию рацввиалистической критики богословских догм.
Взгляды Вассиана во многом разделял Максим Грек, прибывший с Афона в Россию в 1518г. для исправления и перевода богослужебных книг. Своей переводческой деятельностью он внес большой вклад в развитие русской культуры, познакомив русского читателя со многими ранее неизвестными произведениями. Он написал также много оригинальных сочинений, в которых выступил с критикой организации русской церкви, обличал монахов, писал о тяжелом положении монастырских крестьян. Максима Грека интересовали проблемы политического строя и организации верховной власти. Его идеал государственного строя близок к сословно-представительной монархии. Власть государя, считал он, необходимо ограничить законом, царь должен править вместе с мудрыми советниками и руководствоваться нормами христианской морали.
Критика нестяжателями официальной церкви, независимо от того, с каких позиций она велась, имела объективно положительное значение в истории русской общественно-политической мысли.
Памятником поздней нестяжательной публицистики является "Беседа Валаамских чудотворцев", отличающаяся резко выраженной светской направленностью. Чисто церковные споры здесь отодвинуты на задний план, а на первое место выдвинуты вопросы государственного устройства, дано обоснование принципов сословно-представительной монархии. Автор "Беседы" разработал целую систему организации "совета" царя с "землей". Он рекомендовал создание постоянно действующего земского совета из представителей "от всех городов и от уездов градов тех". Этот совет должен был контролировать деятельность воевод, приказных людей и приближенных царя во избежание "бесчисленных властелинских грехов".
В середине XVI в. все заметнее становится процесс секуляризации общественно-политической мысли. Одним из оригинальных светских писателей-публицистов был Федор Карпов -дипломат, весьма образованный человек, знакомый с древнегреческой философией и западной литературой. К решению политических проблем он подходил с рационалистических позиций, требуя соответствия всякого учения "естественным" законам. Главная его мысль состояла в том, что общество и государство должны строиться на основе твердого закона, который призван оградить людей от своеволия сильных, от произвола злых, погрязших в пороках властителей.
Центральное место в светской публицистике XVI столетия занимает творчество Ивана Семеновича Пересветова. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он разработал стройную концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем, опирающимся на преданных слуг - "воин-пиков". Он выдвинул программу реформ, затрагивавших различные сферы жизни общества. На задачи государства он смотрел через призму интересов одного сословия - дворянства. Для сочинений И. Пересветова характерно отсутствие интереса к церковным вопросам и аргументов религиозного порядка.
Рост феодальной эксплуатации и обострение социальных противоречий заставляли публицистов из среды господствующего класса все более обращать внимание на положение крестьян. В этой связи немалый интерес представляют труды одного из ярких мыслителей середины XVI в. Ермолая-Еразма, протопопа одного из московских соборов. Если предыдущие публицисты, главньм образом - нестяжатели, затрагивали вопрос о положении крестьян лишь попутно, в связи с другими проблемами, то Ермолай-Еразм свой трактат "Благохотящим царем правительница и землемерие" посвятил специально крестьянскому вопросу. Прежде всего, привлекает внимание высказанная им мысль о том, что основой общества являются крестьяне, что их трудом создается главное богатство страны - хлеб и что только благодаря их труду могут существовать все остальные сословия ("Вельможи бо сут потребны, но ни от коих же своих трудов доволствующеся. В начале же всего потребны сут ратае-ве: от их бо трудов ест хлеб, от сего же всех благих главиз-на"). Обрисовав тяжелое положение крестьян, Ермолай-Еразм предлагает осуществить ряд мер, направленных на его облегчение, и прежде всего регламентировать повинности крестьян, заменить все поборы (как государственные, так и вотчинные) единой податью в размере одной пятой крестьянского дохода, причем брать ее не деньгами, а натурой. При этом публицист не сомневается в необходимости содержания служилого сословия за счет крестьян, не выступает против феодальной зависимости крестьян от своих владельцев. Он лишь предостерегает от чрезмерной эксплутации.Меры, которые он предлагает, исходят из интересов господствующего класса и направлены на предотвращение крестьянских выступлений.
Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в полемике между Иваном Грозным и князем Андреем Михайловичем Курбским, развернувшейся в 60 - 70-х годах. Политическая концепция А.Курбского изложена им в "Истории о великом князе Московском" и посланиях Ивану Грозному. Идеал Курбского - сословно-представи-тельная монархия. Не подвергая сомнению принцип единовластия, т.е. необходимость единого и централизованного государства, он считает наилучшим вариантом государственной власти монархию с выборным сословно-представительным органом, участвующим в решении всех важнейших дел в государстве: "Царь аще почтен царством... должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и всенародных человек". Назначение власти он видит в справедливом управлении страной на основе законов.
Иван IV решал вопрос о природе самодержавной власти исходя из иосифлянской доктрины. Из тезиса о божественном происхождении самодержавной власти он сделал вывод о ее неограниченном характере.Свои представления о царской власти Иван Грозный выразил в формуле: "А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же есмя". Царская власть не ограничена никакими законами и установлениями. Высший суд принадлежит только самодержцу, вид и меру наказания определяет сам царь. Иван даже обосновал свое право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.
Тезис о необходимости сильной царской власти сближал взгляды Грозного и Пересветова.Однако здесь были и существенные различия.Пересветов отстаивал идею сильной власти, но управляющей на основе определенных законов ("правды").Иван IV доказывал свое право на любой произвол. Пересветов говорил о том, что опорой самодержавия должны быть служилые люди ("воинники").Грозный и не пытался сформулировать понятие о какой-либо определенной социальной опоре своей власти.Для него все подданные - "холопи", т.е. все равны в своем бесправии перед лицом самовластного монарха. Его концепция неограниченной власти, опирающейся только на свое божественное происхождение,- это оправдание опричного произвола, откровенно деспотических методов правления.
В ходе полемики между Иваном Грозным и А.Курбским столкнулись две политические концепции, сложившиеся в XVI в. и отражавшие две тенденции в развитии русской государственности в то время. Первая из них состояла в развитии принципа сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата с органами сословного представительства в центре и на местах. Вторая, проводимая самим царем, заключалась в утверждении принципа неограниченной монархии с установлением деспотического политического режима.
Целям идеологического обоснования самодержавия были подчинены и исторические сочинения, прежде всего летописи.}^ связи с этим значительно усилился официальный характер лето-писания.Для средневековья вообще характерно обращение к историческому материалу для обоснования определенных политических позиций.Летописание становилось государственным делом и, как правило, было связано с правительственными кругами. Включавшиеся в летопись предшевствующие летописные своды подвергались определенной обработке в политических целях.
Особенно большое внимание составлению исторических сочинений уделялось во время правления Ивана IV. В 50-х годах был написан " Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича", охватывавший события с 1534 по 1553 г. и доказывавший необходимость сильной самодержавной власти-Тогда же была завершена работа над Никоновской летописью, в состав которой вошел и "Летописец начала царства". Это самый значительный по объему летописный свод, включивший в себя предшествующее летописание и большое количество повестей, сказаний и других литературных произведений.
Самым официозным историческим сочинением этого времени была "Книга Степенная царского родословия". Это систематическое изложение русской истории в виде жизнеописаний великих князей от Владимира Святославича до Ивана Грозного. Все в "Книге" подчинено прославлению правящей династии, обоснованию божественного происхождения самодержавной власти, преемственности и непрерывности власти киевских и московских князей. В повествование вплетены и рассказы о деяниях митрополитов, что дает возможность ярче представить основную внутриполитическую идею того времени - о вечном и нерушимом союзе великокняжеской власти с церковью.
Образы князей предельно идеализированы-Они представлены христианскими подвижниками, исполненными богоугодных добродетелей и истинного благочестия, что, конечно, приводило к необходимости "исправления" истории. Это выразилось в замалчивании одних фактов (например, о конфликтах светской власти с церковью) и включении в текст вымышленных или заимствованных из устной традиции эпизодов, отсутствовавших в летописных источниках. В "Книге Степенной" в еще большей мере, чем в летописании, сказалось распространившееся в XVI в. вольное обращение с материалом, подчинение исторического повествования идеологическим задачам.
Большое культурное значение имело предпринятое по инициативе и под руководством митрополита Макария составление "Великих Четьих Миней". Макарий поставил цель собрать воедино "все книги четьи, яже в Русской земле обретаются". Большой коллектив писателей, редакторов, переписчиков более 20 лет трудился над осуществлением этого замысла. В результате был создан грандиозный свод оригинальных и переводных литературных памятников, состоящий из двенадцати томов большого формата (более 27 тыс. страниц).В него вошли сочинения, предназначавшиеся для "душеполезного" чтения, их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой "круг чтения" на каждый день.
Весь материал в этом своде расположен по месяцам. В состав каждого тома вошли жития всех святых, память о которых отмечается в данном месяце, и вся литература, прямо или косвенно связанная с этими святыми: сочинения греческих "отцов церкви" и русских церковных писателей, послания митрополитов, церковные уставы, грамоты. Сюда вошли также популярные на Руси сборники "Пчела", "Золотая цепь", "Измарагд"; помимо них, "Повесть о разорении Иерусалима" Иосифа Флавия, "Космография" Косьмы Индикоплова, "Хождение" игумена Даниила и др. Конечно, далеко не все произведения, читавшиеся на Руси в XVI в., включены в этот свод. Здесь нет летописей и хронографов, а также сочинений, признанных церковью "неполезными". Тем не менее "Великие Четьи - Минеи" - ценнейший памятник русской культуры; это самое ценное собрание произведений литературы до середины XVI в.: многие из них сохранились только потому, что попали в этот свод.
Интересная статья, но по поводу Грозного и Курбского не соглашусь. Любая власть - диктатура. Коммунизм - диктат пролетариата. Демократия - диктат мелких лавочников. Монархия - диктат монарха. Всё зависит от качества и достоинств носителя власти. Если такой, как Сталин - то Империя. Если Горби или Ельцин - то распад, гибель и полная нищета. Расцвет и гибель государств зависит от Личности, а не от народа. Одни вдохновляют его на ТРУД и ПОДВИГ, другие на ПОРОК и ЗАБВЕНИЕ.
Большое спасибо за отзыв. И, наверное, в большинстве случаев Вы правы. Однако хотел бы отметить, что если между народом и личностью нет некоторой "синергии", то личность мало что сможет сделать. Будет переворот, главу сместят. Если же у народа есть определенные чаяния, на уровне "коллективного бессознательного", и личность с этой тенденцией идет на одной волне, то может произойти очень многое. Возьмем сегодняшнюю Россию и Путина, возьмем Наполеона и Францию, Российскую империю и Александра Освободителя. Например в сегодняшней ситуации в России я усматриваю много параллелей с Германией после Первой мировой. И Гитлер и Путин дали своим народам шанс на возвращение статуса своей страны. Но Гитлер решил дальше идти войной и покорить весь мир, Путин и Россия от этого очень далеки (хотя стремления Гитлера западная пресса приписывает Путину, но это не так). Вот и получается, что сегодня Россия, благодаря сильной личности, а также ТРУДУ и ПОДВИГУ своего народа, может достичь величия, но ее хотят обречь на ПОРОК и ЗАБВЕНИЕ.