Общественная жизнь древних римлян
При установлении основных черт общественного строя царского периода большое значение имеют различные пережитки древнейших учреждений, какие оставались в римском строе в последующую эпоху. Самый институт царской власти продолжал существовать в лице одного из высших жрецов, носившего название rex sacrorum.
Царская эпоха была переходной от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Основной общественной единицей был отцовский экзогамный род. Пережитки родовых отношений сохранялись и в историческую эпоху. Члены рода были связаны взаимным правом наследования. Они имели общие религиозные празднества, а также общее кладбище. В раннюю эпоху род имел общие земельные владения. Сородичи должны были взаимно защищать друг друга. Черты родового строя сохранялись в римских именах. Имена римлян состояли из двух, а в последующее время часто из трех, иногда даже более частей. Первая часть — это личное имя (praenomen), вторая — родовое имя (nomen); появившаяся впоследствии третья часть, прозвище (cognomen), означала ветвь рода или относилась только к данному лицу. Например: Публий (личное имя) Корнелий (родовое имя) Сципион (прозвище, относящееся к ветви рода) Африканский (почетное индивидуальное прозвище) Старший (в отличие от другого, Младшего). В царскую и раннюю республиканскую эпоху было только личное имя и родовое. Отдельные семьи могли принимать в род чужаков, и эти последние становились членами рода. Старшины родов (principes), по-видимому, избирались.
Роды разделялись на семьи. После разложения первобытнообщинного строя известные элементы родовой организации сохранились. Хотя связи между сородичами значительно ослабли и многие институты родового строя исчезли, все же его черты оставались в виде пережитков. Роды превратились в замкнутые корпорации.
По мере ослабления родовых связей усиливалась римская семья (familia), в течение столетий остававшаяся основной хозяйственной и общественной единицей. Во главе ее стоял отец семейства (pater familias). Власть его над личностью жены и детей была неограниченной. Он имел над ними право жизни и смерти (jus vitae ас necia). Все лица, находившиеся под отеческой властью, назывались агнатами. К ним принадлежали не только те, кто имел кровную связь с отцом семейства, но и усыновленные им, а также женщины, вышедшие замуж за его детей и внуков. Наряду с понятием агнатства в римском семейном праве существовало понятие когнатства. Когнатами назывались лица, связанные кровным родством. Таким образом, дочь, вышедшая замуж, сохраняла когнатские связи со своими родными, но переходила в агнаты другой семьи.
В царскую эпоху возникает и рабство, но у нас нет никаких данных ни о количестве рабов, ни о положении их. Мы можем лишь сказать, что рабов было сравнительно мало, рабство носило патриархальный характер: рабы являлись низшими членами семьи и доставлялись главным образом войнами.
Тогда же возникает и особая форма отношений, которая сохранялась на протяжении всей римской истории, меняя свою социальную сущность: отдельные члены родов становились патронами, т. е. брали под свою защиту отдельных лиц, которые в свою очередь обязывались быть верными, послушными (клиентами). Связь эта была личной, основанной на верности (fides) клиента и патрона. Старинное ее происхождение доказывается тем, что в законах Двенадцати таблиц нарушение патроном верности рассматривалось как религиозное преступление.
Число членов рода было неодинаково. Подобно тому как в Греции роды группировались во фратрии, а фратрии в филы, в Риме десять родов составляли курию, а десять курий— трибу (племя). Три трибы — Тиции, Рамны и Луцеры — составляли римский народ (populus Romanus). На племенах лежит печать искусственного образования, однако большей частью из родственных элементов и по образцу древнего, естественно выросшего, а не искусственно созданного племени; при этом не исключена возможность, что основным ядром каждого из трех племен могло служить подлинное старое племя. Вполне возможно, что триба Тици- ев сабинского происхождения и в рассказе о Тите Тации есть зерно исторической истины.
Ранний Рим сохраняет еще черты военной демократии. Для разрешения важнейших вопросов римский народ собирался по куриям.
В куриях участвовали все взрослые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, относящимися к культуре, семейным отношениям и делам, касающимся жизни всей общины. По-видимому, на ко- мициях происходили выборы царя и выносились постановления об объявлении войны. Комиции могли судить граждан, если они были виновны в тяжелых преступлениях. На комициях излагались завещания, происходили усыновления и принимались в состав общин новые роды. На комиции народ собирался по куриям и каждая курия имела один голос.
Во главе всей общины стоял царь (тех), который был военачальником, верховным жрецом и председателем в некоторых судах. Внешними отличиями царя были пурпуровая мантия, золотая диадема, скипетр с орлом, кресло из слоновой кости (sella curulia). Впереди царя шли 12 ликторов с пучками прутьев, в которые вложены были топоры. Почти все эти инсиг- нии, т. е. отличия верховной власти, были заимствованы от этрусков; от них же идет, вероятно, и понятие о высшей власти (imperium), какой пользовался царь. Все данные говорят за то, что царь избирался ко- мициями и власть его была ограничена. Он не был почти самодержавным царем, а являлся племенным вождем.
Рядом с царем стоит сенат. По традиции, он состоял первоначально из 100 человек, затем число членов его было увеличено до 300. Слово «сенат» (senatus) происходит от senex — старик. По всей вероятности, сенат в раннюю пору состоял из старейшин родов. Это совет стариков, который опять-таки встречается на ранней стадии развития у многих народов. Все решения куриатных комиций должны были получить одобрение сената (auctoritas patrum), бывшего хранителем отеческих традиций (mos maiorum) и советником царя по важным делам. Члены сената назывались отцами (patres).
В конце царской эпохи появились должностные лица, назначаемые царем. Так, на время своего отсутствия царь назначал префекта города (praefectus urbis), которому поручалось управление Римом. Таковы зачатки политических учреждений в этот переходный период от первобытнообщинного (до- государственного) строя к классовому (государственному).
На ранней ступени развития при переходе от первобытнообщинного строя к классовому обществу исключительную роль в частной и общественной жизни римлян играла религия. Римская религия никогда не имела законченной системы. Остатки старинных верований уживались в ней с религиозными представлениями, заимствованными у народов, стоящих на более высокой ступени культурного развития.
В римской религии, как и в других италийских культах, сохранились пережитки тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима. С волком же (по-латински волк — lupus) были связаны, по-видимому, празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвященное Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Другие божества также имели посвященных им животных. Дятел, волк и бык были животными, посвященными Марсу, гуси — Юноне и т. д. Нужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в Риме не наблюдалось. Эта стадия духовного развития была уже пройдена италийскими племенами. Значительную роль играли в римской религии родовые культы. Отдельные божества, покровители родов, приобрели общеримское значение и стали олицетворением различных сил природы.
В процессе исторического развития семья стала в Риме первичным социальным образованием. Этот процесс нашел свое отображение в религии. Каждая семья имела свои святыни, своих богов- покровителей, свой культ. Средоточием этого культа был очаг, перед которым pater families выполнял все обряды, сопровождавшие всякое важное дело: например, перед очагом отец семейства объявлял новорожденного своим ребенком. Хранителями дома почитались пенаты, заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи. Эти добрые духи — обитатели дома. Вне дома о семье и ее имуществе пеклись лары, алтари которых были расположены на границах участков. У каждого члена семьи был свой «гений», который считался выражением силы данного человека, его энергии, способностей, выражением всего его существа и в то же время его хранителем. Гений отца семейства почитался всеми домашними. Это был genius familiae, или genius domus. Мать семейства также имела своего гения, который назывался Юноной. Юнона вводила молодую супругу в дом, она облегчала матери роды. Всякий дом имел много других охраняющих его божеств. Особенное значение приобрел бог дверей Янус, стороживший и охранявший вход в дом.
Семья заботилась об умерших предках. Представления о загробной жизни не были развиты у римлян. После смерти человеческий дух, по верованиям римлян, продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные и на которую они приносили пищу. Приношения эти в первое время были весьма скромными: фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов. Умершие предки, о которых заботились их потомки, были добрыми божествами — манами. Если же о покойниках не заботились, они становились злыми и мстящими силами — лемурами. Гений предков находил воплощение в отце семейства, власть (potestas) которого получала, таким образом, религиозное оправдание.
Круг верований, относящихся к семейной и родовой религии, а также представления о загробной жизни характеризуют римскую религию как религию в основе своей анимистическую. Особенностью римского анимизма были его абстрактность и безличность. Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры — это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.
Земледельческий быт римлян нашел свое отражение в поклонении силам природы, но исконная римская религия далека от антропоморфизма, ей не свойственно было олицетворение природы в виде божеств, наделенных человеческими качествами, и в этом отношении она была полной противоположностью религии греческой. Особенно характерными для римского анимизма были представления об особых мистических силах, присущих явлениям природы; эти силы и есть божества (numina), которые могут приносить пользу и вред человеку. Процессы, происходящие в природе, как, например, произрастание семени или созревание плода, представлялись римлянами в виде особых божеств. С развитием общественной и политической жизни вошло в обыкновение обожествлять такие отвлеченные понятия, как надежда, честь, согласие и т. п. Римские божества, таким образом, отвлеченны и безличны.
Из множества богов выделились такие, которые приобрели значение для всей общины. Римляне находились в постоянном взаимодействии с другими народами. От них заимствовали они некоторые религиозные представления, но и сами, в свою очередь, влияли на религию своих соседей. Заимствования из цикла религиозных представлений соседних племен начинаются довольно рано. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Диана — покровительница женщин, богиня луны, а также ежегодно рождающейся растительности. Храм Дианы на Авентине был построен, по преданию, при Сервии Туллии. Сравнительно поздно стала почитаться другая латинская богиня — Венера — покровительница садов и огородов и в то же время божество обилия и процветания природы. Большим событием в истории римской религии было сооружение на Капитолии храма, посвященного троице: Юпитеру, Юноне и Минерве. Традиция приписывает постройку храма, созданного по этрусскому образцу, Тарквиниям, а освящение его относит к первому году Республики. С этого времени у римлян появляются изображения богов.
Юнона сначала также была исконной италийской богиней, она считалась гением-охранителем женщины, была принята в Этрурии под именем Уни, а вернувшись в Рим, стала одной из почитаемых богинь. Минерва также была италийской богиней, заимствованной этрусками: в Риме она превратилась в покровительницу ремесел.
Наряду с капитолийской троицей к римлянам перешло от этрусков почитание других божеств. Некоторые из них первоначально были покровителями отдельных этрусских родов, затем приобрели общенародное значение. Так, например, Сатурн первоначально почитался в этрусском роде Сатри- ев, затем получил общее признание. У римлян он почитался как божество посевов, имя его было связано с латинским словом sator — сеятель 1. Он первый дал людям пищу и первоначально правил миром: время его было золотым веком для людей. На празднике Сатурналий все становились равными: не было ни господ, ни слуг, ни рабов. Создавшаяся впоследствии легенда была, по-видимому, осмыслением праздника Сатурналий.
Вулкан почитался сначала в этрусском роде Velcha-Volca. В Риме он был божеством огня, а потом покровителем кузнечного ремесла.
От этрусков римляне заимствовали ритуал и ту своеобразную систему суеверий и гаданий, которая была известна под названием discipline efrusca. Но уже в раннюю эпоху оказывали влияние на римлян и греческие религиозные представления. Заимствованы они были из греческих городов Кампании. Греческие представления о тех или иных божествах соединялись с латинскими именами. Церера (Ceres — пища, плоды) ассоциировалась с греческой Деметрой и превратилась в богиню растительного царства, а кроме того, и в богиню мертвых. Греческий бог виноделия, вина и веселья Дионис стал называться Либером, а греческая Кора, дочь Деметры, превратилась в Либеру. Троица: Церера, Либер и Либера почитались по греческому образцу и были плебейскими божествами, в то время как храмы капитолийской троицы и Весты были патрицианскими религиозными центрами. От греков переходит в Рим почитание Аполлона, Гермеса (в Риме— Меркурия) и других божеств.
Римский пантеон не оставался замкнутым. Римляне не отказывались принимать в него и других богов. Так, неоднократно во время войн они старались узнавать, каким божествам молятся их противники, чтобы привлечь этих богов на свою сторону. Ряд праздников находился в связи с семейной и общественной жизнью, с поминанием умерших, с сельскохозяйственным календарем. Затем появляются особые военные праздники и, наконец, праздники ремесленников, торговцев, мореплавателей. Одновременно с сооружением Капитолийского храма или вскоре после этого в Риме по этрусскому образцу стали справляться игры (ludi), состоявшие первоначально в ристаниях на колесницах, а также в состязаниях атлетов. В римских религиозных обрядах и обычаях нашли свое отражение древнейшие стадии религиозного развития. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, во время богослужения Сильвану (божество леса) не могли присутствовать женщины, на празднества Доброй богини (Bona dea) не допускались, наоборот, мужчины. Некоторые жреческие должности связаны были с самыми разнообразными запрещениями: фламин Юпитера не мог смотреть на вооруженное войско, носить кольцо и пояс; нарушение некоторых запрещений, например обета безбрачия девами-вестал- ками, каралось смертью.
Большую роль в римском культе играли всякого рода магические действия и заклинания. Культ у римлян состоял из жертвоприношений животных и растительных плодов, молитв и особых ритуальных действий. Молитва была для римлянина средством магического воздействия на божество или на какое-нибудь явление. Богу предлагалась определенная жертва, а он должен был выполнить просимое. Молитвы были многословны, так как хотели предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного. Если не сказать «прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему обещают все вино, находящееся в погребе.
Старая легенда рассказывает, как Нума Помпилий торговался с Юпитером. «Ты принесешь мне в жертву голову», — требует Юпитер. «Отлично, — отвечал царь, — ты получишь головку чесноку, которую я сейчас вырву в своем огороде». — «Нет, я подразумеваю нечто человеческое». — «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». — «Да нет, мне нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на все согласился.
Римские молитвы лишены были экстаза, восхищения. Для римлян это было суеверие (superstitio). По отношению к богам, как по отношению к своим семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать верность, благочестие, выражавшиеся словом pietas. Римская религия не имела определенных этических норм. Главное — это строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов. Впоследствии (в I в. до н.э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола rciigare, что значит «связывать, привязывать».
Как и в Греции, в Риме не развилось профессионального жречества, замкнутого в особое сословие. Религия в Риме не отделялась, а сливалась с государством. Жрецы — это те же должностные лица, выполняющие определенные функции. Они объединены в особые братства, пополняемые главным образом посредством кооптации. Одним из древних объединений была коллегия арвальских братьев (братьев пахарей), справлявших свой праздник в честь богини плодородия. До настоящего времени дошли протоколы этого празднества, в одном из которых приводится ритуальная песнь, сохранившая старый латинский язык. Особенное значение после падения царской власти приобрели понтифики, к которым постепенно переходит надзор за всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением.
Под этрусским влиянием приобрели популярность всякого рода гадания. В особо важных случаях полководцы на войне и старшины в самом Риме обращались к гаруспи- кам, которые гадали по внутренностям жертвенных животных и истолковывали небесные знамения, но чаще прибегали к советам особых сведущих людей — авгуров, разгадывавших волю богов по полету птиц и по тому, как клюют зерно священные куры. По преданию, при
Тарквинии Гордом (в действительности, вероятно, в первые годы Республики) в Риме появились так называемые Сивиллины книги, составление которых приписывалось пророчице Сивилле Кумской. Эти книги содержали различные греческие оракулы. К Сивиллиным книгам обращались в исключительных случаях. Хранение их было поручено жрецам и толкователям.
К особенностям римской религии относится разграничение дней на такие, в которые дозволено собираться, производить сделки и пр. (dies fasti), и такие, в которые все это не дозволено (dies nefasti). С другой стороны, дни делились на праздничные и рабочие; были дни несчастливые и т. д. Так создался специальный религиозный календарь, которым ведали понтифики.
В царский период были заложены основы римского права. В эту эпоху появляется деление права на fas и jus. Fas охватывают предписания божеские, jus — предписания властей и вместе с тем суд. В раннюю эпоху fas охватывают широкую область: международные отношения, уголовные преступления, заключение брака, усыновление, различные договоры, установление межи — все это было связано с религией. Источником образования права был обычай, а хранителем обычаев была жреческая коллегия понтификов.