Образцовая вилла Катона
Выступая ревнителем старины теоретически, практически Катон становится на точку зрения передового хозяина своего времени. Говоря о том, как предки непочтительно относились к торговцам и ростовщикам, сам Катон идет на компромисс, признавая торговлю (mercatura) и денежные ссуды (feneratio) вполне легальными, хотя и рискованными видами наживы. «Иногда бывает выгодно искать прибыль торговлей, если бы только данный род занятий не был столь опасным; выгодно также отдавать деньги в ссуду под проценты, хотя это занятие и не считается благопристойным». «Наши предки так считали и так постановили в законах, что с вора взыскивается вдвое, а с ростовщика вчетверо. Отсюда можно заключить, насколько худшим гражданином они считали ростовщика, чем вора. А когда они хвалили доброго мужа, то хвалили его как доброго землепашца и доброго крестьянина. Кого хвалили так, того считали удостоенным высшей похвалы. Торговца я считаю человеком деятельным и настойчивым в искании прибыли, но, как я уже сказал, в своем деле подверженным опасностям и риску».
Торговля и ростовщичество, с точки зрения Катона, являются не целью сами по себе, но только средством «первоначального накопления». Основной же отраслью труда может быть только сельское хозяйство (agricultura).
«Из земледельцев выходят и храбрейшие мужи и самые предприимчивые воины, земледелие есть занятие наиболее благочестивое и устойчивое, людям же, которые ему предаются, всего менее свойственен дурной образ мыслей»2. «Доходы земледельцев и самые почтенные, и самые верные, и меньше всего вызывают зависти» Катон является защитником чисто римской точки зрения, что деньги, каким бы то ни было путем добытые, в конечном итоге должны быть вложены в землю, ибо земельная рента — наиболее верный и прочный доход.
Из дальнейших же рассуждений Катона видно, что при тогдашней экономической конъюнктуре не все виды сельского хозяйства в Италии были одинаково рентабельны. Менее всего рентабельной оказывалась самая главная статья италийского сельского хозяйства — хлебопашество, т.е. именно та хозяйственная отрасль, которая составляла основу средних и мелких собственников Италии «золотого века».
При новой экономической конъюнктуре, когда зерно стало поступать в виде дани из провинций, италийские сельские хозяева начали переходить на садово-огородное или пастбищное хозяйство как наиболее рентабельное на местном и мировом рынках. Географические же условия Италии благоприятствовали процветанию как пастбищного хозяйства, так и садово-огородных культур. На покрытых сочной травой отрогах Апеннин скот может пастись в течение всего года: зимой в долинах, летом на горах. Спрос же на скот и продукты скотоводства все время повышался. Мясо, масло, шкуры, шерсть, кости, кожи, ремни и т. п. в большом количестве массами поставлялись в армию и отправлялись в города. На вопрос, какой тип хозяйства наиболее выгоден, Катон отвечал: хорошее пастбище (bene pascere), на втором месте — удовлетворительное пастбище (satis bene pascere), на третьем — дурное пастбище (male pascere).
Наряду со скотоводством с конца III в. получили распространение садово-огородные культуры. В сочинении Катона «Сельское хозяйство» («De re rustica»), в котором описывается образцовое поместье (вилла), на первом месте стоит культура винограда (vinea), на втором — огород (hortus), на третьем — ивовые посадки (salictum), на четвертом — оливковая плантация (olivetum), на пятом — луг (pratum), на шестом — хлебное поле (campus frumen- tarius) и т. д.1
Термин «вилла» (villa) в латинском языке употреблялся в самых различных значениях — в смысле поместья (fundus — latifundia), усадебных построек (villa rustica), городского дома (villa urbana), поля (campus, ager), сада (hortus) и т. д.»2. По своему словообразованию «вилла» происходит от vicus — поселение, деревня, и означает сельскую усадьбу, стоящую изолированно от поселка. Средний размер виллы варьировался в зависимости от времени и места.
Катон описывает усадьбу-виллу с комплексным хозяйством, состоящую из маслиновой рощи в 60 гектаров (240 югеров), виноградной плантации в 25 гектаров (100 югеров), зернового хозяйства и пастбища на «общественном поле».
Сочинение Катона имеет в виду не ординарного землевладельца-середняка, а солидного хозяина, располагающего средствами, достаточными для приобретения инвентаря и рабочей силы. Хозяину-хищни- ку, которых в эпоху Катона было большинство, он противопоставляет идеального хозяина, ведущего хозяйство на рациональных основах, рационально использующего рабочую силу и заботящегося о культуре поместья. Высказываясь против чрезмерно больших владений, Катон вместе с тем рекомендует тщательную обработку поля, глубокое пропахивание, полку и удобрение
«Что значит хорошо обрабатывать поле? — Это значит хорошо пахать. Что во-вторых? — Пахать же. Что в третьих? — Удобрять». «Кто будет очень часто и глубоко перепахивать оливняк, тот выпашет тончайшие корни. Если же пахать будет плохо, корни пойдут вверх, станут толстеть, и силы оливы уйдут в эти корни. Вспахивая хлебное поле, паши хорошо и своевременно, борозды же веди одинаковые». Другие виды культур требовали частого пропалывания, тщательной выемки семян с ростками и своевременной переноски корней вместе с землею на них, хорошего вскапывания почвы, заботы о том, чтобы вода не повредила корней. Если кто-либо спросит, какое время удобно для посадки оливы, то я отвечу: на сухом поле — во время посева, на поле тучном — весной» 2. «С особенной заботливостью надо ухаживать за скотом. Скотникам, ухаживающим за волами, следует давать льготы для поощрения их к работе. Подстилка для мелкого скота и быков должна быть чистой, копыта животных вымыты. Все работы должны быть сделаны своевременно. В сельском хозяйстве стоит только запоздать с одним делом, запоздаешь и со всеми остальными»3.
Главный контингент рабочей силы в усадьбе Катона составляют рабы. Вопросу рабочей силы Катон уделяет много внимания, описывая наиболее рациональные, с точки зрения рабовладельца, методы эксплуатации рабов и свободных, поскольку последние привлекались на вспомогательные работы.
На плантациях применялся почти исключительно рабский труд. Для плантации в 40—60 гектаров, по расчету Катона, необходимо 13 рабов. В параграфах, посвященных содержанию рабов, занятых на вилле, подробно исчисляется количество пищи, вина и платья, отпускаемых рабам зимой и летом, и качество отпускаемой рабам пищи, необходимой для сохранения их здоровья.
Пищевое довольствие рабов: «Рабы, работающие зимой, получают 4 модия пшеницы, летом —4'/ мо- дия (модий равен приблизительно 83/4 литра). Вилли- ку, виллике, надсмотрщику, овчару — по 3 модия, закованным в цепи — зимой по 4 фунта хлеба, а когда начнут копать виноградник — по 5 фунтов, пока не начнут созревать фиги, затем опять переведи на 4 фунта» (римский фунт — около 8328 граммов). Вино для рабов: «Когда будет кончено изготовление вина, пусть рабы пьют вино из выжимок в течение трех месяцев; в четвертый месяц им полагается вина по гемине (0,2736 литра) в день, т. е. 24 2 кон- гия (около 34 литров) в месяц; в пятый, шестой, седьмой и восьмой месяц — в день по секстарию, т. е. 5 конгиев в месяц».
Масло для рабов: «Запаси как можно больше палой оливки. Затем запаси спелых оливок, могущих дать лишь очень мало масла, и сберегай их, чтобы их хватило как можно на дольше. Когда оливки будут съедены, давай рыбного навара и уксуса. Масла давай в месяц каждому 1 секстарий, соли на каждого будет достаточно 1 модий».
Одежда для рабов: «Через год давай попеременно тунику в 34 фута длиной и короткий плащ и отбирай старую одежду, чтобы делать из нее лоскутные одеяла. Кроме того, надлежит давать через год хорошие деревянные сандалии». В своем трактате Катон выступает настоящим рабовладельцем, стараясь извлечь из рабов максимум прибавочного продукта, сводя их содержание до минимума. Раба надо держать до тех пор, пока он может работать, коль скоро же он ослабел, заболел или состарился, то от него надо немедленно избавиться, как от старого железа, тряпья и т.д.,— выбросить или продать2.
Рассуждениями о рабах Катон подтверждает нижеприводимое замечание Маркса о характере эксплуатации рабской силы:
«Экономические соображения, которые могли бы служить известной гарантией человеческого обращения с рабом, поскольку они отождествляют интерес хозяина с сохранением раба, по введении торговли невольниками превращаются, наоборот, в причину самого беспощадного отношения к рабу, так как, раз его можно возместить новым рабом, привезенным из чужих рассадников негров, продолжительность его жизни становится менее важной, чем его производительность в то время, пока она продолжается. Поэтому правило рабовладельческого хозяйства тех стран, в которые ввозятся рабы, таково: самая действительная экономия заключается в том, чтобы выжать из человеческого скота (human cattle) возможно большую массу труда в возможно меньший промежуток времени»1.
Рабы на образцовой вилле Катона составляют основную категорию рабочих, рядом с которой применялись другие, дополнительные категории рабочих, привлекаемых к работе в страдную пору, на время сбора винограда и жатвы. Подряды на сезонные работы брали с аукционов или по личной договоренности с хозяином виллы подрядчики, приводившие с собой рабочих-рабов и свободных (operarii). Артели пришлых рабочих были довольно значительны. В поместье Луция Манлия в Венафре2, которое ближайшим образом имеет в виду Катон, на одной только маслиновой плантации было занято 50 пришлых рабочих. Оплата наемных рабочих происходила натурой из части продукта. В окрестностях города Казина, где была расположена описываемая Катоном вилла, арендатор получал '/5, 73, '/7, '/g, 710 с собранного урожая».
За перечислением живого следует столь же подробный перечень мертвого инвентаря: лопат, заступов, кирок, серпов, амфор, сосудов для хранения вина и масла, словом, полного набора сельскохозяйственных инструментов. Из всех описываемых Катоном сельскохозяйственных орудий самым дорогим и технически наиболее сложным является пресс для масла и вина — трапет (trapetum).
Из сочинения Катона можно заключить, что во II в. плантационная система уже вошла в практику и привлекла внимание италийских хозяев. Главным районом распространения садово-огород- ной культуры были предместья Рима и других городов (suburbanae villae). В более отдаленных районах господствующим типом хозяйства оставалось пастбищное, а отчасти и зерновое, вытесненное в районах больших городов привозным хлебом.
К началу III в. до н. э. аграрный вопрос, остро стоявший в период борьбы патрициев и плебеев, был в значительной степени смягчен благодаря завоеванию Италии и систематически проводившейся политике колонизации. Но в III в. до н. э. он снова начинает обостряться, с тем чтобы в середине II в. до н. э. стать важнейшей проблемой римской жизни.
Аппиан, говоря о причинах аграрной реформы братьев Гракхов, пишет следующее:
«Богачи, заняв большую часть этой не- поделенной земли 1 и вследствие давности захвата надеясь, что ее у них не отберут, стали присоединять к своим владениям соседние участки бедных, частью скупая их за деньги, частью отнимая силой, так что в конце концов в их руках вместо небольших поместий оказались огромные латифундии. Для обработки полей и охраны стад они стали покупать рабов... Таким образом, могущественные люди чрезвычайно богатели, а страна наполнилась рабами. Напротив, число италиков уменьшилось, так как их изнуряли бедность, налоги и военная служба. Но и тогда, когда эти тягости становились несколько легче, италики все же оставались без работы, так как земля принадлежала богатым, которые возделывали ее не с помощью свободных, а руками рабов» 2.
Такова классическая картина, нарисованная Аппианом. Несмотря на попытки, делавшиеся в научной литературе, взять под сомнение его свидетельство, оно подтверждается всеми другими источниками и всеми событиями гражданских войн. Таким образом, перед нами факт значительной концентрации земли в Италии накануне движения Гракхов, т. е. в середине II в.
Это явление вызвали следующие причины. Во-первых, колоссальное развитие рабства, что давало возможность широкого применения в земледелии относительно дешевого рабского труда и создавало условия для ведения крупного хозяйства.
Во-вторых, наличие больших масс денежного капитала, которые частично шли в сельское хозяйство, дававшее не столь высокий, как откупа и торговля, но зато более верный и постоянный доход. Вложение капитала в сельское хозяйство облегчало скупку и концентрацию земель.
В-третьих, политическое господство нобилитета, давшее возможность широко черпать нужные ему запасы земель из государственного фонда (ager publicus). Нобилитет, находясь у власти до эпохи Гракхов, бесконтрольно распоряжался
государственной землей и из огромного запаса, образовавшегося в результате завоевания Италии, создал себе крупные земельные владения.
Италийское поместье до известной степени носило натурально-замкнутый характер. Будучи снабжено постоянными кадрами рабочей силы, в числе которых находились и ремесленники, оно в значительной мере могло обходиться внутренними ресурсами, не прибегая систематически к рынку. Стремление к хозяйственной автаркии (самостоятельности) — типичная черта античной жизни. Однако в сельском хозяйстве Италии II в. до н. э. все более начинают проявляться и элементы товарности.
Обратной стороной процесса концентрации земли было обезземеление мелких собственников. Оно вызывалось не столько конкуренцией крупного рабовладельческого хозяйства (история показывает, что мелкий земельный собственник путем крайнего напряжения сил и ограничения потребностей может очень долго выдерживать конкуренцию крупного хозяйства), сколько наличием дешевого привозного хлеба Это была та же самая причина, которая заставляла италийских помещиков отказываться от разведения зерновых культур. Низкие цены на хлеб делали и для крестьянина невыгодным хлебопашество, а перейти к виноградарству, оливководству и т. п. рядовому крестьянину было почти невозможно: для этого у него не было средств. Прогрессивно падающая доходность зерновых культур означала для италийского крестьянина разорение и последующее поглощение его мелкого участка более сильным и более приспособленным к новым условиям крупным рабовладельческим хозяйством.