Образовательный потенциал туризма
Современная образовательная система далека от совершенства, реальных потребностей общества и ребенка. Причиной тому является отсутствие системного подхода к развитию образования со стороны государственных чиновников, федеральных, региональных и местных властей. В частности, укажем на три проблемы современного образования:
1) в целостном образовательном процессе непропорционально и однобоко представлены различные его составляющие;
2) образованию в общеобразовательной школе не хватает практи-ко-ориентированной направленности;
3) недостаточно учитывается возраст детей.
Как отмечал B.C. Леднев, образование представляет собой триединый процесс обучения, воспитания и развития [5]. Поэтому рассмотрим отдельные составляющие образовательного процесса. В образовательном процессе в системе общего образования России в наибольшей степени деформирован процесс обучения.
В первую очередь это относится к содержанию образования. Процесс обучения в общеобразовательной школе носит более аналитический, чем синтетический характер. Школьник учится в большей степени узнавать, чем создавать, придумывать, конструировать на основе приобретенных по учебникам знаний. То есть в системе образования, в содержании обучения реализуется элементарист-кий подход, не дающий целостного представления о мире и не организующий их деятельность как целостную систему. В последние годы на это обратили внимание, введя в практику обучения проектирование. Шаг в направлении интеграции учебных предметов был также сделан, когда ввели предмет «Естествознание». Однако сделаны только первые шаги в нужном направлении. Возможно, такое положение есть следствие нашего менталитета в данный исторический период времени. В России цикл общественного воспроизводства искажен, незавершен. У нас больше исследуют, обучают, но не доводят результаты до промышленного производства, из-за чего экономика неэффективна, а уровень жизни низок. Результатами российских исследований (не доведенными до стадии продукта), нашими кадрами (не востребованными промышленностью, для кого мы учим?) пользуются другие страны. Можно сказать, что образовательному процессу не хватает условий, от которых зависит его целостность. Большим образовательным потенциалом для создания таких условий обладает туризм. Но как образовательный, как специально организованная система, туризм, в стране практически отсутствует. Это при том, что на основе туризма можно организовывать образовательный процесс синтетического характера, как некий этап, формирующий завершенность, целостность содержания образования, а через него и целостность развивающейся в определенном возрасте личности. Синтетическую роль для академических школьных предметов играет и технология, на основе которой также можно организовать проектное обучение. Но, технология это также кабинетная учебная дисциплина, предметом разработки которой является искусственная среда.
Рассмотрим, что может дать специально организованный туристский поход для обучения. Во-первых, в содержании обучения - реализацию межпредметных связей. В образовательном процессе, организованном в условиях туристского похода прочувствывается смысл, назначение, место отдельных предметов в системе учебных дисциплин. Для выполнения тематической проектной раиоты, дети должны собирать необходимые сведения, полученные в процессе наблюдений, замеров, экспериментов, исследований. Это могут быть работы по географии, биологии, экологии, геологии, химии, ОБЖ, экономике, математике, истории, литературе и др. В процессе туристского похода учащиеся приобретают практические навыки по этим предметам, а также знания умения и навыки туристского характера. Приобретаются и управленческие навыки, ведь сам поход и его образовательная составляющая должны быть предварительно подготовлены, спланированы, должны быть спрогнозированы возможные варианты развития событий. В походе учащиеся овладевают методами обучения и исследования. К тому же, образовательный туризм имеет большую профориен-тационную составляющую краеведческого, спортивного, туристского и другого характера.
Второй составляющей образования - воспитанию уделяется еще меньше внимания. Зачастую оно сводится к назиданию и также носит фрагментарный характер. Недостатком внимания к воспитанию в школе можно объяснить падение нравов, культуры поведения подрастающего поколения, отношение к природе и так далее. Л. С. Выготским установлен закон формирования высших психических функций [4]. Согласно этому закону, высшие психические функции возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. При этом индивид овладевает промежуточным звеном преобразования - стимулом, которое опосредствует данный процесс. Поэтому, если стимул недостаточен, не доходит до сознания, то затруднено формирование необходимых функций ребенка, например, нравственной, эстетической. М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер утверждали, что содержание образования не двух, а четырехкомпонент-ное. Помимо знаний и умений оно включает в свой состав также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру [6]. Традиционное образование до сих пор основано на первых двух составляющих содержания образования, очень незначительно внедряется опыт творческой деятельности, и практически не применяется в практике опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. То есть для воспитания необходима деятельность, пронизанная эмоциональностью. Такая деятельность внутренне присуща образовательному туризму. Трудно найти другую сферу деятельности для воспитания множества положительных сторон личности как во время образовательного туристского похода. У детей воспитывается воля, дисциплинированность, любовь к природе, родному краю, Родине, планете Земля. Вырабатываются знания и умения общения, быстрее происходит социализация личности. Быстрее усваиваются нормы и правила поведения в коллективе, познается их социальный смысл. Дети учатся жить и работать в коллективе в настоящей, а не в игровой ситуации.
В ряде образовательных теорий утверждается, что развитие идет вслед за обучением, считается, что человек развивается обучаясь, и не надо его развивать специально. В других концепциях целенаправленному развитию ребенка уделяется специальное внимание. Считается, что развитие это основная ценность образования и ребенка нужно специально развивать в процессе обучения. Традиционное российское образование в основном не является специально развивающим. В системах же развивающего обучения практика и технологии являются «кабинетными» и происходят в искусственной среде. Туризм есть та деятельность, в которой развиваются многие стороны личности: физические, психические, интеллектуальные, художественные, эмоциональные, поэтические. Причем, развитие этих сторон личности происходит в рамках целостной деятельности и способствует ее большей структуризации, формированию гуманистического мировоззрения. Одна из проблем образования - это устранение противоречия между потребностями общества и личности. Содержание, методы, средства и организационные формы обучения должны разрабатываться с учетом возраста учащихся. Однако они также определяются потребностями общества в обучении подрастающего поколения, при этом далеко не всегда при разработке содержания образования в должной мере учитываются особенности возраста ребенка. Известно, что каждый возраст сензитивен (чувствителен) к определенной деятельности [4]. Например, младший школьный возраст наиболее чувствителен к учебной деятельности и здесь не возникает особых проблем с учебой. Для подросткового возраста (11-16 лет) учение занимает основное время, но ведущей деятельностью становится интимно-личностное, стихийно-групповое общение со своими сверстниками. Этот возраст сензитивен для развития взаимоотношений.
В подростковый период у детей возникает ощущение взрослости, у них формируется ответственное действие, способность к целепо-лаганию, развивается социальное самосознание (12-14 лет). Доминантными интересами подростков становятся «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной персоне; «доминанта дали» - установка подростка на обширные масштабы, ко торые для него более приятны, чем близкие; «доминанта усилия» - тяга к преодолению, к волевым усилиям, борьбе против воспитательного авторитета; «доминанта романтики» - стремление к неизвестному, к героизму, к романтике.
В биологическом смысле подростки приобретают черты взрослого, но в социальном отношении они мало отличаются от детей. В группу взрослых их не пускают, тогда им ничего не остается, как устанавливать тесные связи с ровесниками. Подростковый возраст самый неустойчивый и наиболее критический из периодов онтогенеза. В этом возрасте происходит перестройка отношений между ребенком и средой, усвоение внешних признаков «взрослости», разрыв идеала и реальности, происходит потеря учебной мотивации, снижение успеваемости. Так как взрослые считают подростков детьми, то происходит ухудшение отношений с родителями, учителями при давлении на них по поводу снижения успеваемости, возникают конфликты с самим собой, собственным «я». Проявлениями кризиса являются дерзость, упрямство, бахвальство, скрытность, болезненное самолюбие и обидчивость, грубость; неуравновешенность, вспыльчивость, частая смена настроения, подавленность. Возникают различные формы псевдоответственности: манипулирование правилом, своеволие, перевод содержательной ситуации в план межличностных отношений, нежелание подчинятся авторитету взрослых, стремление освободиться из-под опеки со стороны родителей и взрослых; агрессия в адрес школьного и взрослого, противодействие учителю, требование доверия и предоставления самостоятельности (т. е. требование равноправия со взрослыми). Часто происходит переоценка своих возможностей, протест против родительской опеки и одновременно страх перед свободой.
Туризм же создает ту среду, ту обстановку, которая дает подросткам возможность проявить свои «взрослеющие» способности, самостоятельность, преодоление трудностей, романтику, обширные пространства и т.д. То есть, в туристском походе происходит мягчение возрастных кризисных проявлений, а учебная деятельность приобретает исследовательский, нужный, привлекательный смысл. В небольшом коллективе, который находится в некоторой изоляции от общества, в непривычных условиях, особенно выпукло проявляются различные качества личности детей. В этих условиях может повыситься статус многих детей, которые в трудных условиях проявят себя с положител.ьной стороны, а другим поможет взглянуть на себя критически. Разумеется, сам поход, проживание на свежем воздухе, физические нагрузки являются мощным фактором укрепления здоровья, активным отдыхом на природе. Результатом образовательного процесса в форме туристского похода, или в условиях загородного лагеря, который может быть опорным пунктом пребывания учащихся, будет целостное многоплановое развитие личности. По приезду домой учащиеся должны написать развернутый отчет о проделанной работе, возможно в виде сочинения, представить описание выполнения тех заданий, которые они получили с таблицами, графиками, расчетами. Отчет должен быть многоплановым, в который можно поместить свои впечатления о природе, товарищах, стихи, зарисовки и т.п. Но все это должно носить продуманный, системный характер, иметь форму научной работы, а не быть сочинением на вольную тему или стенгазетой. Только такой подход может принести реальную пользу, а не превратится в обычный отдых в загородном детском лагере отдыха.
Введение туризма как основы для создания целостной системы образования потребует изменения внутришкольного управления. Теперь для подготовки туристского образовательного похода необходимы согласованные действия учителей разных предметов, которые будут выступать в качестве коллективного субъекта управления. Более многогранными станут все управленческие действия в целостном управленческом цикле. В ряде работ [1,2,3] мы приводили структуру управленческого цикла, которая включает в себя как управленческие действия ориентацию (проблематиза-цию), целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию и контроль. Обязательной станет исходная ориентация класса, намеченного для занятий в условиях турпохода, постановка проблем. Более целостными и сложными должны быть как общая цель, так и цели каждого отдельного ученика. Потребуются предверительные действия прогнозного характера, тщательное планирование образовательного похода, организация мероприятия, как в школе, так и во время похода и пребывания в лагере. Каждый должен подготовиться к походу и выполнению там задания еще в классе, задолго до похода. Целенаправленная подготовка к походу потребует и от самих детей согласованных действий, распределения обязанностей, применения предметов общего и индивидуального характера, что будет формировать у детей целостное представление о коллективе и мероприятия в целом. Для тех детей, которые по разным причинам не смогут принять участие в туристском походе можно давать задания внутри населенного пункта, лишь бы оно носило интегративный характер. Подобные мероприятия могут выполняться в рамках школьного компонента базисного учебного плана, в виде специального предмета. Так как основой образовательной деятельности является педагогическая система, которая включает в себя педагога, то потребуется переподготовка учителей. Целесообразным было бы готовить для школ на факультетах физической культуры вузов специалистов по туризму, которые могли бы выступать в качестве методистов для выполнения целей образовательного туризма. Возможно, осуществлять дополнительную туристскую специализацию для учителей географии, биологии и некоторых других. Важно чтобы для этой цели направленность обучения педагогических кадров была не чисто туристская как специальность, а именно как образовательного туризма.
Введение образовательного туризма в практику общеобразовательной школы потребует ломки многих стереотипов на разных уровнях системы образования. Хотя в ряде стран в общеобразовательных школах изучают, казалось бы, экзотические предметы, например, шахматы и многое другое, непривычное для нас. Таким образом, образовательный туризм является мощным фактором повышения эффективности образования за счет своей системообразующей природы. Его внедрение в систему образования позволит разрешить многие существующие сейчас в отечественном образовании проблемы. Он объединяет отдых и обучение, укрепляет здоровье и развивает ребенка, способствует развитию личности и ускоряет ее социализацию. Кроме того, образовательный туризм является стимулом для большей интеграции промышленности и образования, развития всей инфраструктуры страны.
© А. Н. Атрашенко
Литература:
1. Атрашенко А. Н. Теоретико-методологический анализ уровне-вого строения управления общественными системами/ А.Н. Атрашенко// Известия Томского политехнического университета, Том 307, №6, 2004. - С. 144-148.
2. Атрашенко А. Н. К проблеме выявления уровней системы управления/ А. Н. Атрашенко// Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. 2004.- №5. С.11-15.
3. Атрашенко А. Н. Целостность многоуровневой системы управления/ А.Н. Атрашенко// Модернизация российского образования. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования: - Новосибирск: ГЦРО, 2005. - Т. XVI- (Сер. тр., прил., к журн. «Философия образования»). - 308 с.
4. Выготский Л. С. Проблема возраста/ Л. С. Выготский// Хрестоматия по детской психологии. - М.: ИПП, 1996.
5. Леднев B.C. Содержание образования:/ B.C. Леднев. - М.: Высш. шк„ 1989.
6. Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика/ И. Я. Лернер// Народное образование. - 1990.- № 12.