Новейшая история Болгарии

Содержание

1. Экономическое и социально-политическое положение в Болгарии во 2-ой половине 80-х годов ХХ века.
2. Преобразования в Болгарии в 90-е годы ХХ века.

1.Экономическое и социально-политическое положение в Болгарии во 2-ой половине 80-х годов ХХ века.

С 1959 года Правительством Болгарии был взят курс на «ускоренное экономическое развитие» страны.  Вплоть до 80-х годов страна следовала взятому курсу.
Но возникла неудовлетворительность достигнутыми  результатами, которое  болгарское руководство объяснило несоответствием системы государственного управления требованиям технического прогресса и научно-технической революции и выдвинуло на первый план необходимость ее реформирования.
Концепция «нового экономического механизма» была представлена в 1979 г. Реформы, призванные повысить производительность труда, улучшить качество продукции, сделав ее конкурентоспособной на мировом рынке, основывались на принципах децентрализации, «мобилизации снизу», самообеспечении, использовании элементов рыночной экономики и т. п. Стержневым являлось положение: «государство — собственник, а трудовой коллектив — хозяин собственности».
Результаты данной политики стали ощутимы в начале 80-х гг. Немаловажную роль имело и развитие экономических связей со странами Западной Европы. В 1975 г. были заключены договоры об экономическом сотрудничестве на десятилетний период с Западной Германией и Португалией, подписаны соглашения с рядом крупных международных концернов и т.д. Благодаря во многом освоению рынков США, Японии и скандинавских стран, а также реэкспорту советской нефти Болгарии в начале 80-х гг. удалось в некоторой степени снизить свою задолженность западным государствам (в 1982 г. валютный долг Болгарии сократился в два раза).
Однако наметившиеся тенденции оживления экономики оказались неустойчивыми. В 1984 г. Болгарии пришлось столкнуться с первыми признаками энергетического кризиса, который привел в 1985 г. к введению жесткого режима экономии.
Ухудшение экономического положения страны, связанное во многом с переменами в политике Советского Союза, требовало принятия радикальных мер, к чему болгарское руководство оказалось абсолютно неготовым. Состоявшийся в 1986 г. XIII съезд БКП не внес практически ничего нового, подтвердив необходимость введения в действие «нового экономического механизма» и внедрения достижений научно-технической революции.
Растерянность руководства страны была особо заметна на фоне все больше углублявшихся к концу 80-х гг. кризисных явлений. Дезорганизация управления хозяйственной деятельностью на всех уровнях, проблемы внешнеэкономического свойства, вызванные, в первую очередь, потерей советского рынка, привели к нарушению функционирования ведущих отраслей производства. В 1989 г. было зафиксировано резкое сокращение национального дохода, Болгария столкнулась с невозможностью обеспечить выплату внешнего долга, достигшего, согласно обнародованным на декабрьском пленуме 1989 г. данным, 11,5 млрд дол., возросла инфляция, возник дефицит товаров первой необходимости, появилась скрытая безработица и т.д. Рост экономических трудностей во многом обусловил радикализацию общественных настроений.
В начале 80-х гг. Болгарии пришлось столкнуться с рядом внешнеполитических проблем. В 1982 г. болгарские спецслужбы были обвинены в причастности к покушению на Папу Иоанна Павла II, а также в незаконной торговле оружием и наркотиками. США отнесли Болгарию к странам, занимающимся «финансируемым государством терроризмом».
В 1984 г. опасность эскалации терроризма нависла над самой Болгарией. Во время поездки по стране Т. Живкова взорвались бомбы на железнодорожном вокзале в г. Пловдиве и на аэродроме в г. Варне, затем имели место взрывы на улицах других городов. Согласно официальным данным, они явились причиной гибели 30 человек. Ни одна из организаций не взяла на себя ответственность за эти террористические акты. Но они увязывались, несмотря на отсутствие прямых тому свидетельств, с недовольством мусульманского населения Болгарии политикой насильственной ассимиляции, обозначавшейся как «возродительный процесс».
В декабре 1985 г. ожидалась перепись в районах, где преобладало мусульманское население. Вероятно, в связи с этим в 1984 г. была предпринята кампания по замене неболгарских имен на болгарские. Подведенная под нее «теоретическая» база сводилась, по существу, к утверждению, что мусульманское население в Болгарии этнически является болгарским. Были введены ограничения на использование  турецкого языка и т.д. По имеющимся сведениям, «возродительный процесс» в 1985 г. стоил жизни 50 мусульманам.
Нараставшие социальные проблемы, бюрократизм, коррупция, привилегии номенклатуры представляли собой главные источники проявлявшегося в общественных настроениях недовольства. Последнее обстоятельство привело к «закручиванию гаек» в духовной сфере. При этом власти в большей степени реагировали на события, чем предвосхищали их.
Характеризуя сложившуюся обстановку как «переломный период в развитии социализма», руководство страны в 1987 г. предложило новый пакет реформ. Однако реформаторская суматоха не в состоянии уже была заглушить усилившуюся в обществе под влиянием, в частности, событий в СССР потребность в кардинальных переменах во всех сферах жизни, включая политическую.
С тем чтобы снять возраставшее напряжение, Т. Живков от имени ЦК в 1988 г. предложил с целью периодического обновления руководящих органов партии ввести мандатную систему, изменить утвердившийся механизм выборов, предоставив возможность баллотироваться более чем одному кандидату и т.д. Вместе с тем, касаясь проблемы «гласности», Т. Живков, по сути, впервые дистанцировался от политики советского руководства, подчеркнув, что в Болгарии «после апрельского пленума ЦК БКП 1956 г. были решены многие проблемы, которые в настоящий момент оказались в центре внимания общественности некоторых социалистических стран». Он заявил, что недопустимо использование «гласности» для «возбуждения негативистских настроений по отношению к отдельным ценностям и идеалам социализма». Таким образом, партийное и государственное руководство во главе с Т. Живковым демонстрировало свою готовность к демократическим преобразованиям, но исключительно в очерченных им границах. Образование в стране идейно-политической организованной оппозиции в его планы не входило.
Начало «бархатной» революции 1989 года. Общественное недовольство первоначально вылилось в протест против проводившейся политики в области экологии. В феврале 1988 г. состоялась несанкционированная демонстрация, в которой приняли участие более 2 тыс. человек. Собравшиеся потребовали предпринять решительные меры по спасению г. Русе, страдавшего от румынских химических заводов. В марте был создан общественный Комитет экологического спасения Русе. Через год в Болгарии помимо независимого объединения «Экогласность», сменившего Комитет экологической защиты Русе, существовали такие организации, как Клуб поддержки гласности и перестройки, Комитет защиты религиозных прав, Независимое общество защиты прав человека, движение «Гражданская инициатива», независимый профсоюз «Подкрепа» («Поддержка»). Ряд из них заявил о себе во время событий лета 1989 г.
В конце мая 1989 г. накануне начала работы в Париже конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе группа болгарских мусульманских лидеров объявила голодовку в знак протеста против ущемления прав мусульманского населения. Комментируя происходящее, Т. Живков заявил, что те этнические турки, которые отдают предпочтение капиталистической Турции, могут покинуть страну. К августу, пока отчаявшиеся власти Турции сами не закрыли границу, Болгарию покинули 344 тыс. человек. В возникшей конфронтации между Турцией и Болгарией первая получила поддержку со стороны США, а вторая оказалась в изоляции.
В сложившейся обстановке для болгарского руководства являлось исключительно важным вернуть стране престиж на международной арене, доказав, что в ней совершается реальный процесс демократизации общественно-политической системы. Этим объясняется та настойчивость, с которой оно боролось за избрание Софии местом проведения европейской конференции по экологическим проблемам.
Однако во время работы экофорума в октябре 1989 г. на глазах иностранных журналистов работники правоохранительных органов Болгарии избили демонстрантов. Это происшествие послужило детонатором, ускорившим и без того неизбежное столкновение в высших структурах власти. 10 ноября 1989 г. Т. Живков подал в отставку с постов генерального секретаря ЦК БКП и председателя Государственного совета.
Новым генеральным секретарем партии был избран бывший министр иностранных дел П. Младенов, определивший в качестве основной задачи БКП создание «истинного» социализма через демонтирование командно-административной системы и образование самоуправляющегося гражданского общества.

1. Преобразования в Болгарии в 90-е годы ХХ века.

Отставка Т. Живкова позволила в ноябре 1989 г. вывести из руководства БКП представителей так называемого «консервативного» крыла. Сам Т. Живков в декабре был исключен из партии, а затем подвергнут судебному преследованию.
На состоявшемся в декабре 1989 г. пленуме обновленный ЦК БКП подтвердил свою приверженность «социалистическому выбору». Рассматривая вместе с тем необходимость перемен в качестве насущной общественной потребности, Центральный комитет постановил разработать новый избирательный закон, провести не позднее мая 1990 г. парламентские выборы, создать законодательную базу для осуществления реформ в области экономики и т.д.
Одновременно в декабре 1989 г. оппозиционные партии (БЗНС «Н. Петков», БСДП, Радикально-Демократическая), а также движения («Экогласность» и др.) объединились в Союз демократических сил (СДС). Выступая с антикоммунистических позиций, СДС поднял вопрос о роли и месте БКП в общественно-политической системе страны.
Под давлением оппозиции Народное собрание в январе 1990 г. отменило положение ст. 1 Конституции, провозглашавшее БКП «руководящей силой в обществе и государстве».
Проблемы разделения партийных и государственных структур, проведения парламентских выборов на многопартийной основе, созыва Великого Народного собрания явились предметом обсуждения Национального круглого стола, первое заседание которого состоялось 16 января 1990 г.
Предпосылки для созыва Национального круглого стола создали события, развернувшиеся вокруг принятого в декабре 1989 г. постановления о восстановлении гражданских прав мусульманского населения Болгарии. Его противники провели многочисленные акции протеста, кульминационной точкой которых явился организованный 7 января 1990 г. митинг в Софии. СДС, осудивший на демонстрации 14 января проявления национализма и шовинизма, использовал момент для выдвижения ряда политических требований. Во избежание усиления конфронтации председатель Народного собрания С. Тодоров предложил сформировать из представителей БКП, СДС, а также религиозных групп и турецкого меньшинства Общенародный комитет национального примирения. Создание комитета заложило необходимые основы для начала работы Национального круглого стола.
В сложившейся обстановке БКП выразила готовность разделить власть, а вместе с ней и ответственность с другими общественно-политическими силами. На внеочередном XIV съезде партии (30 января—2 февраля 1990 г.) прозвучало предложение образовать «правительство национального согласия, способное вывести страну из кризиса». Однако отклика оно не нашло. Более того, поскольку БЗНС отказался войти в правительство, образованное по решению XIV съезда, БКП лишилась своего коалиционного партнера. В результате партии впервые за все время нахождения у власти пришлось создать свой однопартийный кабинет.
XIV съезд провозгласил БКП партией рабочих, крестьян, интеллигенции, всех тех, кто разделяет ее цели и платформу; запретил создание первичных партийных организаций в армии, органах безопасности и судах; заменил принцип демократического централизма принципом демократического единства, допускающим наличие различных идейных течений при общем плюрализме мнений, и т.д. Был принят новый устав партии, а также манифест, провозглашавший, что партия как политическая организация «нового типа» продолжит «активную идейную и политическую борьбу за социалистический выбор».
В апреле 1990 г. в соответствии с результатами общепартийного референдума БКП была переименована в Болгарскую социалистическую партию (БСП). Хотя к декабрю 1991 г. партия сократилась в количественном отношении наполовину, тем не менее, она продолжала оставаться наиболее крупной среди огромного количества возрожденных и новообразованных политических организаций.
Сформированный в феврале 1990 г. совет министров, который возглавил А. Луканов, отменил ограничения на использование наемной рабочей силы, создал условия для проявлений частной инициативы в сфере торговли и обслуживания, узаконил стачки после обязательного арбитража и т.д. Он принял предложение СДС, чтобы проект новой конституции был подготовлен избранным в условиях многопартийности парламентом. На основании достигнутой договоренности 3 апреля был распущен Государственный совет. До выборов в Великое Народное собрание исполнение функций президента страны парламент возложил на П. Младенова. Он также утвердил законы о выборах и о политических партиях, которым не допускалось образование объединений на этнической или религиозной основе.
При выработке своей предвыборной платформы БСП приняла во внимание проявлявшуюся в общественных настроениях двойственность: стремление к радикальным переменам и одновременно к сохранению стабильности. Она попыталась представить себя как силу, не только начавшую демократические преобразования в обществе, но и единственно способную довести их до конца, обеспечив максимальную защиту социальных интересов населения. При этом партия отказалась от конкретизации стратегических целей и отдельных аспектов будущей политики. Предвыборная платформа СДС, наоборот, являлась программой действий. Ею предусматривалось утверждение в Болгарии рыночной экономики, свободной духовной культуры, демократического парламентаризма, правового государства, гарантирующего гражданские свободы. Тактические линии БСП и СДС в проведении избирательных кампаний также существенно различались. Первая демонстрировала умеренность и терпимость, воздерживаясь от резких нападок на оппозицию, тогда как второй действовал агрессивно-наступательно.
Выборы в Великое Народное собрание состоялись в июне 1990 г. БСП, за которую проголосовало 47% избирателей, получила из 400 мест в парламенте 211, СДС — 144, БЗНС — 16, Движение за права и свободы (ДПС), представлявшее фактически интересы мусульманского населения Болгарии, — 23. С победой на выборах перед БСП открылась перспектива остаться единственной реально управляющей партией, поскольку обладание большинством в Великом Народном собрании давало ей возможность добиться переизбрания П. Младенова президентом страны.
Оппозиция незамедлительно перешла в наступление. Лидер СДС Ж. Желев охарактеризовал выборы как «свободные, но нечестные». 12 июня 1990 г. студенты высших учебных заведений Софии объявили трехдневную «оккупационную» забастовку в ректорате Софийского университета, требуя предать гласности факты манипуляций и фальсификаций при проведении выборов, а также разбили в центре столицы палаточный городок, названный «городом истины».
Главный свой удар Союз направил на П. Младенова. Он был обвинен в подстрекательстве в декабре 1989 г. к применению силы против демонстрантов. Попытки П. Младенова оправдаться ни к чему не привели. В июле 1990 г. он оставил пост президента страны, и Великое народное собрание 1 августа избрало главой государства Ж. Желева. Таким образом, СДС, используя приемы плебисцитной демократии, удалось компенсировать свое поражение на парламентских выборах.
Однако напряжение в обществе, источником которого являлось противостояние между противниками Социалистической партии и ее сторонниками, не ослабевало.
Осенью 1990 г. на первый план вновь вышли экономические проблемы. За первое полугодие 1990 г. объем производства сократился на 10% по сравнению с показателями 1989 г., инфляция достигла 108%, значительно возросла безработица. В сентябре была введена купонная система распределения основных продуктов питания. Негативно на положении страны отразился кризис в Персидском заливе. Следуя решениям ООН, Болгария приостановила отношения с Ираком и в результате в 1990 г. недополучила 600 тыс. тонн нефти. В марте 1990 г. Болгария прекратила выплату своего внешнего долга, а в июне и процентов по нему. В то же самое время разработанный правительством А. Луканова при содействии специалистов из США и МВФ проект программы реформ не был принят ни СДС, ни БЗНС. В сентябре 1990 г. премьер-министр А. Луканов признал, что страна находится на грани экономической катастрофы.
В ноябре 1990 г. СДС выступил с предложением в Великом Народном собрании выразить вотум недоверия кабинету А. Луканова. Не получив поддержки, фракция СДС покинула парламент. После этого в борьбу вступил профсоюз «Подкрепа». Им была объявлена всеобщая забастовка. 29 ноября А. Луканов вынужден был подать в отставку.
В сформированном в декабре 1990 г. коалиционном правительстве, которое возглавил беспартийный Д. Попов, БСП утратила монополию на ключевые посты. Таким образом, с этого момента Социалистическая партия лишилась своей роли решающей политической силы.
С тем чтобы обеспечить условия для проведения реформ, кабинет Д. Попова добился 200-дневнего моратория на забастовки и политические демонстрации. Он отпустил цены, освободил Болгарский народный банк от контроля со стороны правительства, подготовил законопроекты, предусматривавшие «деколлективизацию» сельского хозяйства и приватизацию мелких предприятий. Предпринятые кабинетом Д. Попова меры обеспечили ему поддержку со стороны Европейского союза, который в связи с энергетическим кризисом (вызванным, в частности, остановкой четырех из шести реакторов Козлодуйской атомной электростанции) предоставил стране 13 млн дол.
В июле 1991 г. была принята новая конституция, провозгласившая Болгарию унитарным, демократическим и правовым государством. Однако ею остались недовольны ведущие политические силы. БСП не устраивало отсутствие в конституции формулировки, определяющей Болгарию как «социальное» государство, а СДС — объем полномочий президента.
Утвердив конституцию, Великое Народное собрание выполнило свое предназначение. Новые парламентские выборы состоялись в октябре 1991 г. В них приняло участие 38 партий. Но только три смогли провести своих депутатов в Народное собрание. Из 240 мест СДС получил 110, БСП — 106 и ДПС — 24. Результаты выборов подтвердили факт доминирования в Болгарии, при значительном количестве партий, Союза демократических сил и Социалистической партии.
В ноябре 1991 г. было образовано правительство во главе с Ф. Димитровым. Большую часть постов в нем заняли представители СДС. В январе 1992 г. в стране состоялись первые президентские выборы, победу на которых одержал Ж. Желев. Он получил около 53 % голосов избирателей. Таким образом, власть в стране перешла к СДС.
Кабинет Ф. Димитрова начал свою деятельность с кадровых чисток государственного аппарата и других управленческих структур, удалив из них бывших функционеров коммунистической партии и сотрудников госбезопасности.
Предпринимавшиеся правительством меры по «декоммунизации» страны вызвали обострение напряжения. Против политики кабинета вынужден был выступить президент Ж. Желев, обративший внимание, что она ведет к изоляции СДС и сужению социальной базы реформ.
В конце 1992 г. кабинет Ф. Димитрова сменило новое правительство, которое возглавил профессор экономической истории Л. Беров. По сути, перед ним стояли те же задачи, что и перед предшествовавшими кабинетами: реформирование экономики и обеспечение кредитов для страны. Правительство «профессионалов» Л. Берова продолжило осуществление начинаний кабинета Ф. Димитрова, оставившего после себя законы о приватизации, частных и иностранных капиталовложениях, возвращении конфискованной в 1947— 1962 гг. собственности ее бывшим владельцам. В 1993 г. оно утвердило принципиальную схему «массовой» приватизации, к осуществлению которой намечалось приступить в первой половине 1994 г.
Однако темпы проведения реформ оказались неудовлетворительными. Так, вопреки ожиданиям к январю 1994 г. только 46% земельной собственности было передано в частное владение. В то же время анархия в сфере экономики и связанная с ней организованная преступность значительно усилились. Необходимость присоединения Болгарии к санкциям ООН по отношению к Сербии и Черногории только способствовала росту трудностей.
Предпринимавшиеся правительством меры, включая проведенную им приватизацию земельной собственности, встречали жесткий отпор со стороны СДС. Союз обвинял кабинет Л. Берова в «рекоммунизации», неоднократно ставил вопрос о вынесении ему вотума недоверия, требовал проведения досрочных парламентских и президентских выборов.
Радикализм и нетерпимость СДС оттолкнули от него многих сторонников, что отразилось на результатах прошедших в 1994 г. парламентских выборов. На них коалиция, возглавлявшаяся БСП, получила 43,5% голосов, а СДС — 24,23%.
От нового правительства, которое возглавил лидер БСП Ж. Виденов, электорат Социалистической партии ожидал главным образом: снижения цен на основные продукты питания, сокращения коммунальных платежей, нормализации болгаро-российских отношений и тем самым облегчения доступа болгарских товаров на рынок Российской Федерации, решения топливно-энергетических проблем страны. Однако в 1995—1996 гг. кризисные явления только усилились: произошел обвал национальной валюты, инфляция в 1996 г. достигла 310%, увеличились цены на электричество и бензин, уровень жизни в стране резко упал.
Неспособность правительства Ж. Виденова справиться со стоявшими перед ним задачами обусловила итоги состоявшихся в ноябре 1996 г. президентских выборов. Президентом страны был избран П. Стоянов, представлявший Объединенные демократические силы — СДС, Народный союз (БЗНС и Демократическая партия) и ДПС. После этого мобилизованные сторонники Объединенных демократических сил выдвинули требование отставки правительства БСП и проведения досрочных парламентских выборов. По стране прокатилась волна митингов и забастовок. Социалистическая партия пыталась различными мерами удержать свои позиции, однако, в конечном итоге, вынуждена была уступить. На период до выборов П. Стоянов назначил «служебное» правительство. Неудачи 1995—1996 гг. предопределили поражение БСП на парламентских выборах, прошедших в апреле 1997 г. Их результаты продемонстрировали нарушение сохранявшегося достаточно длительное время относительного равновесия сил между БСП и СДС. Победивший на выборах (в коалиции с БЗНС и Демократической партией) СДС занял ведущие позиции. Немаловажную роль в этом сыграл отказ Союза от антикоммунистической риторики, которая была присуща ему в прошлом, и обращение его к идеям национально-государственного строительства, направленным на консолидацию общества.
Образованное после выборов правительство возглавил лидер СДС И. Костов. Он нацелил свой кабинет, с одной стороны, на решение неотложных экономических задач, связанных со стабилизацией финансовой системы, реструктуризацией производственной сферы, завершением процесса приватизации, а с другой — на создание необходимых предпосылок для вхождения Болгарии в НАТО и объединенную Европу (Болгария является членом Совета Европы с 1992 г.).
Использованная литература.
1.Билунов Б.Н. Болгария и Россия: Сб. трудов Б.Н. Билунова. – М.,1996.
2. Денчев К. Болгария: время перемен.1989-1994 // Новая и новейшая история. –1994. -№:. –С.37-53.
3. История южных и западных славян: В 2 т.: Учебник. Т.2: Новейшее время / Под ред. Г.Ф. Матвеева, З.С. Ненашевой. – М.:МГУ,1998.
4. Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней. – М.,1987.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(16.5 KiB, 48 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!