Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт является основным источником права в государствах романо-германской правовой системы. Обычно нормативно-правовой акт понимается как юридический документ, принятый субъектом правотворчества и содержащий нормы права. Иногда в литературе отмечается, что это письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых или отмены устаревших норм.
Нормативно-правовой акт как источник права должен отвечать определенным требованиям. Во-первых, иметь объективно выраженную форму, т.е. нормативно-правовой акт может быть выражен в форме декрета, кодекса, основ, положения, устава, инструкции, регламента и т.д.
Нормативно-правовым актом может быть документ, который принят уполномоченным субъектом правотворчества. Конституция РФ и федеральное законодательство определяют такие субъекты: народ, Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, государственные органы исполнительной власти РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия различной формы собственности. Уполномоченные субъекты правотворчества могут принимать не любые нормативные правовые акты, а лишь такие формы, которые определены законодательством РФ для данного субъекта правотворчества. Так, Президент РФ принимает указы и распоряжения; Федеральное собрание – законы, постановления; Правительство РФ издает постановления и распоряжения; министерства РФ – приказы, распоряжения и т.д.
Нормативно-правовой акт должен быть издан в письменной форме, иметь установленные реквизиты (название нормативно-правового акта; наименование органа, принявшего данный акт; дату принятия нормативно- правового акта и его номер).
Для того, чтобы нормативно-правовой акт стал источником права, он должен быть принят в установленной процессуальной форме. Так, порядок принятия федерального закона определяется в ст.ст. 105-107 Конституции РФ, федерального конституционного закона – в ст. 108 Конституции РФ. В законодательстве определяется порядок принятия законов субъектов РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Законодательством определяется и порядок вступления в силу нормативно-правового акта. Важным требованием к нормативно-правовому акту является положение ст. 15 Конституции РФ, закрепляющее, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно- правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Каждый нормативно-правовой акт имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные элементы: а) преамбулу; б) пункты и статьи; в) главы; г) разделы; д) части; е) примечания; ж) приложения. Например, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.
Классификация нормативно-правовых актов осуществляется по различным основаниям. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Закон и его виды. В литературе понятие закона определяется единообразно – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами государственной власти, в особом процессуальном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения, которому должны соответствовать все другие нормативные правовые акты.
Из данного определения закона следуют основные признаки закона как наиболее важного источника права: во-первых, законы принимаются представительными органами, избираемыми народом, или непосредственно самим народом в порядке референдума; во-вторых, закон обладает высшей юридической силой; никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал, либо Конституционным судом РФ или конституционными судами республик; в-третьих, закон принимается в особом процессуальном порядке; в-четвертых, закон принимается по наиболее важным, социально-значимым общественным отношениям; в-пятых, ему должны соответствовать все другие нормативные правовые акты органов государства, местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты.
В литературе дается разнообразная классификация законов. В соответствии с Конституцией РФ различают федеральные законы и законы субъектов РФ. В свою очередь на уровне Российской Федерации выделяют Конституцию РФ, федеральные конституционные законы (ст. 108 Конституции РФ) и федеральные законы (ст. 105 Конституции РФ). Как правило, в каждой отрасли права действует кодифицированный федеральный закон: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.
Модельные законы принимаются Содружеством Независимых Государств (СНГ) и направлены на обеспечение единства правового регулирования общественных отношений в странах, входящих в состав СНГ. Они носят рекомендательный характер и требуют ратификации в каждом государстве.
В соответствии со ст.ст. 5 и 76 Конституции РФ представительные органы субъектов РФ принимают свои законы. При этом республика имеет свою конституцию, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав.
Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и виды. Подзаконные нормативные правовые акты – это официальные акты правотворческих органов, которые основаны на законе и направлены на конкретизацию и дополнение его положений. Можно выделить четыре уровня подзаконных нормативных правовых актов: федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; нормативные правовые акты общественных объединений, предприятий, организаций (локальные).
Федеральные подзаконные нормативно-правовые акты в свою очередь подразделяются на определенные виды в зависимости от органа, его издавшего. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ). Ведомственные нормативно-правовые акты включают в себя приказы, распоряжения, указания, инструкции, инструктивные письма, положения и т.д. министерств, государственных комитетов, федеральных служб, российских агентств, федеральных органов надзора и иных федеральных органов исполнительной власти.
К подзаконным нормативно-правовым актам субъектов РФ относятся постановления правительства субъекта РФ, распоряжения глав администраций и губернаторов субъектов, приказы и распоряжения, инструкции, рекомендации и т.д. органов исполнительной власти субъектов РФ. Порядок осуществления нормотворческой деятельности органами местного самоуправления определяется также законодательством субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, законодательству субъектов РФ могут быть отменены в судебном порядке.
Локальные нормативно-правовые акты, т.е. нормативно-правовые акты общественных объединений, предприятий, организаций различных форм собственности. Это учредительные документы: уставы, положения, правила внутреннего распорядка, приказы, распоряжения руководителей обществ, объединений, предприятий и т.д., которые действуют в пределах данных организаций, но учитываются органами государственной власти: органами исполнительной власти, судебными органами.