Неполная семья и ее социальная защита - Часть 2

Идентификация детей с родителями. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания, при котором ребенок как бы выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.
Современные исследователи, изучающие проблемы неполных семей пришли к выводам, что: во-первых, авторитет отца остается неизменным и стабильно низким (16%); во-вторых, значительно изменилось отношение подростков к матери как образцу для идентификации. Падение авторитета матери (с 21 до 15%) связано, по-видимому, с изменением ее трудового статуса. Большая доля в прошлом работающих женщин сегодня занята либо непрестижной работой, либо домашним хозяйством в силу невостребованности сферой общественного труда. В-третьих, достаточно стабильна установка старшеклассников на свою идентичность с обоими родителями: колебания в динамике лет составляют незначительную величину - 1-2%. И, наконец, весьма тревожный факт, выявленный исследованием, - нежелание значительной части школьников соотносить себя как личность ни с отцом, ни с матерью. Причем прослеживается четкая тенденция к увеличению сторонников такой позиции, что свидетельствует о нарастании так называемого «социального одиночества» среди российских детей.
Наиболее драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка, по мнению Дементьевой И.Ф.,  представляется преобладающее количество детей из неполных семей, категорически не желающих быть похожими на кого-либо из родителей (39%).
Другой показатель уровня близости отношений ребенка со своими родителями - обращаемость к матери или отцу за советом и помощью. При этом взаимодействие родителей с детьми строится на основе добровольного признания последними права родителя на роль старшего друга, советчика в трудные моменты жизни. Дети как из полных семей, так и из неполных выбирают приоритетным советчиком мать.
Более высокое предпочтение матери у «детей развода» связано, прежде всего, с отсутствием в семье отца. Традиционно низок рейтинг отца как в полных, так и неполных семьях. Причем в неполных семьях обращаемость детей к отцу за советом в крайней степени незначительна, что объясняется как его территориальной, так и личностной отдаленностью. Менее значим в неполной семье по сравнению с полной авторитет старших братьев (сестер): соответственно 13 и 17%. Вместе с тем, дети развода значительно чаще пользуются советами своих друзей и подруг. Учитывая возрастную принадлежность этих несовершеннолетних «советчиков», можно представить уровень социальной зрелости принимаемых детьми жизненных решении. Наконец, весьма тревожным следует считать факт, что почти треть детей из неполных семей отвергает все возможные варианты советчиков и принимает важные для себя решения самостоятельно. Таким образом, еще раз подтверждается феномен массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокая способность строить конструктивное межличностное взаимодействие.
Образование и профессиональные ориентации детей развода. Негативное влияние развода на социальную адаптацию детей проявляется не только в рамках межличностного взаимодействия с родителями, но и распространяется на другие сферы жизнедеятельности. В ряде публикаций отмечаются, в частности, снижение познавательных установок у детей развода, низкая школьная успеваемость и слабая выраженность стремления к достижениям. Эмпирически подтверждено, что дети, растущие в неполных семьях, получают более низкое образование и поэтому имеют впоследствии более низкий уровень доходов (9, с. 470).
Исследование, проведенное Дементьевой И.Ф. в Подмосковье, позволяет осуществить сопоставление школьной успеваемости подростков из полных и неполных семей. Если на «отлично» и «хорошо» учились 35% респондентов-школьников из полных семей, то таковых из неполных семей было 24%. «Хорошие» и «удовлетворительные» оценки получали по 45% опрошенных из каждой упомянутой категории семей. А на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» учились 20% респондентов из полных семей и 31% - из неполных. Можно высказать предположение, что сравнительно невысокие школьные успехи детей из неполных семей являются следствием заниженной самооценки у них в результате развода родителей, а также ухудшения материального положения этих семей.
В научном мире существует устойчивая точка зрения, неоднократно подтвержденная эмпирическими данными, о слабо развитом стремлении к достижению значимых жизненных целей у детей, испытавших развод родителей. Ознакомимся с результатами исследований особенностей  в ценностных ориентациях старшеклассников на будущую работу - одним из главных компонентов всей последующей жизни.
Дети из неполных семей на этапе выбора профессии проявляют больший практический расчет и меньше романтических порывов, чем дети из полных семей. Свидетельством тому могут служить их более высокие требования к оплате труда, гарантиям от безработицы, ее экологической безопасности. Более значимый интерес детей развода к престижу выбираемой профессии (37 и 32%), вероятнее всего, связан с развитым у них комплексом неполной семьи и потребностью компенсации уязвленного в детстве самолюбия. Еще более отчетливо определяется влияние неполной семьи на такие требования подростков к профессии, как высокая квалификация (11 и 14%) и интересная работа (28 и 36%). Известно, что высокая квалификация достигается продолжительной профессиональной подготовкой, которая мало доступна детям в неполной семье с ограниченными материальными возможностями. Что касается пожеланий старшеклассников иметь интересную работу, то в сегодняшних российских условиях такое «возвышенное» отношение к профессии могут себе позволить почти исключительно дети из обеспеченных семей, чаще всего - из полных (3,с.111-112).
Особо следует отметить стремление детей развода к самостоятельной работе. Мальчики из неполных семей стремятся иметь самостоятельную работу, не связанную с регламентом и не подотчетную кому-либо. Привыкнув в материнской семье к более высокой личной ответственности и отсутствию жесткого контроля, они высоко ценят это качество в профессии. Стремление к самостоятельности свидетельствует о более высокой социальной зрелости этих детей, об их более ранней личностной идентификации.
Таким образом, можно утверждать, что развод не всегда становится фактором, препятствующим полноценной социализации ребенка. Сыновья, оставшиеся без отца, порой раньше и охотнее принимают на себя роль «хозяина дома», ответственного за благополучие семьи.

3. Социальная защита неполных семей
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей, в том числе и неполным семьям.
1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).
4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).
В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:
1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.
2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.
3. Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.
4. Широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.).
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.
Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение — Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти.
Проблемы семьи в целом и неполной семьи как ее структурной составляющей достаточно часто становятся предметом внимания российского правительства. Только в 1999 г. было принято 22 нормативных документа федерального уровня (федеральные законы, постановления Правительства РФ, постановления отдельных министерств), способствующих повышению социальной защищенности семей. Применительно к неполным семьям следует упомянуть, прежде всего, федеральные законы «О государственной социальной помощи» и «О потребительской корзине в целом», а также постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» и распоряжение Правительства РФ «О плане мероприятий федеральных органов исполнительной власти по преодолению детской безнадзорности». Принимаются меры по созданию условий трудовой занятости несовершеннолетних, обеспечению социально незащищенных семей медицинским обслуживанием, профилактике девиантного поведения детей и подростков. Все эти действия правительства, безусловно, способствуют адаптации семей к современным социальным условиям российского общества. Однако опыт показывает, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.
Семьи группы риска, к которым относятся неполные семьи,  характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
В социально-педагогической работе с семьей социальный педагог может осуществлять свои действия в следующих направлениях работы: образовательном, психологическом, посредническом.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (10, с.176).
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.
Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов (10, с.177-178):  педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей; роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;  значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми; взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми; воспитание детей в семье с учетом пола и возраста; социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;  сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей; особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей; развитие представлений об общении в детском возрасте; причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей,  организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе; нравственное, физическое, эстетическое.
Особо в работе с неполной семьей социальный педагог должен обратить внимание  родителя на адекватное ребенку половое воспитание.
Наряду с передачей родителями такого рода знаний, социальные педагоги могут организовать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.
Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Укажем основные задачи социального педагога в работе с неполной семьей: изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности, проблемы семьи; диагностировать социально-психологические и  педагогические ситуации в семье, микросоциуме; помогать семье адаптироваться к изменившимся экономическим, психологических и социальным условиям, сохраняя все положительное, что было ей свойственно в общечеловеческом плане; вести профилактическую и коррекционную работу с родителем, ребенком, оказывать психолого-педагогическую поддержку родителю и детям; содействовать оздоровлению среды; способствовать повышению психолого-педагогической культуры семьи; защищать интересы ребенка, не только помогать ему в разрешении его проблем со здоровьем, в учении, во взаимоотношениях с отцом и матерью, учителями, одноклассниками, но и, узнав их, помогать растущему человеку защитить в нем самом человека, создать условия для развития его способностей и др. (5, с.25).
Неполные семьи, как и любые другие могут быть благополучными, где родитель, с которым стался ребенок, создается условия для формирования здоровой личности.
Для таких семей особая помощь социального педагога не требуется.
Есть  же неполные семьи, где взрослые ведут аморальный образ жизни, где семейный уклад неблагополучный, противоречивый, а психолого-педагогическая культура родителей или низкого уровня, или отсутствует вовсе. Такие семьи требуют к себе более «жесткого» подхода, т.е. применения мер административного и юридического порядка. С ними ведется серьезная разъяснительная работа. При необходимости подключаются компетентные организации, которые могут оказать финансовую помощь, или защитить права ребенка.
Работа с проблемными, в том числе неполными,  семьями можно вести в три этапа: информационно-теоретический (лекции, занятия, семинары с родителями), тренинговый и консультативный.
Работу с родителем нужно начинать с тщательного изучения семьи, используя различные методы: наблюдение, посещение семей, систему характеристик, опросы родителей и детей, беседы, анкетирование, творческие работы детей. Все же в работе с неполной семьей выбирать методы изучения следует, исходя их конкретных условий.
К работе с неполной семьей социальный педагог должен привлекать психолога, если это необходимо. Совместно с психологом они могут разработать специальную систему психолого-педагогических индивидуальных консультаций, бесед, тренингов как для родителей, так и для детей.
В теоретической части работы мы указывали, что во многих неполных семьях, возникших в результате развода, у детей возникают проблемы во взаимоотношениях с родителями и педагогами в школе. Для устранения этой проблемы социальный педагог может использовать специальные методики развития взаимоотношений детей с родителями. Конечно, здесь необходимо непосредственное участие  психолога.
Социальный педагог может использовать и такой метод формирования нормальных взаимоотношений между детьми и родителями и педагогами  как вовлечение в совместную деятельность, при этом также принимать непосредственной участие.
Практика некоторых школ и творческих социальных педагогов по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность показала, что, делая это, можно решить множество воспитательных задач:
• в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передается опыт творческой деятельности;
• от старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;
• нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду у других!) за счет совместного позитивного переживания;
• формируется отношение к материальным и духовным ценностям;
• родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а социальный педагог  — родителей;
• происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах;
• достигается больший охват учащихся различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
Итак, неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей,  расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Для работы с неполной семьей социальный педагог может использовать различные методы: анкетирование, беседы, консультации совместно с психологом, включение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность и т.д.
В работе с неполной семьей у социального педагога может  возникнуть  такая проблема, как нежелание родителей идти на контакт. В этом случае социальному педагогу необходимо приложить все свои силы и умения, при этом соблюдать педагогический такт, чтобы помочь семье пережить возникшие трудности несколько исправить положение.

Список литературы
1. Бреет Е.Б. Дети в современном обществе. - М.: Эдиториал УрСС, 1999.
2. Брутман В. Причины социального сиротства // Социальная работа.-1994.-№2/5.- с.36-39.
3. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. – 2001. - №11. – С.108-113.
4. Культура семейных отношений. Сборник статей. – М.: Знание, 1985.
5. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьников. – 1996. - №5. – С.25-29.
6. Матейчик З. Родители и дети. – М.: Педагогика,1994.
7. Мустаева Ф.А. Основы социальной Педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический проект, 2001.
8. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М., 2000.
9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер,2000.- 656с.
10. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
11. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001.

(25.7 KiB, 52 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!