Неполная семья и ее социальная защита

Содержание:

Введение……………………………………………………………………с.3

1. Особенности неполной семьи. Причины ее возникновения…………с.4
2. Социальные и психологические проблемы, возникающие в  неполных семьях……………………………………………………………………с.9
3. Социальная защита неполных семей ………………………………..с.14
Список использованной литературы………………………………………..с.21

Введение
Неполные семьи существуют испокон века. Во время переписи неполной семьей считается такая, которая состоит из одного родителя, по крайней мере, с одним ребенком. В общем числе неполных семей разводы составляют тридцать четыре процента, смерть одного из родителей - тридцать процентов, двадцать четыре процента - случаи, когда родители считаются супругами, но один из них «не живет постоянно в семье», десять процентов - незамужние женщины, и наконец в двух процентах случаев причина не была выяснена. Мы видим, что прирост неполных семей падает на счет разводов (4, с. 12).
О детях после развода в девяноста двух процентах случаев заботится мать, и только в восьми процентах случаев возникает неполная семья, где отец и, по крайней мере, один ребенок. Такое же положение и там, где родители не разведены, но один из них «дома не живет». Таким образом, забота о детях в неполной семье почти исключительно дело матери.
Поэтому необходима особая помощь таким семьям, социальная защита.

1. Основные типы неполных  семей. Причины ее возникновения
В последние годы специалисты, особенно демографы, все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Они выделяют несколько основных источников формирования таких семей. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 1997-1999 гг. более одного миллиона российских детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза (19, с.5). Еще один источник пополнения неполных семей - внебрачная рождаемость, показатели которой в последние годы неуклонно возрастают: в 1997 г. в России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 1998 г. - 26.95%. в 1999 г. - 27,93% (19, с. 82). Формированию неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственные травмы, военные действия и т.п.). Сегодня уровень смертности среди экономически активного населения мужского пола примерно такой, как в 1897 г.: лишь около 56% мужчин трудоспособного возраста доживают до 60 лет (с.108). И не удивительно, что переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей России. Так, в 1979 г. доля неполных семей составляла 14,7%; в 1989 г. их стало уже 15,1%. Микроперепись 1994 г. выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных (1, с.103).
Под неполной семьей, как мы уже казали во введении, подразумевается группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими детьми.
Неполная семья возникает большей частью после развода и распада полной семьи, реже - по инициативе одиноких женщин (и тогда образуется «материнская» семья), в результате смерти одного из супругов, а иногда при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком. Каждая 6-7 семья - неполная. Более половины - 55% неполных семей (с одним родителем, преимущественно с матерью) - практически живут ниже уровня бедности, если ребенок в возрасте до 6 лет. Если он старше (от 6 до 16 лет), то такие семьи составляют 48% (7, с.116).
Таким образом, различают следующие типы неполных семей: материнская семья, отцовская семья.
По характеру причин, приведших к возникновению неполной семья, такие семьи можно раздели на: неполные семьи, возникшие в результате развода,  неполные семьи, возникшие  в результате овдовения, неполные  семьи, образованные при официальном усыновлении (удочерении) ребенка мужчиной или женщиной.
Охарактеризуем основные особенности этих типов семей, укажем причины их возникновения.
«Материнская» семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи, изначально безбрачной. Родителем является женщина, родившая внебрачного ребенка. Основные факторы, оказывающие воздействие на психологию семьи: наличие второго родителя и характер отношений с ним, отношение родителей женщины к внебрачному ребенку, отношение матери к ребенку.
Область жизненных интересов в значительной мере определяется отношениями с микроокружением. Совместное проживание с родителями, другими родственниками, оказание с их стороны различных видов помощи способствует развитию определенного уровня межсемейных отношений. Отсутствие родителей или устойчивых связей с ними, как и другие факторы, существенно ограничивают сферу интересов жизнедеятельности семьи — забота о бюджете и воспитании ребенка выходит на первый план. В этом случае круг общения ограничивается старыми знакомыми.
Более 78% матерей-одиночек характеризуют свое материальное положение как неудовлетворительное, 20% из них не получают пособия, около 60% не имеют отдельного жилья, а 20% вынуждены жить в общежитии. Почти 30% таких женщин испытывают на себе негативное отношение со стороны родственников и сослуживцев. В связи с этим 33,6% имеют конфликты на работе вплоть до угрозы увольнения (2, с.38). Все это способствует усилению невротизации женщины, деформирует ее установки на материнство, материнское поведение. В итоге все это приводит к психологическому стрессу и, как следствие, - деформации в формировании психических функций ребенка.
«Отцовские семьи». Одинокий отец, который бы сам заботился о ребенке, большая редкость. Но все же такие бывают, и справедливости ради надо подумать и о них, если уж мы разбираем проблемы неполной семьи.
Судебная практика лишь в исключительных случаях доверяет ребенка отцу, а не матери. Век мужчины в последние десятилетия сокращается, и внезапная смерть чаще настигает представителя сильного пола, чем слабого. Растет число вдов с малолетними детьми, а не вдовцов. Мужчина в связи с особенностями работы чаще бывает в отлучке от семьи и чаще по другим причинам оставляет семью. Число одиноких матерей настолько больше, что на их фоне отдельные примеры одиноких отцов проходят мимо профессионального внимания. Но с другой стороны, совсем не так уж редки случаи, когда матери в семье нет или она не может выполнять свою функцию и главная тяжесть воспитания и заботы о детях ложится на отца. И все же в подобных обстоятельствах мужчина обычно обращается за помощью к бабушкам, а то и дедушкам, к доброй семейной тете или к другой особе женского пола, способной восполнить отсутствие матери, и возникает своеобразное семейное равновесие сил, однако здесь нельзя говорить об «одиноком отце».
У отца все же в определенном смысле положение менее выгодное. Биологические и психические процессы глубоко взаимообусловлены, и то, что происходит в теле матери, обязательно имеет психический отклик. Отец не может так интимно сжиться с ребенком, как мать во время беременности, он не переживает роды и непосредственный контакт с ребенком сразу после них, он не испытывает интимности кормления и т. д. (6, с. 33)
И все же современная психология считает, что отец по своей психической приспособленности не может быть дисквалифицирован для роли «материнского» воспитателя, хотя ему и приходится для основного взаимодействия с ребенком пройти путь более длинный, более сложный и не такой самоочевидный. И ежедневный опыт это полностью подтверждает. Многие нынешние отцы в заботе о ребенке стали такими прекрасными специалистами, что могут конкурировать с самой умелой матерью.
По мнению З. Матейчика, в  пользу отцов косвенно свидетельствуют и социологические обследования последних десятилетий. Они подтверждают, что материнская роль не претерпела таких серьезных изменений, как отцовская, и что эти перемены вытекают из большей вовлеченности отцов в заботу о детях, большей интимности, чуткости, взаимного доверия в совместной жизни. И точно так же, как в сороковые и пятидесятые годы роль и значение матери в психическом созревании ребенка стали открытием для ряда научных дисциплин, так роль и значение отца стали открытием последних лет.
Как материнская, так и отцовская неполная семья чаще всего возникают в результате развода.
Развод - это способ прекращения брака при жизни супругов. В нашей стране закон предусматривает расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах ЗАГСа. Брак расторгается в суде, если в семье имеются несовершеннолетние дети, если один из супругов возражает против развода, если между супругами возник спор (о разделе жилья или имущества, о выплате алиментов и др.). Закон не разрешает мужу требовать развода без согласия жены во время ее беременности и в течение одного года после рождения ребенка.
Суд принимает решение о расторжении брака, если установит, что совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Суд принимает меры к защите несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга. Он определяет, у кого из родителей останутся дети, кто из бывших супругов и в каком размере будет выплачивать средства на их содержание.
Анализ бракоразводных дел дает представление об основных мотивах  или побудительных причинах разводов. По данным ряда исследований И.В. Гребенникова, среди разводов по инициативе жен четко выделяется три мотива: пьянство и алкоголизм мужа, измена или подозрение в измене, несходство характеров. На них падает 75-79% всех случаев разводов. Примерно столько же случаев расторжения брака по заявлениям мужчин приходится на пять следующих мотивов: несходство характеров, появление другой семьи, частые ссоры, измена жены, потеря чувства любви.
Кроме этих мотивов разводов, существует немало других: необдуманность выбора одного из супругов, отсутствие общих интересов и взглядов, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям; длительное раздельное проживание супругов; психологическая или сексуальная несовместимость, грубость, жестокость и бестактность; иждивенчество, отказ создавать общий бюджет семьи; осуждение к лишению свободы; психические, венерические и другие болезни; невозможность иметь детей, нежелание иметь детей; бестактное вмешательство родителей в жизнь молодой семьи, материальные и жилищные трудности. Наряду с этим разводящиеся супруги выдвигают и другие претензии друг к другу. (Гребенников И.В., 1991).
Распавшаяся после развода семья, как правило, надолго остается в таком состоянии. Только одна из трех разведенных женщин вновь обретает полную семью. Развод и распад отражаются травмирующе на психике детей, нередко нарушаются взаимоотношения матери и ребенка. Успеваемость таких детей в школе ниже, чем детей из полных семей. Они сравнительно мало читают, большую часть времени проводят вне дома, более самостоятельны и имеют более развитые человеческие качества — понятливость, отзывчивость, эмоциональность, раньше вступают во взрослый мир. Около 50% правонарушителей среди несовершеннолетних жили в неполных семьях. Наряду с этим важно помнить, что разводы влияют на ребенка как будущего семьянина: ребенок, выросший в неполной семье, усваивает негативные черты поведения и манеры отношения к противоположному полу, впоследствии выросший человек часто не может сохранить свою семью.
Для этого типа семей характерно повышение интереса к внутрисемейным проблемам и потеря его на определенное время к представителям противоположного пола. Активизация хозяйственно-бытовой и воспитательной функций семьи в послеразводный период также непродолжительна. Кто-то из родителей посвящает себя воспитанию детей, что удается реально немногим, у других эта функция со временем теряет значимость. Большую роль в жизнедеятельности семьи играют отношения с родителями, в том числе и в формировании нового микроокружения. Жизненные цели определяются отношением к перспективе повторного брака и реальной возможностью его осуществить. На образ жизни, образ отношений сильное влияние оказывает психическое состояние родителя, которое формируется преимущественно в период адаптации разведенных супругов к новой жизни (7, с.117-118).
Неполная семья, возникшая в результате овдовения. Это семья, в которой с детьми остается одна мать или отец. Овдовение на любой стадии жизнедеятельности обычной семьи переживается как сверхсильная трудность, которая сказывается практически на всех ее функциях, часть из которых снижает прежнюю значимость, а некоторые из них теряют всякий смысл. Потеря интереса к жизни у вдовы (вдовца) сказывается на образе жизни детей, их социализации. Круг общения постепенно ограничивается рамками микроокружения родителя, его содержание составляет преимущественно взаимопомощь по вопросам воспитания детей, благоустройству жилища, ведению домашнего хозяйства. Абсолютизируется прежняя жизнь, обожествляется умерший супруг или супруга, и все живущие блекнут перед этими стереотипами надолго. Восстановление социальной активности членов такой семьи своими силами довольно затруднительно.
Неполная семья, образованная при официальном усыновлении (удочерении) ребенка мужчиной или женщиной. Характерной особенностью такой семьи является повышенный интерес к жизни. Это следствие альтруистской направленности родителя или следствие глубоких переживаний в силу различных причин (гибель своих детей, невозможность иметь собственных детей и т. д.). Родитель в таких случаях осторожен к жизни ребенка и старается не очень вмешиваться в его жизнь. Среди женщин, длительное время стремившихся заиметь таким образом ребенка, может развиться ряд психогенных отклонений типа «чрезмерная опека» или «фобия утраты» ребенка. Эти и возможные другие трудности, сопровождающие родителя на данном отрезке жизненного пути, со временем, как правило, растворяются, и им на смену приходят устойчивые родительские чувства (7 , с.118-119).
«Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения» (11,с.251).
Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные типы неполных семей, существующих в современном обществе. Для социального педагога, работающего с данным типом семей, необходимо знать особенности проблем, возникающих в данных семьях. Этому мы посвятили следующий параграф нашей работы.

2. Социальные и психолого-педагогические  проблемы, возникающие в  неполных семьях
В этом параграфе мы рассмотрели основные  проблемы, которые возникают у родителей и детей, живущих в неполных семьях.
Большинство проблем, возникающих в неполных семьях, можно разделить на две группы. Это проблемы материальные и проблемы психолого-педагогические.
Как отмечает социолог И.Е. Калабихина (3, с.108), преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». «Бедными» считаются семьи, в которых доход на одного члена ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Размер таких социальных пособий неполной семье в России составляет менее 20 американских долларов в отличие от развитых стран, где жизнь на эти пособия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи.
В среднем по регионам России среди неполных семей доля «бедных» составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» - 18,9% от их числа (3, с.108). И.Е. Калабихина характеризует неполные семьи как имеющие серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом «лидируют» по зависимости от социальной поддержки государства. Исследование Е.В. Андрюшиной среди подростков Москвы также подтвердило приведенные выше выводы. Подростки из неполных семей в сравнении с ровесниками из полных отметили серьезные материальные трудности, испытываемые семьей: соответственно 30 и 15% (1, с. 56). Кроме того, в этих семьях высок риск попадания в низкодоходные группы населения в связи  с единственным кормильцем. Учитывая, что неполные семьи - преимущественно материнские, дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране. Сегодня идет активное вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.
Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с  несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще,  чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям,  протекающим в более тяжелой форме (3, с. 109). При этом неблагополучные показатели здоровья детей из неполных семей специалисты связывают не столько с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери. После-разводная адаптация матери объективно требует выполнения ею,  прежде всего, функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания ч укрепления здоровья детей. Медики отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной. Эти различия определяют основные факторы риска здоровья: статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. (3, с. 109).
Эти проблемы, определяя специфический образ жизни семьи с одним родителем,  ощутимо отражают на воспитательном процессе. Примечательно, что американские психологи, анализируя особенности возникающих в неполной семье проблем воспитания, предостерегают от прямого увязывания этих проблем с отсутствием отца.
По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга (9, с. 468). Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора отсутствия отца поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина, подкрепляя свою позицию аргументом о необходимости развивать в России службу медико-социальной помощи семье в кризисной ситуации (3,с.109). В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение. По собственным оценкам таких женщин, эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин. Во-первых, разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; во-вторых, мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок считает мать виновной за потерю отца. Наконец, четвертая и главная причина - чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания.
Таким образом, самой важной проблемой является проблема воспитания в неполной семье.
Так как большую часть неполных семей возникает в результате развода, то исследователи, как зарубежные, так и отечественные, анализируют воспитательные проблемы именно этих неполных семей.
Как зарубежные, так и российские исследования воспитательной дееспособности неполной семьи зафиксировали ряд существенных отличий в поведенческих установках детей разведенных супругов – «детей развода».
Остановимся на некоторых наиболее значимых и распространенных качественных проявлениях, которые с полной очевидностью можно объяснить влиянием развода в семье.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!