Ненасилие и гуманизм как парадигма 21 века

Содержание

Введение           3
1. Гуманизм и ненасилие как парадигма XXI века    4
2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности         6
3. Парадигма гуманизма в современной России    10
Заключение          15
Список литературы         16
Приложение          17

Введение

Смысл жизни человека - это развитие, выявление, реализация его универсального потенциала; развитие всего богатства человеческой природы, тех родовых качеств, которые содержатся в каждом человеке, потому что в отдельном, единичном содержится общее.
Эта идея получила выражение в концепции универсального, всестороннего развития личности каждого члена общества, т.е. в преодолении профессиональной ограниченности, узкой специализации. Движение к всесторонности осуществляется через многостороннее и разностороннее развитие. Главное - преодолевается односторонность, частичность бытия.
Этим, в частности, осуществляется и процесс преодоления отчуждения человека от общества, от продукта труда, от власти, от искусства, от образования, от природы, от управления, от других людей. Только универсальная, всесторонне развитая личность способна также универсально, всесторонне относиться к миру, к природе, к обществу, к другим людям. Это возможно только на основе гуманизма и ненасилия.

1. Гуманизм и ненасилие как парадигма XXI века

Проблема гуманизма с эпохи Возрождения стала предметом обсуждения в науке, в философии, в политике, в обыденном массовом сознании. Что же такое гуманизм? Кого можно считать гуманистом? Ответ можно сформулировать системой трех постулатов:
а) человек - высшая социальная ценность, а не деньги, не прибыль, не техника, не производство, не производительность труда, не наука, не искусство и т.д.;
б) человек - цель общественного развития, его благо, его культура, его развитие, его совершенствование, а не общество и не техника;
в) человек - критерий оценки всех сфер общественной жизни, мерой его развития необходимо оценивать все процессы в обществе (12, с. 72).
Гуманизм предполагает осмысление и оценку всех сфер общественной жизни: экономика должна постепенно превращаться в социально ориентированную, управление - в самоуправление, в народовластие, образование следует насыщать гуманистическим содержанием, в науке человековедение должно становиться доминантой. В искусстве гуманистическое начало должно быть центральной ценностью, в медицине следует ориентироваться на валеологические измерения (напомним, что валеология - наука о здоровье, а медицина - наука о болезнях) и т.д.
Важнейшая предпосылка развития человечества в XXI веке - становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека «супершпмпанзе», полагал, что насилие - это органичный для людей способ взаимного общения. Зигмунд Фрейд считал агрессивность неустранимым моментом человеческого поведения. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо утверждал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития.
Вместе с тем многие крупные мыслители - от М. Ганди, Л. Толстого, Мартина Лютера Кинга до Эриха Фромма и Папы Римского Иоанна-Павла II полагали, что агрессия, насилие, деструкция отнюдь не вечны и не играют ведущую роль в человеческих мотивациях. Над альтруистическими идеями М. Ганди и М. Кинга, над призывами Льва Толстого к ненасилию немало потешались, хихикали циники и приземленные прагматики. И сегодня немало тех, кто утверждает, что рост насилия - определяющая тенденция действительности. Говорят, что нужен новый «межконфессиональный» мессия и только он разорвет вековое кольцо вражды и ненависти (12, с. 76-77).
Да, оставаясь па почве реальности, мы видим, что выстрелы еще гремят, кровь людская проливается, ненависть слепит и «образ врага» не исчезает. Однако, с немалыми издержками, через отступления и остановки, пробивает себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия взаимоприемлемых решений. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными в международной и внутренней политике. Всеобщая уверенность в том, «большие батальоны» всегда правы, упования на то, что только с помощью силы возможно изменить мир к лучшему, сменяется ориентацией па мирное решение даже самых острых проблем. Джим Шарп, американский политолог в своем трехтомном исследовании «Политика ненасильственных действий» описал 198 методов ненасильственной борьбы (включая формы символического протеста, социального бойкота, ненасильственного вмешательства и т. п.) (12, с. 78).
Этика ненасилия из полуэкзотической, наивноутопической конструкции становится одним из центральных моментов этической мысли. Как метко заметил Мартин Лютер Книг, «тот, кто верит в ненасилие - глубоко верит в будущее». «Сила солому ломит» - говорит русская пословица. «Сила есть, ума не надо» - высказываются па уровне обыденной жизни. И высшая и низшая политики, вельможи государственные, чины военные, «авторитеты» криминальные, семейные деспоты всегда этим руководствовались (10).
Однако времена меняются. На место грубой физической силы приходит нравственная, сила правды. И вот ныне со скрипом, но все же меняется стародавняя основная парадигма политики. И это ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) возможно устранить войны, вооруженные конфликты, жестокие «разборки». В это нелегко поверить, по этого следует добиваться, к миру без «кулачного права» надо стремиться. Идеал ненасилия, о котором говорили многие, от Иисуса Христа до В. И. Ленина, может перестать быть только манящей далекой целью, идеалом и превратиться в генеральный практический регулятив человеческих отношений (9, с. 155).
С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать эти процессы не редки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.
Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. Они еще слабы, робки, неуверенны, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния, как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности
В философской литературе существуют различные интерпретации понятия «гуманизма». Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека. В этом смысле понятие «гуманизм» совпадало по своему значению с понятием «человечности», «человеколюбия».
Гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок, доведенная до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством, и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи (8).
Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные объекты, от достаточного количества которых зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов, отсутствие должного контроля над ними составляет угрозу человечеству (5, с. 192).
Таким образом, глобальные проблемы современности - осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы - вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность человека в органической связи с другими людьми, которая стала ныне более осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более высоком уровне, при сохранении богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы обращается к временам, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени, общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он носит приземленный характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий характер. Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности (11, с. 211).

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!