Ненасилие и гуманизм как парадигма 21 века по С.Л. Франку

ПЛАН

Введение
1. Франк С.Л. «Ницше и этика любви к дальнему». Проблема гуманизма и ненасилия.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Семен Людвигович Франк, по признанию многих его современников, должен быть признан самым талантливым и оригинальным русским мыслителем XX в. (такое мнение высказывал, например, В. Зеньковский в своей «Истории русской философии»). Созданная им метафизическая система может быть поставлена в один ряд с самыми известными философскими концепциями XX в.; особенно очевидная идейная близость связывает Франка с М. Хайдеггером.
Франк родился 16 января 1877 г. в Москве. Дед Франка был правоверным иудеем и в 60-е годы XIX в. стал одним из основателей еврейской общины в Москве; через него будущий философ приобщился к древнееврейской культуре и иудейскому богословию, что в дальнейшем сыграло определенную роль в формировании его мировоззрения (в зрелые годы Франка внимательно изучал еврейский философский мистицизм и учение Каббалы). Отец Франка умер, когда ему было всего пять лет; его мать вторично вышла замуж, и отчим Франка В. Зак стал вторым человеком, оказавшим существенное влияние на его юношеское мировоззрение. В. Зак был близок к революционному народничеству, через него Франк приобщился к идеям народнического социализма и политического радикализма. С 1892 г. семья Франка проживала в Нижнем Новгороде, здесь во время обучения в гимназии он примкнул к марксистскому кружку. С 1894 г. он учится на юридическом факультете Московского университета, но большую часть времени по-прежнему отдает революционной деятельности.
В 1909 г. Франк становится участником известного сборника «Вехи». В 1912 г. он сдает магистерские экзамены и одновременно переходит в православное вероисповедание, это позволило ему стать приват-доцентом при С.-Петербургском университете. В 1913 - 1914 гг. он находится в научной командировке в Германии, где создает первую большую философскую работу - книгу «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания», опубликованную в 1915 г. и защищенную в качестве магистерской диссертации. Эта книга сразу же сделала его одним из лидеров философского движения в России. В 1917 г. выходит его вторая большая книга «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию». В сентябре 1917 г. Франк с семьей переезжает в Саратов и становится профессором только что открытого историко-философского факультета Саратовского университета. В 1921 г. он переезжает в Москву, где вместе с Бердяевым основывает Академию духовной культуры. В 1921 - 1922 гг. Франк издает две небольшие книги «Введение в философию» и «Методология общественных наук».
Франк прошел путь от увлечения марксизмом к философскому идеализму, а затем и к религиозному мировоззрению. В своих работах («Духовные основы общества», «С нами Бог») он разрабатывал концепцию интуитивизма. Философ проводил тезис о том, что все мы пребываем в бытии и постигаем его через переживание, т.е. непосредственно. Что касается русского мировоззрения, то оно основано исключительно на интуиции. Русский человек постигает окружающий мир всем своим духом, целостно. Систематическое понятийное мышление есть для него нечто второстепенное, уступающее силе интуиции. Франк подчеркивал, что философствование органично присуще русской художественной литературе, и это тоже отвечает специфике национального мышления. Литература в России - это преимущественно религиозно-эмоциональное восприятие и толкование жизни, свободное проникновение в бытие людей. Философ отмечал, что соборность выступает в обществе как объединяющее начало духовного характера. Общество - это единое духовное целое. В революциях же всегда преобладают смута и разрушение и поэтому они не могут быть оправданы как метод усовершенствования общественной жизни. Целью жизни всех людей должно быть осуществление ими той полноты, гармонии и свободы, которые заложены в Боге.

1. ФРАНК С.Л. «НИЦШЕ И ЭТИКА ЛЮБВИ К ДАЛЬНЕМУ». ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА И НЕНАСИЛИЯ.

В своей работе Франк С.Л. поднимает проблему морали и любви к человеку. Эта проблема рассматривается в свете концепции морали Ф.Ницше, на противопоставлении и сходстве с которой и строится произведение Франка.
Работа предваряется эпиграфом из «Веселой науки» Ницше: «Я не люблю ближнего вблизи - пусть убирается ввысь и вдаль! Иначе как бы он стал моей звездою?». Фактически эпиграф задает тот тон, которым пронизано все произведение Франка.
В самом начале произведения Франк определяется с терминами, говоря, что он понимает под фразой «любовь к дальнему». Франк понимает под этим понятием полную противоположность «любви к ближнему», то есть к близким человеку людям, окружению, вещам и т.д. «Любовь к дальнему» нечто иное: «Под ним может подразумеваться всякая любовь, не совпадающая с "любовью к ближнему" в указанном ее смысле. Мы можем охарактеризовать ее как чувство, испытываемое по отношению ко всему "дальнему", ко всему, что отдалено от нас либо пространственно, либо временно, либо, наконец, морально-психологически и потому действует не непосредственно, не при помощи аффекта сострадания, а через посредство более отвлеченных моральных импульсов. В этом широком значении "любви к дальнему" в нее будет включена как любовь к более отдаленным благам и интересам тех же "ближних", так и любовь к "дальним" для нас людям - нашим согражданам, нашим потомкам, человечеству; наконец, сюда подойдет и любовь ко всему отвлеченному-любовь к истине, к добру, к справедливости-словом, любовь ко всему, что зовется "идеалом", или, как выражается Ницше, "любовь к вещам и призракам"». Важнейший признак такой любви, по Франку, - отсутствие в такой любви изначально заложенного сострадания. Любовь к дальнему отличается и по временной характеристике: Франк сравнивает эти два понятия на примере материнской любви. Любовь к ближнему – это непосредственная любовь к ребенку; любовь к дальнему – это любовь по обеспечению нужд ребенка в будущем, то есть вмешивается определенный мотив заботы.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!