Ненасилие и гуманизм как парадигма 21 века по Э. Фромму

Содержание

1. Введение
2. Эрих Фромм «Искусство любви»
3. Заключение
4. Список литературы
Приложение

1. Введение

Важнейшая предпосылка развития человечества в XXI веке - становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека «супершимпанзе», полагал, что насилие - это органичный для людей способ взаимного общения. Зигмунд Фрейд считал агрессивность неустранимым моментом человеческого поведения. Вместе с тем многие крупные мыслители в том числе и Эрих Фромм полагали, что агрессия, насилие, деструкция отнюдь не вечны и не играют ведущую роль в человеческих мотивациях.
Фромм Эрих (1900-1980), немецко-американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования - между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной «свободой от» и позитивной «свободой для». Пути выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики (среди которых высшая - любовь), восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом. Основные труды: «Бегство от свободы» (1941), «Психоанализ и религия» (1950), «Революция надежды» (1964).
Как психолог, философ, антрополог Фромм большую часть своего философского наследия посвятил проблеме человека. Причем особый интерес философа привлекала проблема существования человека в переломные моменты истории. Данная проблематика обусловлена тем, что пик творчества философа пришелся на военные и послевоенные годы (1940-1950-е годы), когда Европа была охвачена пожаром мировой войны.
Фромм считает, что у человека имеется некая постоянная природа - сохраняющееся во всех культурах и исторических обстоятельствах ядро его психики. Но природа человека должна быть понята не субстанциалистски: «Я предлагаю определять человеческую природу не в терминах какого-либо из специфических свойств человека - будь то любовь, ненависть, добро или зло, но исключительно в терминах фундаментальных противоречий, характерных для человеческого существования и коренящихся в биологической дихотомии: отсутствующие инстинкты и самосознание».
В данной работе мы рассмотрим проблемы гуманизма и ненасилия в работе Эриха Фромма «Искусство любви».

2. Эрих Фромм «Искусство любви»

В данной работе Фромм исследует проблему любви и ее достижения в современном обществе. Структурно работа подразделяется на четыре главы, каждая из которых посвящена какому-либо аспекту проблемы.
В первой главе работы философ рассматривает сущность любви, как искусства человеческих взаимоотношений. Под любовью понимается сама сущность человека, его природа, хоть и скрытая, но все еще не убитая человеком: «…любовь есть связь, предполагающая сохранение целостности личности, ее индивидуальности. Любовь - действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность» (5, с. 122).
Интересно, на мой взгляд, отметить тот факт, что в любви философ подчеркивает именно деятельностный аспект, то есть, по мнению философа, любовь чувство – воплощенное в деятельности, не пассивное созерцание, а совершенствование объекта любви и самосовершенствование.
Однако уже в первой главе философ говорит, что любви в человеческом обществе противостоит ряд проблем. Одна из них – человеческая жестокость, которая особенно ярко проявилась в середине ХХ века. Тем не менее, оправдывая жестокости XX века Фромм приводит следующие доводы:
• «интенсивность деструктивных устремлений ни в коем случае не свидетельствует об их неодолимости или даже доминировании»;
• «предположение, что войны являются в первую очередь результатом действия психологических сил, ошибочно. При объяснении общественных и политических проблем нет нужды подробно останавливаться на ложной посылке «психологизма». Войны возникают по решению политических, военных и экономических вождей для захвата земель, природных ресурсов или для получения торговых привилегий, для защиты от реальной или мнимой угрозы безопасности своей страны или для того, чтобы поднять свой личный престиж и стяжать себе славу. Эти люди не отличаются от среднего человека: они эгоистичны и едва ли готовы отказаться от собственных преимуществ в пользу других, но вместе с тем они не выделяются ни особой злобностью, ни особой жестокостью».
Тем не менее, решая вопрос в пользу положительной сущности человека,  Фромм отмечает, что «человек является одновременно телом и ду¬шой, ангелом и зверем, он принадлежит к двум конфликтующим между собой мирам».
Противостоять напору двух конфликтующих миров, по Фромму, может помочь человеку именно любовь, потому что в работе подчеркивается также гуманистический аспект этого чувства. Гуманизм любви вытекает из того, что «любовь - всегда забота, наиболее очевидно проявляется в любви матери к ребенку. Ничто не убедит нас, что она его любит, если мы увидим, что она не заботится о своем младенце, небрежно относится к его кормлению и купанию, не стремится сделать так, чтобы ему было хорошо и удобно; и, напротив, в любви заботливой матери мы никогда не усомнимся. И даже с любовью к животным и цветам дело обстоит так же. Если женщина говорит, что любит цветы, а мы увидим, что она забывает их поливать, то мы не поверим в ее «любовь». Любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим» (5, с. 125). Без заботы, как утверждает философ, нет любви. В подтверждение этого Фромм приводит библейскую историю об Ионе, который привык подчиняться Богу, но не мог любить и прощать. Бог же, по Фромму, любит людей, и поэтому на нем лежит огромный груз ответственности за человека и его деяния.
В первой главе Фромм раскрывает и еще один аспект проблемы любви – любовь тесно связана со знанием, с познанием другой стороны, познанием объекта любви. Без того, чтобы «окунуться в тайну второй стороны» любовь невозможна. Связь любви со знанием философ проводит на основе сравнения любви и садизма (жестокости). Фромм отмечает, что любовь и жестокость – это деятельностные способы познания, однако именно любовь – это гуманистический способ познания, способ получения знания через единение с объектом любви: «…любовь - это деятельное проникновение в другое существо, в котором моя жажда познания утоляется путем соединения. В слиянии я познаю тебя, я познаю себя, я познаю каждого, но я ничего не «узнаю». Я познаю тайну всего живого единственно возможным для человека способом - переживая это соедине¬ние, а не путем размышления. Садизм порождается потребностью познать тайну. Но я знаю так же мало, как и раньше. Я разрываю живое существо на части, но этим я уничтожаю его - и ничего больше. И только любовь - в акте соединения - может удовлетворить мое желание познать тайну. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека» (5, с. 126).
Таким образом, Фромм отмечает те качества личности, которыми должен отвечать любящий человек: «Забота и ответственность, уважение и знание взаимосвязаны. Это неразрывный комплекс установок, которые должны быть у зрелого человека, то есть человека, который плодотворно развивает свои воз¬можности, который отказался от нарциссических мечтаний о всеведении и всемогуществе, которому свойственна скромность, порожденная внут¬ренней силой. А такую силу может дать лишь настоящая созидательная деятельность» (5, с. 127).
Однако первая глава была бы неполной, носила бы незаконченный характер, если бы философ не очертил тот круг проблем, который стоит на пути современного человека к истинной любви. И круг этих преград философом очерчивается, на мой взгляд, довольно четко. Проблем выделяется довольно много, их анализ занял бы не одну страницу, поэтому отмечу лишь один момент: в основе всех преград на пути человека к истинной любви лежит отчуждение.
Отчуждение понимается философом как недостижение чего-либо (в нашем случае - любви) по вине самого человека. Причем отчуждение трактуется Фроммом в рамках теории марксизма: первые страницы книги посвящены именно анализу отчуждения в человеческом обществе: «…быть отчужденным - значит быть отрезанным от мира, не имея возможности воспользоваться своими человеческими силами. Поэтому быть отчужденным - значит быть беспомощным, неспособным активно воздействовать на окружающий мир, на вещи и людей; это значит, что мир может посягнуть на мои права, а я не смогу защититься. Таким образом, отчужденность является источником внутреннего беспокойства. Кроме того, это порождает стыд и чувство вины» (5, с. 114).
По мнению Фромма отчужденность возникла тогда, когда Адам не защитил Еву перед Богом, а стал врать, и это стало источником стыда и тревоги в человеке. Причем с того времени проблема преодоления отчужденности не стала проще, а лишь усугубилась, поскольку она не зависит от исторических рамок, течения времени: «Человек любой эпохи и любой культуры сталкивается с одним и тем же вопросом: как преодолеть одиночество, как достичь единения, как выйти за пределы своей отдельной жизни и обрести воссоединение. Вопрос этот - один и тот же для первобытного пещерного человека, для кочевника, стерегущего свои стада, для египетского крестьянина, для финикийского купца, для римского солдата, для средневекового монаха, для японского самурая, для современного чиновника или рабочего» (5, с. 115). В современном обществе, по мнению Фромма, проблема отчужденности еще более усилилась благодаря развитию капиталистических отношений, когда не человек, а капитал стал главной ценностью цивилизации.
Во второй главе своей работы Фромм не рассматривает пути решения проблемы отчужденности, а характеризует отдельные виды любви, среди которых он выделяет:

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!