Натурфилософия — исторически первая форма философии
Философия многолика, и различные философы в разные времена предлагали выделять те или иные ее типы. Одни говорилио восточной и западноевропейской философии, делили философию на языческую и христианскую, другие рассматривали философию природы - натурфилософию и философию истории, третьи членили ее на диалектику и метафизику на основании применяемого в ней метода. Со времен Гегеля утвердился взгляд, согласно которому периодизация историко-философского процесса связывалась с крупными историческими эпохами. Следовательно, можно было говорить .о философии античности, средневековья, Возрождения, Нового времени и пр. .Иногда для выделения типов философии в качестве опоры служили национальные факторы. Тогда речь шла о философии английского эмпиризма, о немецкой классической философии, русской религиозной философии и пр. Когда же во главу угла ставился основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию - с точки зрения его первой онтологической стороны: Что первично? - Мышление или бытие, «создан мир Богом или он существует от века?», то в зависимости от того, как на этот вопрос мыслители отвечали, возникали такие исторические типы философии, как идеализм и материализм. Как известно, идеалисты полагали в качестве «первичного» - сознание, мысль, идеальное, материя же принималась вторичной и производной. Идеализм также был представлен несколькими разновидностями: объективный идеализм, субъективный идеализм, солипсизм.
Таким образом, объективный идеализм, признавая первичность мышления идеального, понимал это идеальное объективно безличностно: как Идею, Абсолютный дух либо как всеобщую творящую Волю. Сам же человек с его конкретным мышлением заставал уже созданный мир и участвовал в его освоении, но не являлся его творцом.
Субъективный идеализм предполагал иное отношение. С точки зрения субъективного идеализма определяющим оказывался дух, мышление и идея каждого отдельного субъекта. Именно они могли выступить как первичные движущие силы и основания, как факторы, определяющие все мироздание и универсум. Иными словами, в качестве творца мироздания оказывалось сознание, мышление субъекта, оно наделялось функцией «творения».
Крайнее выражение субъективного идеализма - солипсизм. Кредо солипсизма было связано с утверждением, что «вещи суть мои ощущения». Это известное изречение Беркли описывало весь мир как скованный и представленный формами ощущения субъекта. Следовательно, ничего, кроме ощущений, не существует и существовать не может.
Традиционно считается, что философия возникла на ступени разложения мифологического сознания, когда синкретизм (нерасчлененность), образность и символичность мифа уступили место понятийному мышлению. Исторически первой формой философии была натурфилософия. В ней олицетворение сменяется абстракцией, на место множества человекообразных богов в основу всего сущего ставится единое «естество» - вечная и многообразная природа. Если в мифологии действительность воображалась, в натурфилософии она начинает пониматься. Происходит изгнание всех антропоморфных сил. Поэтика мифа уступает место зарождающемуся логосу - «разумному слову» о природе вещей. Личностно-образная форма мифа заменяется безличностно-понятийной формой философии.
Первые натурфилософы - «фисиологи», по определению Аристотеля, изучали природу, пытаясь объяснить первопричины сущего в учениях о первоэлементах мира, исходя из общей первоосновы. В качестве таковой античное мышление полагало, как правило, конкретную физическую сущность, нечто чувственно данное. Это - вода в учении Фалеса, воздух - у его ученика Анаксимена или же огонь - у Гераклита Эфесского. Только Анаксимандр - другой ученик Фалеса высказал положение, что началом (принципом) и стихией (элементом) сущего является апейрон (с древнегреческого - бесконечное, неопределенное). Апейрон - абстрактная, не связанная чувственно конкретным образом сущность, лежит в основе всего, обладает творческой силой и является причиной всеобщего возникновения и уничтожения. Тем самым осуществлялось дальнейшее освобождение от метафоричности и переход от мышления, обремененного чувственными образами, к интеллекту, оперирующему понятиями. Сенека первым применил название «рЬ11о50р1иапа1игаП5» как общее обозначение философских течений Древней Греции, предшествующих Сократу и софистам.
Примечательно, что первые «фисиологи» или натурфилософы - представители Милетекой школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, а также Гераклит Эфесский, были не только натурфилософами, но также и учеными. Они занимались изучением астрономии, географии, геометрии, метеорологии. Фалес, например, предсказал солнечное затмение и первым объяснил природу лунного света, считая, что луна отражает свой свет от солнца. Доказывая простейшие геометрические теоремы, он вводил и использовал дедуктивный метод. Названия приписываемых по традиции Фалесу работ: «Морская астрология», «О солнцестоянии», «О равнодействии», «О началах» свидетельствуют, в какой степени ум его был обращен к познанию природы. Ученика Фалеса Анаксимандра называют «истинным творцом греческой, а вместе с тем и всей европейской науки о природе».
Логос натурфилософии имел своим содержанием поиск основ мироздания, причин и законов строения мира. «Фисиологи» стремились открыть единую основу многообразных природных явлений. Названные ими в качестве первоначал сущности были не просто физическими стихиями, они несли в себе сферхфйзический смысл, так как выступали носителями мироединства. Сам термин «логос» трактовался многозначно: как всеобщий закон, основа мира, мировой разум, слово и огонь. Как слово о сущем логос противопоставлялся не только вымыслу мифа, но и видимости чувственного восприятия вещей. От мифа к логосу - так обозначалось то направление пути, которое выбрала человеческая мысль, осваивая универсум. Считается, что античный мир обеспечил явные сдвиги в сторону всеобщей рационализации мышления. Большое внимание уделялось постижению и развертыванию истины, т.е. логике и диалектике. Постепенно философские системы приобретали вид все более и более рационально оформленного знания.
Натурфилософия,выступив исторически первой формой мышления, направленного на истолкование природы, взятой в ее целостности, привнесла вместо господствующего в мифологии образа «порождения» идею причинности. В рамках натурфилософии был выдвинут ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. Например, атомистическая гипотеза, гипотеза о возникновении порядка из хаоса. Наметившиеся в натурфилософии два направления в объяснении мира могли быть обозначены как: «Многое есть единое» и «Единое есть многое». С точкизрения первого - многообразный природный мир имел в основе некую единую субстанцию и строился из первичных элементов, первокирпичиков - атомов. С точки зрения второго - единый в своей целостности универсум порождал из себя на протяжении хода развития все многообразие природных явлений. Тем самым натурфилософы поставили для всей последующей философии две важнейшие проблемы:
проблему субстанции - вечной и пребывающей основы всего сущего и проблему движущего принципа - источника всех происходящих изменений.
Существенным стало то, что, формируя идею природы, мысль античных натурфилософов должна была приучиться осваивать то, что вне ее, что существует независимо от нее, не прибегая к закрепленным в мифологическом сознании приемам антропоморфиза-ции, но лишь двигаясь по логике предмета. Натурфилософское мышление было направлено на объект. При этом, однако, неизвестные действительные связи заменялись «идеальными фантастическими связями», а «недостающие факты - вымыслами». Иначе и быть не могло.