Направления решения проблемы детского труда
Универсальных мер по решению проблемы детского труда не существует. Более того, следует отметить, что программы по борьбе с наихудшими формами детского труда в основном содержат элементы, необходимые для борьбы со всеми формами детского труда. Первостепенное внимание следует уделять детям, подвергающимся наибольшему риску, а также реабилитации тех детей, которые страдают от наиболее тяжелых и опасных форм эксплуатации.
Для достижения этих целей необходимо действовать в пяти основных направлениях:
привлечение общественного мнения;
законодательная деятельность;
исполнительная деятельность;
образование;
оказание поддержки детям и их семьям.
Для успешной борьбы с детским трудом необходимо в первую очередь изменить отношение самого общества к этой проблеме. .
Привлечение общественного мнения к этой проблеме играет огромную роль. Все, кто имеет отношение к данному вопросу, начиная с самих детей и их родителей, а также политики, политические партии, местные власти, работодатели, профсоюзы и работники сферы образования прежде всего должны признать существование такой проблемы, как использование детского труда. Зачастую ее рассматривают лишь в качестве источника дохода малоимущих семей или же в качестве средства обучения навыкам самостоятельного труда.
Даже если людей удастся убедить в том, что дети не должны взрослеть раньше времени или бросать учебу ради работы, им придется доказать еще и то, что действительно существует ачьтернати-ва такому труду. Для малоимущих семей любые аргументы о пользе образования для их детей неизбежно звучат как нечто гипотетическое, поскольку они никак не согласуются с необходимостью изо дня в день бороться за выживание.
Невозможно обойтись без законодательных мер в искоренении наихудших форм детского труда. Любая законодательная программа по искоренению наихудших форм детского труда должна основываться на:
четком юридическом определении минимального возраста для приема на работу, не достигнув которого ребенка запрещено нанимать для выполнения какого-либо вида трудовой деятельности;
четком определении риска, которому запрещено подвергать детей, не достигших 18-летнего возраста;
законах, запрещающих неприемлемые формы труда, такие как долговая кабала и принудительный труд; продажа детей и торговля ими; использование, вербовка детей для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;
законах, предусматривающих наказание за осуществление такой деятельности, пособничество при ее осуществлении или попустительство.
Необходимо, чтобы существующие законы либо затрагивали все аспекты данной проблемы, либо допускали внесение поправок. Но прежде всего важно предусмотреть санкции против нарушителей, использующих недопустимые формы эксплуатации детей. Эти санкции должны быть достаточно суровы, для того чтобы предотвратить подобные действия и в то же время предоставить возможность получения жертвами соответствующей компенсации и защиты.
Проблема серьезно усложняется тем, что во многих государствах трудовые законодательства, включая законы о минимальном возрасте для приема на работу, никак не затрагивают некоторые сферы трудовой деятельности, такие как сельское хозяйство, бытовое обслуживание и деятельность небольших негосударственных предприятий. Данные сферы относятся как раз к тем отраслям, где работает большинство детей и где они подвергаются потенциальной опасности, а иногда и жестокому обращению. Даже в тех случаях, когда законодательство затрагивает эти отрасли, соблюдение законов на практике чрезвычайно усложняется.
Тесное сотрудничество и партнерство между официальными исполнительными и правоохранительными органами и другими государственными и негосударственными организациями, включая коммерческие организации, профсоюзы, социальные службы, местные органы управления, помогут достичь хороших результатов.
Очевидной альтернативой детскому труду является образование, как и определено международными стандартами труда о минимальном возрасте для приема на работу. Должное соблюдение законов и нормативов, предписывающих обязательное посещение школ всеми детьми, не достигшими минимального возраста, позволяющего начать трудовую деятельность, вносит значительный вклад в дело искоренения многих наихудших форм детского труда. Регулярное посещение школ могло бы сделать принудительный труд и многие другие формы эксплуатации детей абсолютно невозможными. Оно также исключило бы возможность работы детей на предприятиях, во многих опасных промышленных отраслях и на местах, требующих полной занятости. Помимо этих очевидных преимуществ качественное образование в дальнейшем может дать как детям, так и обществу в целом множество положительных результатов. В свое время оно, возможно, позволит навсегда покончить со всеми формами детского труда.
Для достижения желаемых результатов необходимо оказание поддержки детям и их семьям. Дети, которые подверглись наиболее неприемлемым формам эксплуатации, нуждаются в реабилитации прежде, чем будут способны извлечь пользу из получения регулярного образования, а именно им должны быть предоставлены медицинская помощь и психологическая поддержка, а также создано безопасное окружение, а иногда правовая поддержка и защита правоохранительных органов. В некоторых случаях возможность получения образования такими детьми должна быть подкреплена материально, включая предоставление различных субсидий, например стипендий, бесплатного питания, учебных пособий и медицинского обслуживания или предоставление детской одежды, а также обучающих программ или иных источников дохода их родителям. Такие программы должны быть ориентированы как на необходимость повышения уровня дохода для взрослых, так и на образование для детей, с тем чтобы предотвратить найм детей на работу наряду со взрослыми или вместо взрослых.
Важно понять, кто из детей подвергается наибольшей опасности быть вовлеченным в неприемлемые формы детского труда, и * мотивировать этих детей остаться в школе, пока не стало слишком поздно. Профилактические меры включают программы мотивации детей (и их родителей) начиная с раннего возраста, ориентированные на повышение осознания пользы образования и разъяснение им их прав, а также опасностей, связанных с ранним началом трудовой деятельности.
Необходим контроль в областях, на рабочих местах и в промышленных сферах, где ранее применялся детский труд и использование его прекратилось, так как крайне важно, чтобы новые дети не заняли место тех, кто здесь когда-то работал. Для достижения этой цели необходимо активное участие работодателей, руководителей, подрядных и субподрядных организаций, а также профсоюзов, местных властей и общин в создании механизмов по мониторингу рабочих мест и ситуации в сообществах.
Анализ мнений детей о своем жизненном обустройстве позволяет сделать вывод о том, что ребенку сейчас очень легко оказаться на улице и вовлечься в уличный труд, но значительно сложнее потом его увести оттуда. Дети, вкусившие уличной жизни, трудно поддаются обратной адаптации. Поэтому решение проблемы уличных детей надо сосредоточить на профилактической работе с детьми группы риска и их семьями, на создании условий, изначально препятствующих вовлечению детей в подобный образ жизни.