Направления изучения деятельности и личных качеств руководителя
В настоящее время можно говорить о существовании в менеджменте четырех основных направлений изучения личностных качеств и деятельности менеджера :
1. Ролевое, в рамках которого изучается сама деятельность менеджера, его функции и роли, которые он исполняет на своем рабочем месте.
2. Личностное, в рамках которого ученые пытаются установить личностные характеристики, присущие наиболее эффективным руководителям. Пик своего расцвета это направление переживало в 30-50 гг. XX в., когда разрабатывалась теория «великих людей». Однако эти и последующие исследования не смогли установить качеств личности, обеспечивающих человеку успешное руководство в любых ситуациях. Но исследования такого характера продолжаются и в настоящее время.
3. Поведенческое, которое рассматривает манеру поведения менеджера в отношении подчиненных, т. е. присущий ему стиль руководства.
4. Ситуационное, в рамках которого делаются попытки, во-первых, установить взаимозависимости эффективности деятельности руководителя, его личностных характеристик, стиля управ-
ления и той ситуацией, в которой он работает и принимает решения, во-вторых, определить степень адаптивности разных руководителей к разным ситуациям.
В деятельности руководителя можно выделить два основных аспекта - целесообразность и эффективность. Целесообразность - это умение делать нужную работу; эффективность -это умение экономично использовать все имеющиеся ресурсы. Целесообразность несравненно важнее эффективности, поскольку человек должен выполнять нужную работу, и только в этом случае имеет смысл говорить о ее эффективности.
Генри Минцберг в своей работе «Природа управленческого труда» выделил три группы ролей, которые должен исполнять руководитель, желающий эффективно работать: межличностные, информационные и управляющие роли (рис. 13.2).
Межличностные роли побуждают руководителя строить отношения с подчиненными и другими людьми внутри и за пределами организации. В таких отношениях он должен исполнять роли главы, лидера и связующего звена. Роль главы следует из его формального авторитета и положения. Как лидер руководитель должен уметь совместить цели организации и потребности отдельных людей, находящихся в его подчинении. В роли связующего звена менеджер поддерживает контакты на горизонтальном уровне, общаясь со своими коллегами, возглавляющими другие организации.
Информационные роли определены тем, что менеджер является своеобразным информационным центром, т. к. к нему поступает информация, которую необходимо обработать и оценить; он должен передавать информацию как своим подчиненным, так и за пределы возглавляемого коллектива.
Таким образом, он должен исполнять роли получателя информации, ее распространителя и представителя своей организации в контактах с внешним миром.
Управляющие роли связаны с необходимостью принимать решения, проводить изменения в работе возглавляемого им подразделения и реагировать на изменения внешней среды. Таким образом, он должен исполнять роли инициатора, устранителя проблем, распределителя ресурсов и посредника. Как инициатор менеджер принимает решения относительно инноваций, необходимых организации, при этом он должен побуждать и направлять изменения. Исполняя роль устранителя проблем, менеджер принимает решения в непредсказуемых ситуациях, возникающих помимо его воли. Как распределитель ресурсов менеджер принимает решения относительно финансов, персонала, оборудования и других ресурсов. Одновременно с этим он распределяет работу между подчиненными. Распределяя ресурсы, руководитель вынужден вести переговоры и принимать решения, связанные с ответственностью за ресурсы организации.
Среди трех групп ролей наиболее важной является группа информационных ролей, посредством которой, помимо всего ос-
тального, происходит взаимоувязка межгрупповых и управляющих ролей.
Репертуар ролей и их наполнение свои у каждого руководителя, т. е. роль, имеющая большое значение для одного может не представлять ценности для его коллеги. Более того, на разных уровнях управленческой иерархии одни и те же роли имеют разный приоритет.
Достоинствами ролевого подхода Г. Минцберга являются:
- возможность выделить различные фрагменты деятельности руководителя и, основываясь на этом, производить ее анализ;
- возможность понять, что определенные виды деятельности являются не прерыванием основной работы менеджера, а ее составной частью; так, например, время, в течение которого руководитель присутствует на дне рождения своего подчиненного или разговаривает со своим коллегой не на производственные темы, не является потерянным для него, поскольку эти действия - составная часть его работы.