Налоговая система в России

Содержание

 1. Понятие и основные элементы налоговой системы России

2. Структура Российской налоговой системы

3. Особенности исчисления отдельных налогов

Список использованной литературы

1. Понятие и основные элементы налоговой системы России

Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших шести лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.

Что же представляет собой налоговая система любого государства, в том числе и России? Она включает следующие элементы:

• взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;

• система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.

В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут быть введены по решению региональных и местных органов власти.

Налоги административно-территориальных образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

Законодательство, регулирующее взаимоотношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет, в настоящее время включает три категории нормативных актов различного статуса.

Во-первых, это группа законов, регулирующих основные положения в процессе взаимодействия налогоплательщиков и государства (в лице налоговых органов) по поводу уплаты налогов. Центральным элементом в этой группе является закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», в котором определены основные принципы налогообложения, приведен перечень налогов, действующих на территории Российской Федерации, права я обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства и ряд других положений. В эту же категорию нормативных актов включаются также указы президента, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения, и законодательные акты, посвященные каждому из действующих на всей территории России налогов. В эту группу нормативных актов могут быть отнесены и ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются элементы распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Во-вторых, это группа законов субъектов Российской Федерации, которые регулируют режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого из субъектов, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством (например, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта Федерации, и дополнительные льготы по данному налогу).

В-третьих, это группа подзаконных нормативных актов. В первую очередь эта группа включает инструкции Госналогслужбы и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.

В настоящее время ведутся активные работы по кодификации российского налогового законодательства. Правительством разработан проект Налогового кодекса, который направлен на упорядочение налоговой системы, унификацию отношений в рамках налогообложения, детальную регламентацию процедурных вопросов, связанных с налоговыми правонарушениями. Кроме того, данный законопроект предполагает и внесение изменений в налоговую систему как совокупность налогов.

Эти уточнения сводятся к существенному сокращению общего числа налогов (с более чем 100 до 30), совершенствованию режимов уплаты отдельных налогов (налогов на имущество, налога на прибыль и ряда других налогов, сборов и платежей), изменению распределения основных налогов между уровнями бюджетной системы.

2. Структура российской налоговой системы

Структура налоговой системы может рассматриваться с точки зрения:

• соотношения прямых и косвенных налогов;

• распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;

• роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;

• распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).

С точки зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и, таким образом, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.

Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции - поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивное или пропорциональное налогообложение).

Следует также отметить, что доминирование тех или иных типов налогообложения (в первую очередь это относится к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности того или иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля над государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.

В рамках российской налоговой системы в целом хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее их роль очень велика. Причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой, объективно понижает уровень контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.

В 1997 г. структура российской налоговой системы с точки зрения соотношения в ней прямых и косвенных налогов выглядела следующим образом:

В рамках российской налоговой системы активно задействуются как основные известные мировой практике косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и группа прямых налогов (на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество). При этом основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов - прямые.

3. Особенности исчисления отдельных налогов

Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость в настоящее время представляет собой ключевой элемент российской налоговой системы. За счет поступлений этого налога формируется 29% доходов консолидированного бюджета и 47% доходной части федерального бюджета.

НДС представляет собой одну из форм косвенного налогообложения, при которой объектом налогообложения является прирост стоимости товара на каждой стадии его производства и реализации по мере продвижения товара к конечному потребителю (добавленная стоимость или стоимость, добавленная обработкой). Для каждой фирмы (предприятия) налогом облагается ее выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом суммы затрат на сырье, материалы, сторонние услуги, а также другие материальные затраты.

Механизм действия, налога на добавленную стоимость призван обеспечить равномерное распределение налогового бремени по всем отраслям народного хозяйства и предприятиям. А налоговое бремя распределяется пропорционально объему стоимости, добавляемой обработкой.

В 1992 г. ставка данного налога была установлена на уровне 28%. Для ограниченного круга продовольственных товаров первой необходимости она была снижена до 15%. Начиная с 1993 г. стандартная ставка данного налога устанавливается на уровне 20%, а пониженная—по продовольственным товарам, за исключением подакцизных, и товарам детского ассортимента - на уровне 10%.

В России используется модель косвенного исчисления добавленной стоимости, которая не предусматривает определения в процессе расчета суммы налога, подлежащей уплате, величины самой добавленной стоимости. Так, в соответствии с действующим отечественным налоговым законодательством исчисление этого налога производится исходя из величины оборотов по реализации товаров, работ, услуг и ставки налога. При этом налог на добавленную стоимость, уплаченный в цене сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д., на себестоимость не относится, а подлежит вычету из такового, полученного с покупателя продукции при уплате налога в бюджет. Именно последний вычет фактически выводит налогообложение на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения данным налогом являются обороты по реализации товаров, продукции, работ, услуг, оцененные в фактических рыночных ценах. В рамках действующего законодательства от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые за пределы СНГ товары, услуги городского пассажирского транспорта, банковские операции, операции по страхованию, обращению денег, валюты и ценных бумаг, услуги учреждений культуры, платные медицинские услуги для населения и ряд других товаров, работ и услуг.

Налог на прибыль. Налог на прибыль представляет собой одну из разновидностей прямых налогов, широко используемых в мировой практике в качестве рычага экономического регулирования. В рамках кейнсианской экономической доктрины этот налог рассматривается как один из элементов встроенного стабилизатора.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налог на прибыль является федеральным налогом и представляет собой один из центральных элементов налоговой системы. Налог на прибыль выступает в качестве дохода, регулирующего бюджетную систему. Происходит это путем предоставления субъектам Федерации права установления собственной ставки данного налога (сверх установленной федеральным законодательством федеральной ставки), в соответствии с которой поступления от него зачисляются в доход бюджета субъекта Федерации.

Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от видов деятельности. Базовой является ставка в размере 35% (федеральная 13% и максимально допустимая ставка субъектов Федерации 22%) налогооблагаемой прибыли, доходы банков, страховых организаций и от посреднической деятельности подлежат налогообложению по суммарной максимальной ставке 43%. Для целей налогообложения выделяются также некоторые другие виды доходов (доходы от казино и игорного бизнеса облагаются по ставке 90%).

В рамках налога на прибыль предприятий подлежат льготному налогообложению такие расходы, как расходы на капитальные вложения производственного назначения в отраслях материального производства и расходы на капитальные вложения в - жилищное строительство для всех юридических лиц; фактически осуществленные расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (не превышающие 10% налогооблагаемой прибыли); расходы на благотворительные мероприятия в пределах 5% налогооблагаемой прибыли и некоторые другие виды расходов. Не подлежит налогообложению прибыль, полученная от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Допускается также доналоговое погашение убытков прошлых лет в течение пяти лет после их наступления. В российском налоговом законодательстве избран режим последующего погашения убытков, в то время как в ряде стран корпорации и другие хозяйствующие субъекты имеют право распределять убытки по своему усмотрению на последующие и предшествующие годы. Такой режим позволяет более эффективно с точки зрения производственного процесса нивелировать колебания величины прибыли, не оказывая значительного влияния на величину бюджетных поступлений. При этом общая сумма налоговых льгот, предоставляемых предприятиям, не должна уменьшать сумму налогового платежа более чем на 50%.

Акцизы. Акциз представляет собой вид косвенного налога, включаемого в цену ряда товаров массового потребления и предметов роскоши, а также в тарифы на некоторые услуги. Как правило, акцизы вводятся на те товары, объем потребления которых не может быть существенно ограничен таким повышением цены.

В соответствии с законодательством Российской Федерации к подакцизным товарам относятся винно-водочные изделия, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия, а также отдельные виды минерального сырья (нефть, включая газовый конденсат, и природный газ).

Плательщиками акцизов являются предприятия, производящие и реализующие подакцизные товары. Ставки акцизов устанавливаются в твердых суммах за физическую единицу объекта обложения (специфические ставки) или в процентах к цене реализации подакцизного товара. В соответствии с Действующим российским налоговым законодательством акцизы включаются в базу обложения налогом на добавленную стоимость.

В рамках российского налогового законодательства фактически выделяется три категории подакцизных товаров, по которым процедура установления ставок и исчисления облагаемой базы имеет определенную специфику.

Первая группа - это подакцизные товары, производимые и реализуемые на территории Российской Федерации (кроме минерального сырья). По этому кругу товаров устанавливаются либо специфические налоговые ставки (алкогольная продукция и табачные изделия), либо пропорциональные ставки (ювелирные изделия, легковые автомобили), при этом пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к цене товара, включающей акциз.

Вторая группа - это подакцизные товары, импортируемые на территорию Российской Федерации. Ставки по данной группе устанавливаются в целом аналогично первой, но в случае пропорциональных ставок базой обложения является заявленная таможенная стоимость импортируемого товара.

Третья группа - это минеральное сырье. Ставки акцизов на нефть и газовый конденсат установлены таким образом, чтобы изымать в бюджет доходы рентного характера. Ставки установлены дифференцирование» для большинства нефтедобывающих предприятий (фактически таким образом учитывается дифференциация условий нефтедобычи). На природный газ установлена единая ставка акциза в процентах к отпускной цене газа без включения в нее акциза.

Подоходный налог с физических лиц. Подоходный налог с физических лиц - прямой налог с граждан, уплачиваемый физическими лицами с полученных ими доходов (заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, авторских вознаграждений и других доходов). В странах с рыночной экономикой в составе подоходного налога с физических лиц облагаются доходы от некорпоративного бизнеса. Ставки данного налога, как правило, носят прогрессивный характер, что позволяет индивидуальному подоходному налогу наряду с налогом на прибыль играть роль встроенного стабилизатора.

В Российской Федерации объектом обложения этим видом налога являются личные доходы граждан, получаемые ими от работы по найму, от ценных бумаг, от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, и другие доходы. Не включаются в облагаемую этим налогом сумму дохода пенсии, стипендии, алименты у лиц, их получающих, доходы от вкладов в учреждения банков (в пределах ставки рефинансирования Центрального банка), доходы от государственных ценных бумаг и некоторые другие виды доходов.

Исчисление подоходного налога производится на основе годовой величины облагаемого дохода. Ежемесячные платежи данного налога носят авансовый характер и производятся нарастающим итогом с начала года.

В основе предоставления льгот по подоходному налогу лежат социальная значимость, заслуги и степень социальной защищенности той или иной категории граждан. Общая сумма не облагаемого налогом минимума зависит от общей суммы дохода, полученного гражданином в течение года, и его социального статуса (участник Великой Отечественной войны. Герой Российской Федерации, инвалид I или II группы, пострадавший в результате чернобыльской катастрофы и др.).

Кроме вычета не облагаемого налогом минимума, граждане также имеют право на такие вычеты из налогооблагаемого дохода, как фактически произведенные через бухгалтерию расходы на благотворительные цели и фактические расходы на приобретение или строительство жилья (включая погашение кредитов, полученных на эти цели).

С 1 января 1998 г. законодательством установлена прогрессивная шкала налогообложения начиная со ставки 12%, которая применяется к доходам, не превышающим 20 000 руб. в год. Максимальная ставка установлена на уровне 35% и применяется к доходам, превышающим 100 001 руб. в год.

В соответствии с российским налоговым законодательством чистые доходы граждан от предпринимательской деятельности без образования юридического лица подлежат налогообложению по ставке подоходного налога с физических лиц. Таким образом, этой категории граждан при уплате налога на основе налоговой декларации предоставляется право вычесть из доходов, подлежащих налогообложению, деловые издержки, то есть документально подтвержденные расходы, связанные с получением данного дохода. Аналогичный режим распространяется на доходы от авторских вознаграждений. Такой порядок налогообложения представляет собой шаг вперед к цивилизованной налоговой системе, так как в большинстве стран доходы от некорпоративного бизнеса облагаются в составе индивидуальных доходов населения.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.

2. Зейдель Х. , Темнен Р. Основы учения об экономике. - М.: «Дело ЛТД», 1994.

3. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М.: Норма, 1998.

4. Кокорев В.Е. Экономика как она есть. – М.: «Век», 1998.

5. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право Том 1. – М.: Бек. 1994.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по экономике

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(13.9 KiB, 43 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!