Мультипликатор

Важным фактором в масштабах страны, воздействующим на экономический рост,  является определенный эффект, получаемый от изменения совокупных расходов, известный в экономической литературе под названием эффекта мультипликатора.  Дословно «мультипликатор» означает «множитель». Суть эффекта мультипликатора состоит в том, что

увеличение государственных расходов, частных расходов или инвестиций приводит к росту ВНП. Размеры увеличения ВНП будут зависеть от мультипликатора экономического роста. Если предположим, что мульти-пликатор равен 5, то увеличение, допустим государственных расходов  на 30 ден. ед., приведет к увеличению ВНП до 150 ден. ед.

Эффект мультипликатора в экономике объясняется наличием общественного разделения труда и зависимостью одних субъектов рыночной экономики от других. Предположим, что кто-то увеличивает свои расходы на покупку конфет на 100 ден. ед. Чтобы удовлетворить возросший спрос на конфеты, производители конфет должны увеличить свое производство на 100 ден. ед. Для увеличения производства конфет требуется дополнительное сырье, например, сахара на 90 ден. ед.  В свою очередь, чтобы увеличить производство сахара необходимо увеличить производство сахарной свеклы и т. д. И что мы наблюдаем? Увеличение расходов на конфеты приводит к еще большему росту производства. В этом и заключается эффект мультипликатора.

От чего зависит величина мультипликатора? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть механизм действия мультипликатора, используя  табл. 14.1.  По данным таблицы, на первом шаге увеличение го-сударственных расходов (DG) на 30 ден. ед. обусловливает одновремен-ный рост производства и доходов (DУ) у соответствующих продавцов-производителей также на 30 ден. ед. Как известно, с приростом дохода не вся его величина расходуется. Часть дохода сберегается. Предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. В этом случае из дохода в 30 ден. ед. 80 %, или 24 ден. ед., будут направлены на потреб-ление, а остальные 20 %, или 6 ден. ед., будут сберегаться, т. е. МРS = 0,2. На втором шаге рост потребностей на 24 ден. ед. обусловит соответ-ствующий рост производства и доходов у второй группы продавцов-производителей и т. д. Возникает цепная реакция. В конечном итоге увели-чение государственных расходов на 30 ден. ед. обусловит рост объемов производства и доходов на 150 ден. ед. (30 + 24 + 19,2 + 15,4 + и т. д.).

Очевидно, что последствия сокращения государственных расходов будут носить обратный характер.

В нашем случае рост производства превышает увеличение государ-ственных расходов в 5 раз (150 : 30 = 5). Этот коэффициент и есть мультипликатор.

Нетрудно заметить, что величина мультипликатора определяется по формуле:

 

k = 1/(1- MPC),  или  k = 1/(MPS)                    (14.6)

 

Таким образом, чем выше склонность к потреблению и, соответствен-но, ниже склонность к сбережению, тем больше мультипликатор и тем большее будет увеличение общественного продукта при увеличении  любых расходов в государстве.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!