Мотивация этического действия. Относительность этики

Если мы попытаемся выделить факторы, которые мо­гут мотивировать этическое действие, то в голову прихо­дят некоторые свойства человека:

1. Мудрость. Разум — основное требование моральной жизни. Мыслитель проверяет обоснованность идей и оце­нивает их значение.

2. Смелость. Мы можем только восхищаться челове­ком, который знает во что верить, и решительно настроен этого придерживаться.

3. Сдержанность. Крайности почти во всех случаях ос­тавляют желать лучшего. Это характерно как для полити­ки, зависти, честолюбия, эгоизма, так и для еды и питья.

4. Справедливость. Мы все ценим и восхищаемся спра­ведливостью, уважаем права других людей и соблюдение обязательств. Ничто не вызывает в нас такого негодова­ния, как несправедливость. Выкрика «Это несправедливо!» достаточно для того, чтобы прекратить все судебные заседания.

5. Совесть. Одни описывают совесть как интуитивное чувство того, что следует или не следует делать. Другие считают совесть голосом Бога внутри нас. Третьи же пола­гают, что это чувство, развитое внутри каждого индивида на основе приобретенного жизненного опыта.

К совести необходимо прислушиваться, но вряд ли ей можно доверять как единственному фактору этических принципов. Совесть индивидов и совесть организаций можно воспитывать. Зрелая личность поддерживает со­весть на должном уровне. Неправильно сформированная совесть оказывает опасное влияние на жизнь.

Управляющие постоянно занимаются своего рода эти­ческой эквилибристикой, когда пытаются принять реше­ние, которое будет способствовать продвижению компа­нии вперед и в то же время служить интересам наемных работников, потребителей и семьи.

Прекрасным тому примером являются проблемы эко­логии:

•     продукция фирмы неизбежно нарушает функцио­нирование природных циклов для того, чтобы улуч­шить жизнь потребителей;

•     нарушение экологического баланса может, в конеч­ном счете, ухудшить жизнь потребителей или их внуков;

•     с другой стороны, потребители могут больше по­страдать из-за отсутствия товаров фирмы, чем из-за загрязнения окружающей среды.

У управляющего должна быть возможность с уважени­ем смотреть каждое утро на свое отражение в зеркале. Если управляющие займут исключительно экологическую по­зицию, они могут лишиться работы и остаться вообще без зеркала, в которое смогут каждое утро смотреться.

Опять же, именно управляющему придется действо­вать так, как велит ему совесть в отношении этих важных проблем, и в таком случае при их решении выступать в качестве наставника и проводника этих велений. Он за­нимает уникальную позицию ответственности и возмож­ности в отношении этики корпорации.

Как правило, руководителей беспокоят четыре этиче­ские проблемы:

1. Где предел нашей профессиональной ответственно­сти? В какой степени мы должны придерживаться про­изводства только продукции высшего качества? В боль­шинстве случаев покупатель недостаточно опытен, чтобы отличить первоклассные изделия от хороших. Не явля­ется ли неэтичным для руководителя выпускать товары хуже идеальных? Если это так, то насколько хуже иде­альных?

2. Мы принимаем решения сами или мы должны при­влекать к этому клиентов и покупателей? Очевидно, что управленческая команда — это те, кто располагает всеми данными о положении дел в фирме. Будет ли в ее решени­ях больше разума и дальновидности, чем в решениях, вы­работанных с участием конкурентов и потребителей? Сле­дует ли бизнесу поощрять наделение покупателей правом голоса при принятии деловых решений? Знают ли люди, что для них на самом деле лучше всего?

3. Манипулировать ли нам людьми для их же собст­венного блага?

4. Что важнее: система или индивид? Представля­ет ли бизнес необходимые структуры или возможности свободы для рабочих? Несмотря на все свои недостатки, предоставляет ли мир гигантских организаций более эф­фективные возможности для индивидуальной свободы и самовыражения, чем это было бы возможно при системе микроорганизаций, предшествующей ему? Бесполезно ли человек боролся с всемогущей организацией, или про­тивостояние ей обеспечивает динамическое напряжение, необходимое для прогресса? Каким образом могут возни­кать конфликты между организацией и ее членами, если она создана и действует на основе системы представитель­ного участия?

Очевидно, что для управляющего этические вопросы и дискуссии являются одними из самых сложных и требу­ют большого количества времени. Люди видят вещи по-разному. Существует много мнений по каждому вопросу. И задачей руководства является выработка консенсуса и единства в условиях естественного различия членов орга­низации. Задача нелегкая, но настоятельная.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!