Мотивация эффективной работы группы

Популярность работы в группах во многом объясняется убеждением, что она побуждает работников к высокой степени участия в процессе труда. Данная проблема находилась в центре внимания Хоуторнских исследований, по итогам которых был сделан вывод, что работа в группе оказывала большее влияние на выполнение задания, чем материальные условия. Индивиды обладают социальными инстинктами, которые они стремятся удовлетворить в форме признания и одобрения другими людьми. Заслуги признаются на личной основе (взаимное одобрение или учтивая беседа во время поездки), но большинство людей также прилагают некоторые усилия, направленные на подтверждение своего членства в относительно постоянных группах как в организации, так и вне ее. Членство в существующих в организации группах дает сотрудникам возможность выразить свои идеи и познакомиться с мнениями других людей, изменить при взаимодействии с коллегами свое мнение. Одобрение группой действий индивида удовлетворяет важнейшие человеческие потребности, которые не учитывает научный менеджмент. Следовательно, при организации труда менеджеры должны принимать во внимание необходимость их насыщения.

Такие исследователи, как М. Фоллетт и Ч. Барнард, исходя из социальной прир"6ды индивидов и преимуществ совместного труда, рассматривали группу как промежуточный институт между индивидом и абстрактным обществом, указывали, что взаимодействие работников осуществляется посредством института команды. В 1926 г. М. Фоллетт писала:

Объектом ранних психологических исследований выступал индивид; объектом ранних социологических изысканий - общество. Но понятия «индивид», равно как и понятия «общество», не существует; есть только группа и ее единица - социальный индивид. Социальная психология должна начинаться с интенсивного изучения группы, происходящих в ней селективных процессов, различных реакций, аналогий, несовпадений и духовной энергии, которая ее объединяет... Современному бизнесу... необходимы прежде всего индивиды, которые умеют объединять людей; не просто менеджеры, способные создавать команды, а учитывающие преимущества объединений. Современный преуспевающий бизнесмен всегда готов к сотрудничеству.

Интересные исследования потенциала группы как основной единицы организации были осуществлены Рэнсисом Лайкертом, отмечавшим, что Хоуторнские исследования показали возможность как действий групп в интересах менеджмента, так и противостояния ему, что выражалось в увеличении или ограничении объемов производства. Р. Лайкерт полагал, что менеджмент организаций должен сконцентрировать свои усилия на поиске эффективных методов управления командами.

Ученый указывал, что эффективные менеджеры использовали многие традиционные инструменты научного менеджмента, однако для того, чтобы добиться согласия подчиненных, они не прибегали к инструментам иерархического и экономического давления. Менеджеры побуждали членов группы к участию во всех аспектах работы, включая постановку целей и разработку бюджетов, контроль над издержками и организацию труда. Кроме того, эффективными менеджерами зарекомендовали себя управленцы, привлекавшие подчиненных к работе команд, стимулировавшие лояльность сотрудников группе. Они добивались того, что члены группы обладали относительно высоким уровнем навыков личного взаимодействия, принимали участие в принятии решений по общим проблемам.

Что обусловливает эффективность групп? Р. Лайкерт считал, что объяснение кроется в том, что он назвал принципом поддерживающих отношений. Ученый разделяет утверждения А. Маслоу о том, что индивиды высоко оценивают положительную реакцию на свои действия людей, мнение которых они воспринимают как значимое, что помогает определять и поддерживать самооценку. Осуществляемые взаимодействия и складывающиеся между сотрудниками организации отношения поддерживают чувство самоценности индивидов.

Поскольку большую часть рабочего времени сотрудники организаций проводят в группах, именно команды «прокладывают маршрут» к столь значимым для работников поддерживающим отношениям. Р. Лайкерт считал, что эффективным организациям удалось сформировать то, что ученый определил как высоко эффективную социальную систему взаимодействий и взаимного влияния. Данная система обязана своим существованием отношениям взаимосвязанных групп, состоящих из высоколояльных им работников. Менеджмент таких организаций предпринимал целенаправленные усилия по созданию групп и укреплению их взаимосвязей с помощью сотрудников, являющихся членами более чем одной команды. Р. Лайкерт считал, что задача руководства компании состоит в том, чтобы «каждый индивид был членом одной или более эффективно функционирующих групп, сотрудники организации должны быть лояльными командам, обладать эффективными навыками взаимодействий и руководствоваться целями отличного выполнения заданий».

Идеи Р. Лайкерта актуальны и в наши дни. Дж. Катценбах и Д. Смит отмечают, что совместное преодоление индивидами как членами группы трудностей стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах. Преимущество членства в команде состоит и в ощущении того, что они «являются частью чего-то большего, чем каждый из них по одиночке». Дж. Катценбах и Д. Смит высказывают предположение о том, что, поскольку члены группы рассчитывают на поддержку и ободрение товарищей, в отличие от изолированного, ощущающего потребность в защите своей позиции индивида, возможности менеджмента по изменению поведения сотрудников возрастают.

Источник : Д. Боди

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!