Моральное регулирование деловых отношений

В обычной повседневной работе следование формаль­ным правилам трудового распорядка более или менее обеспечивает нормальный ход дел. Но если возникает на­пряженная ситуация, требующая мобилизации дополни­тельных внутренних ресурсов (необходимость срочно вы­полнить важную дополнительную работу, найти выход из трудного положения и т.п.), то формальных механизмов может оказаться недостаточно.

Работая «от сих до сих», возникшую проблему не ре­шить. В такой ситуации можно поступать по-разному: сулить дополнительные деньги, «закручивать гайки», объявлять «авралы», штурмы и т.п. Чаще всего так и де­лают.

Но наряду с «пряниками» и «кнутами» существует одно из средств выхода из положения — обращение к та­кой неосязаемой, явно неформальной вещи как честь кол­лектива, к категориям профессиональной и межлично­стной этики, иначе — к человеческой совести и чувству долга. Именно эти неформальные механизмы позволяют изыскать новые стимулы к интенсивному и высококаче­ственному труду, когда работник, не считаясь ни со вре­менем, ни с формальными нормативами, порой забывая даже о личных выгодах, целиком «выложится» в поисках действительно наилучшего решения проблемы. Но, разу­меется, подобное отношение к делу возможно только в коллективах с благоприятным моральным климатом.

С другой стороны, и неформальные санкции, типа осуж­дения авторитетных коллег, действуют гораздо эффек­тивней, чем административные взыскания и даже угроза увольнения, особенно если действия руководителя воспринимаются «пострадавшим» и коллективным обществен­ным мнением как несправедливость. Все это — область неформального, морального регули­рования деловых отношений.

В процессе труда мы все больше, порой незаметно для самих себя, подчиняемся не столько формальным прави­лам и инструкциям, даже не столько приказам начальни­ков, сколько сложившимся в трудовом коллективе тра­дициям, привычкам, обыкновениям. На вопрос: «Хорошо это или плохо?» — не существует однозначного, пригод­ного для всех случаев ответа. Многое зависит от характе­ра работы, от сферы деятельности, от характера правил.

Разумеется, любые отклонения от требований стандар­тов, правил безопасности, норм закона, договорных обя­зательств, от всего, что касается прав работников и вооб­ще граждан, абсолютно недопустимы. Нарушения норм пободного рода могут оцениваться только негативно.

Даже если не говорить о катастрофах, событиях чрез­вычайных, очевидно, что все мы повседневно (на рабочем месте, в быту, в магазине, при обращении в учреждение) терпим серьезный ущерб оттого, что люди в процессе тру­да пренебрегают установленными правилами и нормати­вами.

Выходящее из строя оборудование, низкокачествен­ные товары и продукты, ломающиеся машины, грубые и не желающие выполнять свои обязанности работники сферы обслуживания, бездушные чиновники в учрежде­ниях, куда мы обращаемся отнюдь не от нечего делать, а по необходимости, — все это больно бьет по всем нам, отнимает массу времени, нервов, сил. И те традиции и неформальные групповые нормы, которые как бы санк­ционируют плохую работу людей, не могут и не должны вызывать нашего сочувствия.

Но существуют и другие ситуации. Десятилетия «пол­зучей бюрократизации» породили беспрецедентную, небывалую в истории волну циркуляров, предписаний. Подобно тысячам крошечных канатиков, которыми ли­липуты привязали к земле Гулливера, они сковывают лю­бое наше движение, ограничивают любую нашу деловую активность.

Дело дошло до того, что во многих случаях недобросо­вестный работник, не желающий выполнять ту или иную работу, почти всегда мог найти для этого «законное» ос­нование, прикрываясь какой-нибудь инструкцией, а то и целым их ворохом.

В то же время человек инициативный, ищущий нестан­дартных, действительно наилучших решений, вынужден не просто балансировать на грани дозволенного, но и пере­ходить эту грань, нарушать те или иные инструкции, под­вергая себя риску возмездия со стороны административной контрольной машины. Происходящие в сфере труда объективные изменения сами по себе ограничивают возможности для внешнего контроля процессов и результатов работы.

Известно, что чем работа квалифицированнее, тем трудней ее контролировать. Если же она носит еще и творческий характер (а работ, содержащих какие-то эле­менты творчества, становится все больше), то контроль (во всяком случае контроль главного — качества) во мно­гих случаях в принципе становится затруднительным и субъективным.

Отсюда следует одно важное обстоятельство: посколь­ку эффективный внешний формальный контроль над ква­лифицированными работниками в значительной мере — иллюзия, заменить его могут лишь самоконтроль над собой плюс мнение его ближайших товарищей по работе или коллег.

Тем самым на первый план выходят факторы и регуля­торы морального и психологического порядка.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!