Модель личностных черт «Большая пятерка» и тестовая методика Майерс-Бриггс

  Личность – это важный определяющий фактор человеческих мыслей, чувств и поведения. Один из наиболее важных способов изучения личности – это описание его черт. Черта – это особая составляющая личности, которая описывает определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения, например, склонности к застенчивости или общительности, недоверчивости или доверчивости, обязательности или беспечности.

Черты, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархии. В иерархической модели личности "Большая пятерка" сверху  расположены пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту (таблица). Каждая черта "Большой пятерки" состоит из различных особых черт. Например, экстраверсия (склонность к положительному отношению к жизни), состоит из таких специальных черт, как положительный эмоциональный настрой, общительность и душевность. Черты "Большой пятерки" и специальные черты, расположенные в иерархии ниже, универсальны. Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания.

Иерархическая схема личности

Аспекты личности модели «Большая

пятерка»

Экстравер-сия Невротизм Уживчивость Добросо-вестность Открытость опыту
Особые черты, относящиеся к «Большой пятерке»

 

Положительный эмоцио-нальный настрой

Общительность

Душевность

Беспокойство

Застенчи-вость

Уязвимость

Доверчивость

Прямота

Отзывчи-вость

Компетентность

Любовь к порядку

Самодисциплина

Фантазия

Действия

Идеи

 

Экстраверсия или положительный эмоциональный настрой, это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и положительно думает об окружающих.            Экстраверты – люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны. Интроверты – люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и хуже взаимодействуют с другими людьми. На работе экстраверты чаще, чем интроверты, испытывают положительные эмоции, чувствуют удовлетворение от своей работы и в целом их мнение об организации и окружающих людях положительное. Экстраверты быстрее идут на контакт с сослуживцами. Они могут отлично работать там, где требуется часто контактировать с людьми, например, в области продаж или в сфере обслуживания клиентов.

В отличие от экстраверсии, невротизм, или отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к негативным эмоциям, депрессии, и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно. Люди, склонные к невротизму, чаще испытывают отрицательные эмоции на работе, чаще переживают стрессы и в целом отрицательно относятся к ситуации на работе. Люди с высокой степенью невротичности часто более критичны к себе и к своей работе, чем те, у кого этот показатель ниже. Это качество позволяет им работать лучше, и потому они способны проявить себя в сферах контроля качества, где необходимо критическое мышление и умение давать критическую оценку. Люди с высоким показателем невротизма могут оказывать отрезвляюще воздействие на решение группы, указывая на отрицательные аспекты принимаемого решения. Люди с низкой степенью невротизма редко испытывают отрицательные эмоции и не столь критичны и пессимистичны, как их высоко невротичные коллеги.

Уживчивость – черта личности, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью. Люди с низкой уживчивостью несговорчивые, недоверчивые, они не умеют сочувствовать, не любят быть в коллективе и грубы. Низкая степень уживчивости может быть полезной в таких профессиях, которые требуют от человека несговорчивости, – например, работник налоговой инспекции. С уживчивыми людьми в целом легко ладить, они "командные игроки". Уживчивость может быть ценным качеством в сферах, где требуется налаживать хорошие отношения с людьми.

Добросовестность– это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны. Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины. Добросовестность важна во многих сферах деятельности.

Последняя из личностных черт модели «Большая пятерка», открытость опыту, показывает, насколько человек оригинален, открыт для большого разнообразия стимулов, насколько широк круг его интересов и насколько он готов к риску, в противоположность узкому кругозору и боязни риска. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски. Чтобы перевести открытость опыту в творческое и инновационное поведение, организации нужно убрать препятствия с дороги инноваций. Кроме того, должность и должностные обязанности не должны быть узко определены, чтобы позволить использовать открытость опыту для создания новых идей.

Личностные черты «Большой пятерки» важны для понимания взаимоотношений и типов поведения на работе, для понимания в целом организационного поведения. Каждый человек по-своему уникален, и личности разных людей могут соответствовать различным сферам деятельности.

 Психологические типы по Майерс-Бриггс. Один из классиков психологии Карл Густав Юнг ввел в практику представление об интровертах и экстравертах. Интроверты больше заняты своим внутренним миром, экстраверты погружены в мир социальных коммуникаций. Две американки, мать и дочь продолжив исследования Юнга, создали тестовую методику, которая в настоящее время стала одной из самых популярныхMyers-Briggs Type Indicator, MBTI). Катарина Бриггс и Изабель Бриггс-Майерс предложили различать людей по четырем параметрам: интроверсия-экстраверсия, сенсорика-интуиция, этика-логика, рациональность-иррациональность. Сочетание полюсов каждого из четырех параметров дают 16 типов людей, ведущих себя как на работе, так и в быту очень по-разному.

Экстравертам свойственны следующие черты: они отвечают быстро, без долгих размышлений, стремятся общаться в группе и обладают такой экспрессивностью, что время от времени их приходится сдерживать. Интроверты напротив, любят долго подумать перед тем, как ответить. Их необходимо втягивать в разговор. Большим сборищам они предпочитают общение с глазу на глаз. Согласно типологии Майерс-Бриггс к экстравертам относятся следующие типы: S – сенсорик – любит погружаться в факты, детали, конкретные примеры и апеллировать к ним. Стремиться продемонстрировать собственные идеи. T – думающий тип (от англ. thinking). Рассматривая альтернативные решения, люди этого типа стремятся учесть все «за» и «против». Они критичны и объективны. Считают убедительными трезвые, беспристрастные доводы. J – выносящие суждения, оценки. Ориентируются на результат. Любят обсуждать порядок и график выполнения работы, обговаривая точные сроки ее завершения, результаты, цели и достижения. Не любят неожиданностей и стремятся знать обо всем заранее. Ожидают от окружающих доведения дел до конца. Получают удовольствие от завершенного дела. Умеют управлять временем.

Интроверты включают в себя: N – интуитивный тип. Их интересуют лишь общие схемы и общие концепции, любят обсуждать будущие возможности, связанные с их идеями. F – импульсивный. Рассматривая альтернативные решения, стремятся оценить, чем каждое из них может быть полезно для людей. Умеют ценить личные взаимоотношения. Доверяют субъективным мнениям. P – воспринимающий. Готовы обсуждать порядок выполнения работы, но испытывают дискомфорт при назначении твердых сроков ее завершения. Любят перемены и хорошо адаптируются к любым неожиданностям. Ожидают от других того же. Нравится начинать новое дело, но в процессе выполнения обычно теряют к нему интерес и до конца не доводят. В последующих исследованиях оказалось, что предложенная типология очень достоверно прогнозирует успешность людей в разных профессиональных занятиях и во взаимодействиях типов между собой.

В приложении 1 приведен один из вариантов теста Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI), в котором при ответе на утверждения и подсчете суммы баллов следует приписывать к тестируемому тот параметр, который получил большую сумму в каждой из пар параметров.

В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса лежат два стиля поведения – это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум основным измерениям К. Tомас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Предполагается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Опросник Томаса (приложение 2) включает 30 вопросов, которые позволяют выявить типичные способы реагирования сотрудников на конфликтные ситуации (сотрудничество, компромисс, уступчивость, избегание, доминирование). Опросник может применяться и при исследовании возможного стиля ведения переговоров и аспектов взаимодействия с клиентами. Идеальный случай – оценка кандидатов на позиции менеджера по продажам.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!