Мирское и общественное призрение детей на Руси
История социальных служб помощи детям уходит корнями в историю милосердия и благотворительности, ведущую роль в которых на протяжении многих веков играла церковь. За последнее десятилетие анализу милосердия и благотворительности как культурно-исторических предпосылок социальной педагогики и социальной работы было посвящено немало историко-социальных и историко-педагогических исследований.
Анализ этой литературы показывает, что во всех европейских странах, включая и Древнюю Русь, вплоть до Средневековья отношение к детям не отличалось гуманностью. Родители распоряжались детьми по своему усмотрению, больного или «лишнего» ребенка могли убить, продать в рабство.
Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т. д.
Выделяются следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:
- культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;
- общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения;
- хозяйственные формы помощи и взаимопомощи1. В качестве примера культовых форм поддержки приведем пример поклонения древних славян кругу (колесу). Он означал прежде всего оберега от злых духов, был символом определенной целостности, стабильности и основательности.
Не менее интересные подходы к поддержке сложились в отношении детей-сирот. Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое "приймачество". "Приймать" в семью сироту", как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д.
Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью "немощным старикам", когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.
Сироте могли назначать "общественных" родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались "выхованцами", "годованцами".
Человек как бы не ощущал себя обособленным существом, он был неким единством, заключавшим в себе космическое пространство, одновременно являясь его продолжением. В то же время он не противопоставлял себя космосу, природе, а включал себя, растворялся в них, становясь таким же целым как и они.
Милосердие к детям и забота о них, особенно о брошенных, стали распространяться с укреплением христианского мировоззрения. Основой этого отношения стала одна из основных заповедей христианства — о любви к ближнему. Церковь указывала на милосердие как на путь спасения души человека. На Руси любовь к ближнему традиционно выражалась в сострадании страждущему, а ее первым требованием признавалась личная милостыня.
Сострадательное отношение к детям зафиксировано в исторических документах со времен великого князя Владимира Святого, при котором произошло крещение Руси. Он поручил духовенству призрение, попечение сирот и надзор над ними. Его преемник великий князь Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, где призревал и обучал на свои средства 300 юношей. Эта традиция попечения сирот церковью и великокняжеской властью сохранялась на протяжении многих веков.
По мере укрепления государства стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления в развитии общественного призрения. Первое направление — продолжение традиций великих князей, показывавших пример личного покровительства страждущим, в том числе и сиротам. Это выражалось в расширении частной благотворительности, в укреплении положительного, одобрительного общественного мнения по отношению к проявлениям милосердия. Второе — совершенствование форм и рост масштабов государственного общественного призрения при сохранении приоритета церкви в вопросах благотворительной деятельности.
Создание государственной системы общественного призрения началось в царствование Ивана Грозного, когда призрение детей-сирот стало входить в круг задач государственного управления, осуществляемого административными учреждениями того времени — приказами. В случае голода, стихийных бедствий и эпидемий выделялись значительные по тем временам средства для помощи сиротам и вдовам, практиковалась бесплатная раздача хлеба, одежды.
История социальных служб помощи детям уходит корнями в историю милосердия и благотворительности, ведущую роль в которых на протяжении многих веков играла церковь. За последнее десятилетие анализу милосердия и благотворительности как культурно-исторических предпосылок социальной педагогики и социальной работы было посвящено немало историко-социальных и историко-педагогических исследований.
При Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных. В Новгороде архимандритом был открыт первый дом для сирот. В 1682 г., в царствование Федора Алексеевича, особым указом из общего числа нищих были выделены безродные дети. Ставился вопрос об открытии специальных домов, где бы они обучались грамоте, ремеслам и наукам, которые «зело и во всяких случаях нужны и потребны». Такая постановка вопроса в то время, когда государственное призрение детей только еще зарождалось, была весьма прогрессивной, поскольку здесь идет речь не просто о милосердии, но и о том, чтобы одновременно обеспечить потребность государства в грамотных и обученных различным ремеслам людях.
В то же время нехватка рабочих рук приводила к тому, что государство отдавало беспризорных детей в услужение как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Такую практику можно считать лишь примитивной формой заботы общества и государства о сиротах.
Прямое попечение о детях в специальных учреждениях появилось в начале XVIII в., когда в 1706 г. в Холмово-Успенском монастыре за счет церковных средств была построена «сиропитальни-ца» для «зазорных» младенцев. Вскоре было открыто еще десять подобных заведений.
Получило в это же время дальнейшее развитие и государственное попечение о детях через специальные детские учреждения. Петр I повелел монастырям призревать и воспитывать сирот до семилетнего возраста, а потом посылать их в школы для обучения ремеслам. Кроме того, указом от 1715 г. он предписал устраивать в Москве и других городах «гошпитали для зазорных младенцев». Источником содержания этих заведений были городские доходы и средства, пожертвованные частными лицами и церковью. Когда дети подрастали, их отдавали: мальчиков — в учение мастерам, девочек — в услужение. Раздавали детей также по деревням.
Для дальнейшего развития государственной системы призрения детей-сирот много сделала Екатерина II, которая утвердила план создания Императорского воспитательного дома в Москве. Его проект, автором которого был известный деятель просвещения И.И.Бецкой (1704—1795), незаконнорожденный сын князя Трубецкого, предполагал из сирот и «зазорных» детей вывести через воспитание и обучение новую породу людей — новых отцов и матерей — и таким образом создать в России новое сословие. Это заведение с особым гошпиталем для неимущих родильниц было государственным учреждением, которое должно было строиться «общим подаянием». Одновременно церкви было предложено путем сбора пожертвований и на свои собственные средства основать сиропитальницы и в других городах.
В 1764 г. Воспитательный дом в Москве был открыт. В нем предполагалось воспитывать «детей-граждан», способных служить отечеству «делами своих рук в различных ремеслах и искусствах». Воспитанники этого заведения имели особые привилегии. Они и их потомки оставались вольными и не могли быть закрепощены. Своеобразным был и сам статус Воспитательного дома, который рассматривался как самостоятельное ведомство, освобождался от пошлин, мог покупать дома, деревни, заводить фабрики, получать часть доходов от увеселительных мероприятий и учреждений.
В 1770 г. Воспитательный дом открылся и в Петербурге. По частной инициативе были открыты сиропитальницы в Новгороде, Воронеже, Ярославле и других городах. Учреждались и сиротские дома, где дети, оставшиеся без пропитания, оставались до трех лет, после чего направлялись в один из столичных воспитательных домов. По свидетельству современников, туда дети «препровождались целыми транспортами».
Число детей, нуждающихся в призрении, неуклонно росло. Все заведения для сирот были переполнены, не хватало кормилиц, что приводило к высокой смертности среди их воспитанников. Поэтому детей стали отдавать на воспитание в частные семьи, которым государство платило определенные суммы денег. Интересно отметить, что при подобном устройстве детей к воспитателям соблюдался принцип их сословной принадлежности, т. е. дети ремесленников передавались ремесленникам, дети торговцев — купцам.
В 1775 г. был основан приказ общественного призрения — по существу, система государственной помощи. Это произошло на 100 лет раньше, чем в Америке — родине социальной работы. Новое ведомство проводило всю социальную политику в стране. В каждой губернии воспитание и призрение нуждающихся детей осуществляли народные школы, приюты, сиротские дома, на что регулярно выделялись государственные средства. Кроме того, всячески поощрялись общественные и частные пожертвования на эти цели.
При Екатерине II впервые было законодательно разрешено создание благотворительных обществ. Однако вплоть до начала XX в. отношение власти к этим обществам было двойственным: с одной стороны, их поощряли как источник помощи государству, с другой — опасались как возможного «рассадника» свободомыслия. Одним из важнейших направлений деятельности благотворительных обществ было учреждение воспитательных, учебных и других детских заведений — школ, приютов и т. п.