«Мир естественного» и «мир искусственного»
В развитии общества большую роль играют взаимодействия мира естественного - природных закономерностей и мира искусственного, связанного со второй очеловеченной природой и активной деятельностью социального субъекта. Различия мира «естественного» и «искусственного» отражает одно из коренных качественных отличий классов явлений объективной действительности. В эпоху научно-технической революции и универсального применения науки выявление болевых точек взаимопроникновения этих двух миров весьма актуально.
Мир естественного, Природа является исторически первой предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности. Природа - это данность объективная и первичная не только в генетическом, но и в актуальном смысле: без нее невозможна жизнь и деятельность человека. Особенность мира естественного связана с бытийным различием между природой в целом и отдельными ее сущностями. Природа в целом бесконечна в пространстве и во времени, эволюционируя и изменяясь, она была, есть и будет. Бытие отдельных вещей, состояний и процессов природы сменяется их небытием, оно конечно. И когда бытие отдельной вещи прекращает свое существование и уступает место небытию, это вовсе не означает прекращение бытия природы в целом.
Вторая, антропологическая, очеловеченная, рукотворная природа, именуемая миром искусственного, является исторически более молодой, но весьма сложной реальностью.
В предметах «второй природы» опредмечены: труд, знания и культура человека, они предназначены для выполнения функций обеспечения жизнедеятельности людей и по/тому изначально те-леологичны, т.е. целесообразны. Искусственное, прежде чем войти в мир искусственного, должно кем-то быть создано, спроектировано, произведено. В то время хак развитие природы подчинено естественно-исторической закономерности и не терпит предзадан-ности и заранее поставленной цели.
Бытие «второй природы» не может быть понято по логике ее саморазвития. Бытие предметов мира искусственного представляет собой единство природного материала и опредмеченного духовного (идеального) содержания, опредмеченной деятельности и социального предназначения. Перед последующими поколениями такая реальность выступает как заданная и ниспосланная.
Природа - это бесконечное непреходящее бытие, где существование человека, человеческой цивилизации и даже человечества является преходящим моментом. «Вторая природа» - мир искусственного связана с пространством и временем существования человеческого общества. В ходе исторического развития происходит переход от примата естественного базиса Общественного производства - земли, которая играла определяющую роль еще при первобытно-общинном строе, к примату искусственного базиса - промышленного производства, главенствующего при капитализме.
«Первая природа» теоретически описывается фундаментальными законами естествознания. В ее познании преобладают процедуры анализа. В мире искусственного важным и оказываются задачи синтеза. Логика «инженерного синтеза» вряд ли может стать столь же эффективной в вопросах естественно-научного знания. Законы природы причудливо, а иногда и конфликтно переплетаются с преобразующими действиями людей, сталкиваются с их частными, а зачастую и корыстными интересами. Поэтому между двумя мирами возникают не только отношения самосогласованности и гармонии, но и противостояния и конфликты. Сегодня конфликт обнаружил 'себя в виде экологической и энергетической проблем. В связи с этим весьма важной оказывается задача разработки теории конструирования или основ методологии создания мира искусственного, включающих в себя и общую теорию управления, и теорию организации, и теорию систем. Выявляя специфику мира естественного и мира искусственного, важно понимать неразрывное единство этих двух миров, их непреодолимый, но своеобразный симбиоз.