Международный туризм и занятость населения
Международный туризм является одним из самых трудоемких секторов мирового хозяйства. По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (WorldTravelandTourismCouncil - WTTC), наиболее влиятельного профессионального туристского объединения, в 1996 г. в сфере туризма насчитывалось 255 млн рабочих мест. Ожидается, что к 2006 г. их число возрастет на 130 млн. В настоящее время в индустрии туризма занят каждый 10-й работник в мире. В некоторых странах роль международного туризма в обеспечении занятости населения еще более значительна. Например, в Испании в секторе туристского обслуживания работает 8,3% общего числа занятых в национальной экономике, на Барбадосе - 10,5%, на Мальте - более 15%.
Статистические данные свидетельствуют о высокой прямой занятости в сфере отдыха и путешествий: гостиничном хозяйстве, турагентском и туроператорском секторах, органах управления туризмом, общественных туристских организациях (союзах), а также курортном хозяйстве. Вторичная (косвенная) занятость в прочих секторах экономики: торговле, строительстве, сельском хозяйстве и др., генерируемая туризмом, в несколько раз выше. Однако получение более точных ее оценок пока затруднительно.
Труд в индустрии туризма имеет ряд особенностей: - неквалифицированный характер при широком привлечении иностранной рабочей силы;
- невысокий уровень заработной платы;
- длинная рабочая неделя со специальными режимом и графиком работы;
- значительный удельный вес женского труда;
- большая текучесть кадров.
Индустрия туризма, в особенности гостиничный и ресторанный сектор, выделяется значительным удельным весом неквалифицированной рабочей силы. Механизация и автоматизация слабо затронули этот сектор услуг; как и прежде, производственный процесс основан на ручном труде и прямом контакте обслуживающего персонала с клиентами; 80% занятых в туризме составляет неквалифицированная рабочая сила.
В индустрии туризма широко применяется труд иностранных рабочих. Многие из них нелегально работают в сфере туристских услуг. В Австрии в период с 1970-го по 1995 г. отмечался опережающий рост занятости иностранной рабочей силы в гостиничном и ресторанном хозяйстве по сравнению с другими секторами экономики. Некоторое его снижение в середине 90-х годов было связано с ужесточением миграционного законодательства и сокращением притока иностранной рабочей силы в страну. В Германии в 1996 г. каждый 3-й занятый в секторе гостиничного и ресторанного хозяйства - это иммигрант, в Швейцарии - каждый 2-й работник. Большое число нелегальных мигрантов занято на курортах Испании. В Дании растет доля иммигрантов на рынке труда в туризме. С 1980-го по 1995 г. она увеличилась с 4,9 до" 7,6%. Более 12% иностранцев, получивших работу в Дании, являются служащими или владельцами предприятий в гостиничном и ресторанном секторе.
В конце XX в. на европейском рынке труда в туризме появились новые группы мигрантов в основном из стран бывшего социалистического лагеря. В Германии, в частности в компании «Макдоналдс», широко практикуется наем рабочей силы из числа иммигрантов из стран Центральной и Восточной Европы.
Анализ ситуации на рынке труда в гостиничном хозяйстве ряда европейских стран свидетельствует, что усиление интеграционных процессов в Объединенной Европе и глобализация в международном туризме привели к росту мобильности рабочей силы. Для борьбы с нелегальной миграцией в сфере туризма в странах Европы ужесточается законодательство. Так, в Швейцарии за нарушение трудового законодательства, в том числе за нелегальное использование труда, работодателям грозит тюремное заключение сроком на один год и штраф в размере до 500 тыс. шв. фр.; для случаев повторных нарушений установлены более строгие санкции.
Другая особенность трудовых отношений в туризме-длинная рабочая неделя со специальными графиком и режимом работы. Она превышает 40 ч, тогда как в других секторах экономики трудящиеся ряда стран добились ее уменьшения до 35 ч. Считается, что относительная простота и легкость работы, заключающейся только в присутствии, столь необходимом при обслуживании посетителей, должны компенсироваться большим количеством рабочих часов. В таких странах Европейского Союза, как Австрия, Германия, Италия, Испания, Люксембург и Нидерланды, законодательно установленная продолжительность рабочей недели в индустрии туризма составляет от 40 до 45 ч, в Ирландии - свыше 48 ч.
В 1996 г. Европейская организация по улучшению условий жизни и труда (EuropeanFoundationfortheImprovementofLivingandWorkingConditions) провела исследование в 15 странах Европейского Союза и распространила следующую информацию. Каждый 2-й работник гостиничного и ресторанного хозяйства был занят сверхурочно, 80% работали два из пяти воскресений в месяц и 41% работали шесть и более ночей ежемесячно.
Необходимость реформирования трудовых отношений в индустрии туризма назрела давно. Однако до сих пор нет единства мнений касательно его проведения. Так, Британская ассоциация гостеприимства, выступая за сокращение количества рабочих часов в гостиничном хозяйстве, указывает на ряд нерешенных проблем. Она, в частности, отмечает, что введение 11 -часового обязательного перерыва между рабочими сменами в соответствии с новой Директивой ЕС может привести к нарушениям в технологии организации обслуживания клиентов на гостиничных и ресторанных предприятиях.
Попытки изменить трудовое законодательство и сократить продол-жителвность рабочей недели не всегда приводят к желаемым результатам. Во Франции с приходом к власти социалистов в 1997 г. был принят закон о 35-часовой рабочей неделе. Французское правительство уменьшило количество рабочих часов для каждого наемного работника, в том числе в индустрии туризма, при сохранении прежнего уровня оплаты труда. Таким образом оно вынуждало работодателей нанимать дополнительных сотрудников и решало проблему безработицы в стране. В 2000 г. этот план оживления экономики был воплощен в жизнь. Только в секторе быстрого питания было создано от 2 до 3 тыс. рабочих мест для 80 тыс. человек. Безработица снизилась на 3,5%, потребление выросло, и «экономическое колесо» получило некоторое ускорение. Однако уже в 2001 г. французская экономика столкнулась с новыми проблемами.
Нанимая дополнительный персонал, предприятия должны были гарантировать ему не только выплату заработной платы, но и весьма внушительный пакет социального обеспечения. Под бременем растущих затрат большая часть малых и средних предприятий, которые традиционно создают 90% новых рабочих мест, оказались на грани банкротства. Французское правительство было вынуждено пойти им на уступки и снизить ставки налогов. Из-за недополученных налоговых поступлений и слишком больших социальных расходов в 2001 г. национальный бюджет недосчитался 38 млрд евро. После победы на выборах правоцентристская партия не отменила закон о 35-часовой рабочей неделе, опасаясь массовых выступлений трудящихся. Вместо этого новое правительство стало постепенно увеличивать количество сверхурочных часов и таким образом доводить продолжительность рабочей недели до общеевропейского уровня.
Среди секторов экономики индустрия туризма выделяется сравнительно низким уровнем оплаты труда. В Европейском Союзе он на 20% ниже среднего размера заработной платы. В Швейцарии в 1999 г. работники гостиничного и ресторанного сектора имели среднемесячный доход в размере 3394 шв. фр., тогда как в целом по экономике этой страны он составлял 5000 шв. фр. В Израиле общественно полезная деятельность в гости-нично-ресторанном хозяйстве самая низкооплачиваемая. Заработная плата горничных, официантов, портье, швейцаров более чем в 2 раза отстает от среднего уровня по стране.
При проведении подобного рода сравнений, конечно, следует иметь в виду, что фактический уровень доходов в сфере туризма с учетом чаевых и некоторых других скрытых форм вознаграждений работников выше. Тем не менее даже после внесения соответствующих поправок, в частности по уточненным данным Международной организации труда (МОТ), соотношение складывается не в пользу индустрии туризма.
Рынок рабочей силы в туризме отличается значительным удельным весом женского труда Редко занимая ответственные должности, женщины выполняют преимущественно несложные операции по уборке помещений, домоводству, приготовлению пищи и напитков.
По оценкам МОТ, в 1993 г. каждый третий работник сферы туризма- женщина. На протяжении 90-х годов эта доля неуклонно возрастала. В настоящее время она достигла 46%. Во многих странах значения этого показателя еще выше.. Например, в Австралии, Бельгии, Франции, Швейцарии на долю женщин приходится более половины всех занятых в туризме, тогда как в остальных секторах экономики-лишь треть. Особенно высок удельный вес женского труда в секторе общественного питания и размещения (табл. 2.4).
Занятость населения в гостинично-ресторанном хозяйстве основных туристских регионов мира в 1999 г.
Регион/страна (территория) | Занято | Средние ежегодные темпы | ||||
всего, тыс. человек | в том числе женщин, % | прироста числа занятых за последние пять лет, % | ||||
Европа | ||||||
Австрия | 212,2 | 64 | 0,9 | |||
Великобритания | 1 165,0 | 61 | 1,3 | |||
Германия | 1 188,0 | 59 | ** | |||
Греция* | 249,2 | 41 | 4,1 | |||
Регион/страна (территория) | Занято | Средние ежегодные темпы | ||||
всего, тыс. человек | в том числе женщин, % | прироста числа занятых за последние пять лет, % | ||||
Испания | 848,7 | 47 | 3,7 | |||
Италия | 739,0 | 46 | 2Д | |||
Нидерланды* | 267,0 | 55 | ... | |||
Швейцария | 243,0 | 59 | 0,9 | |||
Америка | ||||||
Аргентина* | 229,7 | 42 | ||||
Багамские острова* | 22,1 | 58 | 3,7 | |||
Канада | 924,8 | 60 | 2,1 | |||
Мексика | 1 807,5 | 54 | ... | |||
Панама | 39,5 | 54 | 7,5 | |||
Перу | 470,6 | 76 | ... | |||
Азиатско-Тихоокеанский | регион | |||||
Австралия | 418,5 | 55 | 3,0 | |||
Корея | 1 820,0 | 68 | 401 | |||
Макао," Китай | 21,7 | 51 | ||||
Новая Зеландия | 86,7 | 62 | ■ | |||
Сингапур | 121,2 | 49 | 2,2 |
Сохраняется дискриминация в размере оплаты труда женщин. По некоторым оценкам, он на 20% ниже, чем у мужчин. Например, в Великобритании в 1998 г. заработная плата мужчин, занятых в гостиничном и ресторанном хозяйстве полную рабочую неделю, составляла 225,8 ф. ст. в неделю, тогда как у женщин - 170,8 ф. ст. При сокращении штата сотрудников в туристских фирмах женщин увольняют первыми.
Одной из проблем развития индустрии туризма является высокий уровень текучести кадров. Он неодинаков у разных категорий работников, секторов индустрии туризма, а также различается по регионам мира, странам и районам внутри стран. В гостиничном и ресторанном хозяйстве Великобритании 40% занятых увольняются после одного года работы. В странах Азии текучесть кадров в индустрии туризма составляет в среднем 30%, в Сянгане (Гонконге) - 50% (возможно, вследствие строительства многочисленных гостиниц и расширения рынка приложения труда). В США в 1997 г. этот показатель был равен 51,7% для служащих, 11,9% для менеджеров среднего звена и 13,5% для менеджеров высшего звена. Результаты исследований в США позволяют сделать вывод о том„что текучесть среди управленческих кадров намного ниже, чем среди служащих. При этом уровень текучести кадров не зависит от типа занятости (полная или неполная рабочая неделя).
Конкурентную борьбу за рабочую силу с другими секторами экономики индустрия туризма сможет выдержать лишь в том случае, если предложит более выгодные условия труда.
Для индустрии туризма характерны следующие формы занятости.
Первая форма - сезонная работа, обусловленная циклическими колебаниями деловой активности. В странах Северного полушария с умеренным и средиземноморским климатом пик туристской активности и соответственно спрос на дополнительную рабочую силу приходятся на летние месяцы. В высокий сезон число занятых в туризме возрастает в Австрии на 26%, в Испании - на 47%, в Италии - более чем на 50%, в Дании - в 2 раза. С наступлением низкого сезона и сокращением туристских потоков в индустрии путешествий происходит массовое высвобождение рабочей силы, и проблема безработицы встает со всей остротой.
Сезонный характер работы в туризме приводит к негативным результатам. Во-первых, сезонность порождает неравномерную загрузку работников в течение года (сверхурочные часы в сезон и простои в работе в межсезонный период), как следствие, значительный удельный вес частично занятых и высокую текучесть кадров. Во-вторых, в условиях сезонности и неравномерности работы персонал туристских предприятий вынужден выполнять разные производственные обязанности в зависимости от времени года, совмещая их. Трудовая деятельность в туризме приобретает многопрофильный характер.
Вторая широко распространенная форма занятости в гостинично-ре-сторанном хозяйстве развитых стран-неполный рабочий день. Она имеет ряд преимуществ: позволяет включить в сферу труда те категории экономически активного населения, в частности, женщин и студентов, которые совмещают работу в туристском секторе с деятельностью иного рода; придает необходимую гибкость и оперативность процессу производства туристских товаров и услуг, например, при посменной организации круглосуточной работы. В разных странах доля занятых неполный рабочий день варьирует от 12 до 52% общей численности работников в гостиничном бизнесе.
Третья характерная форма занятости в индустрии туризма - временная работа на период краткосрочной деловой активности: на выходные дни, при проведении выставок, ассамблей и т.д.
Важную роль в обеспечении туристских предприятий необходимыми кадрами, а трудоспособного населения работой, играют фирмы по найму временных работников. На Западе служба занятости оказывает посреднические услуги гражданам в трудоустройстве, зачисляя их в свой штат, а затем предоставляя в распоряжение предприятий и организаций. Они часто привлекаются для исполнения служебных обязанностей временно отсутствующего работника; замещения вакансий на период подбора кадров; проведения работ, ограниченных во времени, но без четко определенной даты завершения, а также при временном расширении хозяйственной деятельности предприятия, обусловленном колебаниями потребительского спроса. Наряду с поиском рабочих мест и трудоустройством эта служба осуществляет подготовку и переподготовку кадров, помогает заключать трудовые контракты, производит оплату выполненных работ и пр. Она позволяет гражданам приобрести профессиональные навыки и открывает доступ к рынку рабочей силы, что в некоторой степени компенсирует нестабильный характер предлагаемой работы.
В туризме действуют три главные системы оплаты труда. Первая основана на чаевых и иных добровольных вознаграждениях, выплачиваемых клиентами непосредственно обслуживающему персоналу. Они обычно составляют 10% от суммы, указанной в счете. Традиционно связанная со сферой услуг эта система, однако, постепенно уходит в прошлое. Правительства ряда стран выступают против сохранения подобной практики, которая может служить поводом для снижения уровня заработной платы на предприятиях сферы обслуживания.
Вторая система, основанная на долевом участии в продажах и оказании услуг, создавалась как альтернативная первой форме оплаты труда. При этой системе размер вознаграждения напрямую зависит от результатов работы фирмы, повышая материальную заинтересованность работников в увеличении объема предоставляемых услуг. Доля их участия колеблется от 5 до 15%, в отдельных случаях достигая 20% взимаемой с клиента платы.
Наконец, на предприятии может быть установлена фиксированная заработная плата. В последние десятилетия эта форма вознаграждения получила распространение среди работников туристских фирм, отелей и ресторанов, не вступающих в прямой контакт с клиентами. Она широко применяется на Кубе, в Нидерландах и Новой Зеландии.
Во многих странах, таких, как Германия, Швеция, Швейцария, Испания, Турция, Польша, Индонезия, Танзания, одновременно используютря две системы оплаты труда. Наряду с минимальной заработной платой работнику выплачивается процент от прибыли, зависящий от доли участия. И хотя ряд общественных организаций выступает против установления минимальной заработной платы, ограничивающий рост занятости, им пока не удается отстоять свою точку зрения.
Производительность и соответственно рыночная стоимость труда (заработная плата) в значительной степени определяются инвестициями в человеческий капитал. Наиболее очевидным и, вероятно, самым важным направлением такого рода вложений является образование.
Подготовка кадров для сферы туризма осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, в основу которых положены перечень туристских профессий и квалификационные требования (профессиональные стандарты) к должностям работников туристской индустрии. В 1999 г. Постановлением Минтруда России были утверждены новые профессиональные стандарты в туризме, отвечающие современным международным требованиям. Работа над ними велась в рамках проекта ЕС/ТАСИС «Укрепление учебной базы для индустрии туризма». В нем принимала участие большая группа специалистов: ведущие западные эксперты в данной области, представители туристского бизнеса и профильных учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи.
Важнейшим этапом работы над профессиональными стандартами стали экспертные опросы руководителей туристских фирм, гостиниц и органов управления туризмом. Они позволили узнать мнения практиков и учесть их пожелания при составлении документа, обеспечив тем самым связь образования с туристской индустрией.
Новые стандарты определяют весь комплекс требований, предъявляемых к работникам туристского и гостиничного бизнеса. Созданные в европейском формате, они включают перечень не только должностных обязанностей, но и навыков и знаний, необходимых для их выполнения.
Составление и принятие документа «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии» явились важной вехой «а пути создания нормативной базы подготовки туристских кадров, отражающей реальные потребности рынка труда в Российской Федерации.