Методы управления стрессом

Управление стрессом предполагает выбор одного из возможных решений:
1. предотвращение и контроль над уровнем стрессов,
2. уклонение от стрессов,
3. преодоление стрессов.
Предотвращение и контроль над уровнем стрессов осуществляется путем организационных мероприятий, таких как улучшение коммуникативных навыков менеджеров, участие сотрудников в управлении, обогащение процесса труда.
Уклонение от стрессов отдельных работников возможно путем перевода в рамках организации, перехода на другое место работы, досрочного выхода на пенсию или тренинга.
Преодоление стрессов предполагает совместные усилия работников и руководителей и может включать социальную поддержку, возможность релаксации, биологическую обратную связь и личные оздоровительные программы.
Социальная поддержка. Некоторые сотрудники испытывают стресс из-за того, что они находятся как бы вне окружающего мира, ощущают недостаток межличностных отношений. Дефицит социальных контактов обуславливает высокую степень тревожности, озлобленность и одиночество. Для преодоления стресса используется социальная поддержка – система поддерживающих видов деятельности, взаимодействий и отношений, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей работников. Выделяют четыре типа поддержки: инструментальную (поддержка задачи), информационную, оценочную и эмоциональную. Социальная поддержка может исходить от непосредственного начальника, коллег, друзей или семьи.
Релаксация. Для уменьшения уровня стресса могут использоваться различные методики ментальной релаксации. Релаксация предполагает спокойные, устремленные во внутренний мир индивида размышления, способствующие физическому и эмоциональному отдыху организма, что позволяет временно забыть о проблемах внешнего окружения и способствует снижению уровня стресса. Применение методов релаксации аналогично перерывам в работе.
Биологическая обратная связь. Первый этап – изучение реакций индивида на различные стрессоры (учащенное сердцебиение, сильные головные боли). Каждый индивид, согласно современным исследованиям, имеет возможность осуществлять управление внутренними процессами. Биологическая обратная связь может быть полезной при снижении нежелательных последствий стресса.
Личные оздоровительные программы. В некоторых организациях реализуются программы оздоровления сотрудников. Специалисты могут посоветовать работникам конкретные методы изменения стиля жизни, такие как регуляция дыхания, мышечное расслабление, регулирование питания, различные упражнения. Основная задача программ оздоровления – достижение соответствия сотрудников и рабочей среды.
Психологические консультации работников предполагают обмен идеями и чувствами между двумя людьми (консультантом и консультируемым). Цель психологического консультирования достигается посредством реализации функций психологического консультирования.

Функции психологического консультирования

Функции

 

Рекомендации
Советы

Подбадривание

 

Коммуникации

Освобождение от эмоционального напряжения

Прояснение мыслей

 

Переориентация

Советы по поводу возможных действий

Вселение мужества и уверенности, необходимых для того, чтобы противостоять проблемам

Предоставление информации и понимание

Оказание помощи, направленной на освобождение человека от напряжения

 

Поощрение последовательного, рационального образа мыслей

Поддержка внутренних изменений целей и ценностей

В зависимости от уровня руководящих указаний консультанта психологическое консультирование может быть директивным и недирективным.

Директивное консультирование предполагает ознакомление с проблемами работника, принятие совместного решения о предстоящих действиях, побуждение и мотивация сотрудника к поступкам. Основная функция директивного консультирования – предоставление советов, в меньшей степени – подбадривание, обеспечение коммуникаций, эмоциональной разрядки и в минимальной – прояснение мышления.

Недирективное, или  ориентированное на клиента консультирование – процесс квалифицированного ознакомления с проблемами сотрудника, поощрение его к анализу их причин и принятию адекватных решений. Консультант добровольно отказывается от исполнения ролей советчика и судьи. В ходе развития взаимоотношений психологического консультирования важно, чтобы консультант разделял чувства сотрудника, а не судил о них, высказывая критику или похвалу, поскольку суждения и оценки могут помешать работнику свободно раскрыть свои истинные чувства.

Основные различия между директивным и недирективным консультированием приведены в таблице.

Основные различия между директивным и недирективным консультированием

  Недирективное

консультированием

Директивное

консультированием

Метод консультирования Тему разговора контролирует и ведет беседу работник Тему разговора контролирует и ведет беседу консуль тант

 

Ответственность за решение Ответственность несет работник Ответственность несет консультант
 

Статус участников

 

 

Работник и консультант находятся на одинаковом уровне

Консультант, по крайней мере неявно, превосходит работника
Роль участников

 

 

 

 

 

Работник психологически независим, самостоятельно принимает решения

 

 

 

Работник психологически зависим от консультанта, роль которого как человека, разрешающего проблемы, ограничивает личностный рост работника
Расстановка акцентов

 

Первостепенную роль играет психологическая корректировка, акцент делается на глубоких чувствах и эмоциональных проблемах Подчеркивает важность решения текущих проблем, зачастую чувства и эмоции игнорируются

  Из-за ограничений директивного и недирективного консультирования в организациях находит применение консультирование – сотрудничество (коллегиальное сотрудничество).

Оно предполагает зрелые отношения между сторонами процесса, осуществляющими обмен идеями с целью помощи в разрешении проблем консультируемого. Консультант и консультируемый совместно применяют свои знания, точки зрения и системы ценностей, интегрируют их для решения возникших проблем.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!