Методы социально-педагогического исследования
Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое. В эмпирическом исследовании используют такие методы, как наблюдение, описание, эксперимент; при теоретических исследованиях, наряду с этими методами используют методы абстрагирования, идеализации, аксиоматизации, формализации, моделирования и др.
Методы научного исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследования важны для социальной педагогики, т. к. способствуют ее дальнейшему развитию и совершенствованию как науки.
Собственно исследование начинается с изучения литературных источников и обобщения опыта практической деятельности. Анализ источников необходим для изучения различных теорий, подходов в отечественной и зарубежной теории и практике. Однако для построения теории ученые используют такие известные в педагогике и социологии методы, как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение творческих работ детей, изучение их личных дел и др.
Наиболее распространенным является наблюдение. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи социального педагога с объектом наблюдения. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цель и задачи его, время, длительность и предполагаемый результат. Результаты наблюдений дают социальному педагогу основу для корректировки воспитательных воздействий, позволяют верно оценить сложившуюся педагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение клиентов с уточненной целью. Существуют различные виды исследовательского наблюдения.
Непосредственным наблюдением является такое, когда между объектом и его исследователем (социальным педагогом) имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных показателей, переходов, индикаторов. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель педагогического процесса; исследователь-участник педагогического процесса (включенный в состав испытуемых). Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется, главным образом, через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Открытым наблюдением называют такое, которое протекает в условиях осознанного социальным педагогом факта присутствия посторонних наблюдателей. Однако для получения достоверных результатов открытого наблюдения недостаточно. Скрытое наблюдение за деятельностью клиентов, не осознающих подконтрольности, дает реалистическую картину процесса. Этот вид наблюдения представляется противоречивым, но весьма ценным. Непрерывное наблюдение используется в том случае, когда возникает необходимость исследовать с его помощью конкретный педагогический процесс от начала до его завершения. Монографическое наблюдение охватывает возможно большее количество в разной мере взаимосвязанных явлений.
Наблюдение как метод исследования имеет сравнительно большую распространенность в социальной педагогике, однако, ему доступны лишь внешние проявления процесса, поэтому наблюдение дает ограниченный круг данных, и его продуктивность зависит от того, как исследователь комбинирует его с другими методами.
Педагогический эксперимент - комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Он позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений в области социальной педагогики. Важные условия эффективного проведения эксперимента: 1) предварительный тщательный теоретический и исторический анализ явления, изучение массовой практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач; 2)конкретизация гипотезы, выделение в ней новизны, необычности, противоречия с существующими мнениями, требующих экспериментального доказательства; 3) четкая формулировка задач эксперимента, определение признаков, по которым будут изучаться явления, критериев оценки; 4) корректное определение минимально необходимого числа экспериментальных объектов.
Виды Э.: естественный и лабораторный эксперименты. В первом случае эксперимент проводится в обычных, естественных условиях. Экспериментатор наблюдает начальное состояние деятельности, поведения клиентов или других характеристик, которые вытекают из содержания научного исследования. Затем исследователь осуществляет рекомендуемые изменения в содержании, формах, методах социально-педагогической деятельности. После этого вновь изучается уровень воспитанности, развитости клиентов и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер. В случае лабораторного эксперимента выделяется группа клиентов. Исследователь проводит с ними особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью.
В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае социальный педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. Когда же социальный педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у клиентов определенных личностных качеств, на активизацию их деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.
В системе методов исследования социальной педагогики важное место занимают опросные методы. К ним относятся беседа, интервью, анкета. Беседа и интервью — это устный опрос лиц по тем вопросам, которые интересуют исследователя, а анкета — письменный опрос. При интервьюировании и анкетировании особое внимание уделяется формулировке вопросов, так как происходит перевод целей исследования в ряд конкретных словесных стимулов, направленных на получение такой информации, в которой мы нуждаемся. Интервью является разновидностью беседы. Беседа носит характер взаимного обмена информацией, а в интервью один (социальный педагог) спрашивает другого (клиента), воздерживаясь от собственных высказываний по затронутому вопросу, чтобы не повлиять на мнение собеседника. Интервью бывают групповые и индивидуальные.
Чтобы получить информацию о типичности тех или иных явлений, целесообразно использовать метод анкетирования. На результативность анкетирования влияет ряд условий: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих надежную информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов; исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; использование анкет как закрытого типа с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых анкет, позволяющих опрашиваемому высказывать свое собственное мнение; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесение корректив в содержание анкеты.
В научных исследованиях по социальной педагогике активно используется и такой метод, как моделирование. Это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью.
В социальной педагогике моделирование приобретает особое значение в связи с задачей повышения теоретического уровня науки, поскольку оно неразрывно связано с абстрагированием и идеализацией, посредством которых происходит выделение сторон моделируемых объектов, отображаемых на модели. В процессе создания теории широкое применение находят модельные представления (или модели-представления), которые могут быть идеализированными объектами исследования и в этой их функции служат незаменимым средством теоретического педагогического анализа. Любое теоретическое представление о каком-либо объекте можно рассматривать как качественную модель этого объекта.
Все большую популярность в социальной педагогике приобретает метод изучения и обобщения передового педагогического опыта. Основное внимание ученых обращено на критериальную сторону внедрения передового педагогического опыта.
Для обработки данных в социально-педагогической науке используются математические методы исследования: ранжирование (расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого из исследуемых), шкалирование (количественный метод, который дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогических явлений) и другие методы.