Методы обучения персонала
Наиболее распространенными методами обучения, которые используются вне рабочего места обучаемого, являются:
- лекции;
- семинары;
- деловые игры;
- тренинги;
- «веревочные курсы».
При рассмотрении этих методов необходимо учитывать, что в настоящее время в чистом виде не используется ни один из них.
Лекция дает возможность изложения большого объема учебного материала за короткое время большому числу слушателей. При этом преподаватель может применять различные наглядные средства, используя классную доску, плакаты, показ слайдов или видеофильмов, раздаточный материал. Лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. Основными недостатками этого метода являются:
- односторонний характер коммуникации: обучаемые обычно конспектируют за лектором, практически не имея возможности обращаться к нему;
- сложность контроля усвоения слушателями излагаемого материала;
- нет возможности учесть разный уровень знаний и профессиональный опыт обучаемых;
- сложность переноса знаний, полученных во время лекции, в рабочие условия.
Основным преимуществом лекции являются наиболее низкие финансовые затраты на одного обучаемого.
Одним из средств повышения эффективности лекции является использование видеоматериалов, которые могут демонстрироваться с помощью самых разнообразных средств отображения визуальной информации. Их преимущество в том, что они могут показывать объекты и процессы в деталях и в движении, а зрительные образы запоминаются легче, чем устная информация.
Цель семинара - помочь слушателям как можно лучше разобраться в содержании изучаемого материала. Главное в семинаре - дискуссия и диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал,
соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей. Семинары позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала за счет их ответов на вопросы, задаваемые преподавателем и другими слушателями, ре-рения практических задач и разбора различных конкретных ситуаций; предполагают большую активность слушателей (чем она выше, тем эффективнее семинар) и многосторонние коммуникации во время занятий, что позволяет слушателям использовать в дальнейшем не только компетенции преподавателя, но и компетенции друг друга; предъявляют более высокий уровень требований к преподавателю: он должен уметь не только излагать заранее заготовленный материал (как на лекции), но и грамотно реагировать на вопросы аудитории, создавать в ходе занятия обстановку, побуждающую слушателей к активному участию в работе.
Наиболее целесообразно проводить семинары в группах по 10-20 человек.
Деловые игры - форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной жизни, они дают возможность значительно сократить операционный цикл и продемонстрировать участникам обучения, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.
Например, исполняющий во время деловой игры роль директора по продажам директор завода может гораздо лучше понять, под влиянием каких факторов складывается спрос и цена на продукцию компании, как строятся отношения с заказчиками и т. п., а следовательно, по-другому посмотреть на свои функции и на производимую его заводом продукцию. Инструктор может усилить данный момент, задавая участникам игры определенный тип поведения, т. е. моделируя его. Деловые игры достаточно полезны с точки зрения приобретения практических навыков (составления планов, проведения совещаний, переговоров и т. д.) и навы-
ков организационного поведения (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество и т. п.).
Основными недостатками деловых игр являются, во-первых, низкая эффективность при усвоении теоретических знаний и овладения новыми профессиями, во-вторых, они дорогостоящи, поскольку для их подготовки требуются специальные навыки и много времени; эффективный разбор деловой игры, имеющий большое значение для ее участников, требует участия специально подготовленных инструкторов.
Под тренингами понимается такое обучение, в котором основное время посвящено практической отработке изучаемого материала. Один и тот же навык, полученный человеком, многократно повторяется в различных ситуациях.
«Веревочный курс» представляет собой тренинг командного взаимодействия в естественных природных, несколько необычных, иногда экстремальных условиях. Он очень наглядно демонстрирует, чего можно достичь, работая командой. Проводится «веревка» для групп численностью 8-14 человек. Участвовать в нем может кто угодно, независимо от возраста, физической подготовки и состояния здоровья. Основными задачами, для решения которых предназначен «веревочный курс», являются:
- сплочение людей, совместно работающих над решением какой-либо задачи (проектом);
- повышение доверия членов небольшого коллектива друг к другу, когда коллектив подразделения превращается в команду;
- выработка настойчивости в решении поставленной задачи;
- выработка ответственности за собственную работу и за результаты работы команды;
- выявление умений и навыков, которыми человек обладает, но не использует в повседневной профессиональной деятельности в организации;
- наглядно показать, что наиболее эффективной является команда, которая научилась использовать как профессиональные, так и личностные качества своих членов;
- общее поднятие того, что Анри Файоль называл «корпоративным духом».
Структура практически всех заданий «веревочного курса» достаточно проста: всем вместе попасть из пункта А в пункт Б, преодолевая различные препятствия, или совместно выполнить
какое-то упражнение. При этом задания таковы, что не столько важны физическая сила, ловкость или сноровка отдельного участника (хотя их наличие - безусловный плюс), сколько умение вести команду за собой и идти на компромисс с другими; сконцентрировать на происходящем внимание свое и своих коллег; сделать так, чтобы выполнение упражнения или преодоление препятствия стало общей целью команды.
Выбор методов обучения в значительной степени определяется:
- целями и направленностью обучения;
- средствами, которые организация может затратить на обучение;
- численностью обучающихся.
Выбор методов обучения
Направленность обучения | Метод обучения |
Специализированные программы обучения (тренинги продаж, переговоров) | Тренинг |
Программы командообразования | Деловые игры, «веревочные курсы», семинары с анализом проблем организации |
Развитие межличностных и внутриорганизационных коммуникаций, формирование навыков преодоления конфликтов | Лекции, тренинги, деловые игры, семинары с анализом проблем организации |
Управленческая подготовка | Лекции, семинары с разбором кейсов, деловые игры |
Подготовка к организационным преобразованиям | Деловые игры, семинары с разработкой проектов и анализом проблем организации |
5