Методы обучения персонала

Наиболее распространенными методами обучения, которые используются вне рабочего места обучаемого, являются:

- лекции;

- семинары;

- деловые игры;

- тренинги;

- «веревочные курсы».

При рассмотрении этих методов необходимо учитывать, что в настоящее время в чистом виде не используется ни один из них.

Лекция дает возможность изложения большого объема учеб­ного материала за короткое время большому числу слушателей. При этом преподаватель может применять различные наглядные средства, используя классную доску, плакаты, показ слайдов или видеофильмов, раздаточный материал. Лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограни­чивается восприятием и самостоятельным осмыслением мате­риала. Основными недостатками этого метода являются:

- односторонний характер коммуникации: обучаемые обычно конспектируют за лектором, практически не имея возможности обращаться к нему;

- сложность контроля усвоения слушателями излагаемого ма­териала;

- нет возможности учесть разный уровень знаний и профессио­нальный опыт обучаемых;

- сложность переноса знаний, полученных во время лекции, в рабочие условия.

Основным преимуществом лекции являются наиболее низкие финансовые затраты на одного обучаемого.

Одним из средств повышения эффективности лекции является использование видеоматериалов, которые могут демонстриро­ваться с помощью самых разнообразных средств отображения визуальной информации. Их преимущество в том, что они могут показывать объекты и процессы в деталях и в движении, а зри­тельные образы запоминаются легче, чем устная информация.

Цель семинара - помочь слушателям как можно лучше ра­зобраться в содержании изучаемого материала. Главное в семи­наре - дискуссия и диалог между обучающимися и преподавате­лем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал,

соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушате­лей. Семинары позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала за счет их ответов на воп­росы, задаваемые преподавателем и другими слушателями, ре-рения практических задач и разбора различных конкретных си­туаций; предполагают большую активность слушателей (чем она выше, тем эффективнее семинар) и многосторонние коммуника­ции во время занятий, что позволяет слушателям использовать в дальнейшем не только компетенции преподавателя, но и компе­тенции друг друга; предъявляют более высокий уровень требова­ний к преподавателю: он должен уметь не только излагать зара­нее заготовленный материал (как на лекции), но и грамотно реа­гировать на вопросы аудитории, создавать в ходе занятия обста­новку, побуждающую слушателей к активному участию в работе.

Наиболее целесообразно проводить семинары в группах по 10-20 человек.

Деловые игры - форма обучения, когда отработка учебной те­матики происходит на основе ситуаций, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей. Пре­имущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной жизни, они дают возможность значительно сократить операционный цикл и продемонстрировать участникам обучения, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся ис­полнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимо­отношениях ее сотрудников.

Например, исполняющий во время деловой игры роль директо­ра по продажам директор завода может гораздо лучше понять, под влиянием каких факторов складывается спрос и цена на про­дукцию компании, как строятся отношения с заказчиками и т. п., а следовательно, по-другому посмотреть на свои функции и на производимую его заводом продукцию. Инструктор может уси­лить данный момент, задавая участникам игры определенный тип поведения, т. е. моделируя его. Деловые игры достаточно полез­ны с точки зрения приобретения практических навыков (состав­ления планов, проведения совещаний, переговоров и т. д.) и навы-

ков организационного поведения (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество и т. п.).

Основными недостатками деловых игр являются, во-первых, низкая эффективность при усвоении теоретических знаний и овла­дения новыми профессиями, во-вторых, они дорогостоящи, по­скольку для их подготовки требуются специальные навыки и много времени; эффективный разбор деловой игры, имеющий большое значение для ее участников, требует участия специаль­но подготовленных инструкторов.

Под тренингами понимается такое обучение, в котором ос­новное время посвящено практической отработке изучаемого ма­териала. Один и тот же навык, полученный человеком, многократ­но повторяется в различных ситуациях.

«Веревочный курс» представляет собой тренинг командного взаимодействия в естественных природных, несколько необыч­ных, иногда экстремальных условиях. Он очень наглядно демон­стрирует, чего можно достичь, работая командой. Проводится «веревка» для групп численностью 8-14 человек. Участвовать в нем может кто угодно, независимо от возраста, физической под­готовки и состояния здоровья. Основными задачами, для реше­ния которых предназначен «веревочный курс», являются:

- сплочение людей, совместно работающих над решением ка­кой-либо задачи (проектом);

- повышение доверия членов небольшого коллектива друг к другу, когда коллектив подразделения превращается в команду;

- выработка настойчивости в решении поставленной задачи;

- выработка ответственности за собственную работу и за ре­зультаты работы команды;

- выявление умений и навыков, которыми человек обладает, но не использует в повседневной профессиональной деятельности в организации;

- наглядно показать, что наиболее эффективной является ко­манда, которая научилась использовать как профессиональные, так и личностные качества своих членов;

- общее поднятие того, что Анри Файоль называл «корпора­тивным духом».

Структура практически всех заданий «веревочного курса» до­статочно проста: всем вместе попасть из пункта А в пункт Б, преодолевая различные препятствия, или совместно выполнить

какое-то упражнение. При этом задания таковы, что не столько важны физическая сила, ловкость или сноровка отдельного учас­тника (хотя их наличие - безусловный плюс), сколько умение вес­ти команду за собой и идти на компромисс с другими; сконцент­рировать на происходящем внимание свое и своих коллег; сде­лать так, чтобы выполнение упражнения или преодоление препят­ствия стало общей целью команды.

Выбор методов обучения в значительной степени определя­ется:

- целями и направленностью обучения;

- средствами, которые организация может затратить на обуче­ние;

- численностью обучающихся.

Выбор методов обучения

Направленность обучения Метод обучения
Специализированные программы обу­чения (тренинги продаж, переговоров) Тренинг
Программы командообразования Деловые игры, «веревочные курсы», семи­нары с анализом проблем организации
Развитие межличностных и внутриорганизационных коммуникаций, фор­мирование навыков преодоления кон­фликтов Лекции, тренинги, деловые игры, семи­нары с анализом проблем организации
Управленческая подготовка Лекции, семинары с разбором кейсов, деловые игры
Подготовка к организационным преоб­разованиям Деловые игры, семинары с разработкой проектов и анализом проблем организации

 5

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!