Методы общей психологии
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Наблюдение – древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Беседа как псих. метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психол. явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование. Требования к беседе : 1) непринужденность; 2) установление личного контакта исследователя с обследуемым человеком; 3) тщательная продуманность (план, задачи, проблема, подлежащая к выяснению.
Эксперимент - основной метод псих. исследования, это – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент - проводят в лабораторных условиях с помощью спец. психолог. аппаратуры, действия испытуемого определяются инструкцией, отношение испытуемого, который знает, что над ним идет эксперимент (хотя, как правило, не знает, в чем его сущность, что конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабораторного эксперимента исследуют свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д.
Естественный эксперимент (впервые предложен А.Ф.Лазурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра, приготовление домашних заданий и т.д.). Естественный эксперимент, который решает задачи псих.-пед. исследования, называют псих.-пед. экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д.
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.