Методы диагностики познавательной сферы (умственного развития)
Для диагностики умственного развития и оценки предметной успеваемости используются тесты интеллекта и учебных достижений. Тест интеллекта — группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких какпамять, внимание, воображение, речь, восприятие.
Выделяются две главные функции этих групп тестов в системе образования: а) обеспечение эффективного усвоения учебных знаний и навыков, а также полноценного умственного и личностного развития; б) оценка качества самого образования, т.е. выявление того, насколько та или иная образовательная; система обеспечивает всестороннее развитие ребенка.
В системе диагностики умственного развития учащихся широкое распространение получили тесты Д.Векслера и Дж.Равена. Шкалы интеллекта Д.Векслера включают три редакции: для взрослых, для детей (от 6,5 до 16,5 лет) школьного возраста и для дошкольников. В 1939 году . была опубликована первая форма шкал Дэвида Вексле-ра, известная как шкала интеллекта Векслера-Беллевью. Тест включал две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривалось вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Он предусматривал возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. В 1955 году была опубликована одна из последних шкал интеллекта для взрослых (WAIS), в которую вошло 11 субтестов. По форме проведения тест индивидуальный. Детский вариант теста включает 12 субтестов: 1. «Осведомленность». 2. «Понятливость». 3. «Арифме-тический» субтест. 4. «Сходство». 5. «Словарный» субтест 6. «Повторение цифр». 7. «Недостающие детали». 8. «Последовательные картинки». 9. «Кубики Косса». 10. «Складывание фигур». 11. «Кодирование». 12. «Лабиринты».
Тест Дж. Равена, или «Прогрессивные матрицы Равена» - тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Испытуемый выбирает недостающий элемент среди 6 — 8 предложенных. Задания сгруппированы в пять серий (А, В, С, Д, Е), каждая из которых включает 12 однотипных матриц, расположенных в порядке возрастающей трудности. Тест не ограничен во времени и может проводиться как индивидуально, так и в группе.При выполнении теста испытуемый должен проанализировать структуру образца, понять характер связей между элементами и выбрать отсутствующую часть путем сравнения с предлагаемыми на выбор ответами. Для успешного выполнения заданий от обследуемого требуется умение концентрировать внимание, умение мысленно оперировать образами в пространстве, хорошо развитая перцепция, логическое мышление (своеобразная «визуальная логика»).
Для диагностики умственного развития учащихся 3-6 классов словацким психологом Дж.Вандрй разработан Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), выявляет насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует ypoвень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса.
ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.
Для диагностики умственного развития учащихся 7- 9 классов коллективом К.М.Гуревича разработан Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР). В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и ее но-научного. Помимо этого, определялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-пол кого и научно-культурного содержания. Тест состоит из 6 субтестов: 1 и 2 - на общую осведомленность, 3 - на установление аналогий, 4 - классификацию, 5 - на обобщение и 6 — на установление закономерностей в числовых рядах.
От традиционных тестов ШТУР отличают ряд особенностей: особое содержание, которое представлено в заданиях (не житейские, а школьные понятия, обязательные для усвоения); иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов (отказ от статистической нормы и использование в качестве критерия оценки индивидуальных результатов степени приближения к социально-психологическому нормативу); коррекционная направленность методики, возможность предусматривать на ее основе специальные способы исправления замеченных дефектов развития.
Для диагностики умственного развития старшеклассников (8-10 классы) может быть использовать Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Тест предназначен для измерения ypoвня интеллектуального развития лиц в возрасте от 61 года. В тест были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Тест состоит из девяти субтестов (общее число заданий 180), каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта: осведомленность, классификация, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды и пр.
Р.Амтхауэр при интерпретации результатов теста предполагал, что с его помощью можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по успешности выполнения каждого субтеста). Кроме того, по результатам тестирования можно выделить приоритетное развитие гуманитарных (по результатам выполнения первых четырех субтестов), математических или технических способностей, что может быть использовано в проведении проф-ориентационной работы.
Для диагностики умственного развития выпускникников средней школы и абитуриентов разработан специальный тест умственного развития — АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест создан на тех же теоретических принципах нормативной диагностики, что и ШТУР. Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. Ц 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые I ряды. 8. Геометрические фигуры. Общее время проведения теста - около полутора часов. Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественно-научного) и преобладании вербального или образного мышления. Предполагается, что на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля. Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест «лабильность»), что является показателем выраженности свойств нервной системы («лабильности—инертности»).