Методы детской психологии
В зависимости от понимания предмета науки существуют и разные методы его изучения; разные взгляды на предмет науки порождают разные стратегии исследования.
1 этап развития психологии (Древняя Греция, Рим) - душа. Стратегия исследования определяется теми целями и задачами, которые стоят перед наукой на данной этапе. На первом этапе развития психологии основной задачей является накопление фактов и решению этой задачи соответствует стратегия наблюдения (В Прейер «Душа ребенка»).
2 этап. Предмет исследования - сознание. Основной метод - интроспекция. Задача данного этапа - изучение того или иного явления. Для этого соответствует стратегия «констатирующего эксперимента» (позволяет констатировать особенности развития детей). Но данный вид эксперимента не дает возможности выявить, что происходит за воспринимаемой картиной; не подводит к пониманию условий и движущих сил развития ребенка.
3 этап. Предмет науки - поведение. Методы: наблюдение, эксперимент, тест, беседа. Задачей выступает потребность узнать и увидеть причины психического развития. Этому способствует стратегия «формирующего эксперимента», суть которого: исследование формирования психических процессов психики ребенка. Л.С.Выготский вводит экспериментально-генетический метод (развивающий эксперимент), который позволяет выявить особенности развития высших психических функций.
В рамках последней стратегии существует несколько направлений:
- Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, согласно которой развитие высших психических функций связано с употреблением речи, символов и знаков — без этого нет индивиудального развития.
- Концепция деятельности А.НЛеонтьева. Всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и после становится функцией самого организма. Развитие происходит от деятельности к функции.
- Теория формирования умственных действий. Формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, через речевую форму переходя в умственный план.
Контрольный эксперимент позволяет выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.
Метод — это путь познания, способ исследования, посредством которого познается предмет науки. В науке существуют следующие методы изучения психики ребенка: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, тест, анализ продуктов детской деятельности); методы обработки данных (количественные, качественные)
В детской психологии выделяют: основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (дополнительные) методы: беседа, тест, анализ продуктов детской деятельности.
Наблюдение. Виды (сплошное; выборочное; включенное; скрытое; одноразовое; длительное). Цель использования - точное и систематическое описание в течение более или менее длительного времени особенностей поведения, деятельности ребенка, которые выполняются в естественных условия
Достоинства: исследование ребенка в естественных условиях; получение предварительных фактов. Недостататки: трудоемкость; ожидание возникновения интересующих явлений; невоспроизводимость ряда явлений.
Эксперимент. Виды: констатирующий; формирующий; контрольный; естественный; лабораторный.
Цель: целенаправленный вызов и исследований интересующих явлений психики.
Достоинства: исследователь сам может создавать и видоизменять условия исследования; - можно проводить с большим количеством испытуемых
Недостатки: высокая психологическая образованность исследователя; искажение картины поведения ребенка или отказ от деятельности при необычных лабораторных условиях.
Тест. Виды: экспресс; срезовый. Цель: краткий экспериментальный метод для выявления уровня психического развития. Достоинства: краткость; стандартизированность; большое количество испытуемых. Недостатки: не учитывается психологический анализ ответов испытуемых; недостаточная объективность ответов
Беседа. Цель: четкая формулировка вопросов для уточнения каких-либо особенностей поведения ребенка. Достоинства: общение ребенка со взрослым; необычные факты, получаемые в результате беседы с малышом. Недостатки: использование только с 4-х лет; неумение ребенка выразить в словах свои мысли и переживания; последовательность и четкость формулировки вопросов с целью избежания подсказки.
Анализ результатов детской деятельности. Виды: рисунки; поделки; словотворчество. Цель: исследование эмоционального состояния ребенка, особенностей восприятия и характера отношений с окружающими. Достоинства: достоверность данных. Недостатки: высокая квалификация исследователя и большой опыт работы с материалом; неизбежный субъективизм исследователя при анализе.