Методика формирования выразительного чтения младших школьников

Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I.Теоретические основы формирования выразительности чтения младших школьников
§1.Лингвистические основы методики формирования выразительности чтения у младших школьников ……………………………………6-15
§2.Формирование правильной читательской деятельности и качества полноценного навыка чтения младших школьников……………16-35
Глава II. Методика формирования у младших школьников  умения читать выразительно
§1. Анализ методического аппарата, книг для чтения в начальных классах в аспекте исследуемой проблемы ………………………36-45
§2. Система заданий, упражнений, направленных на формирование у младших школьников умения читать выразительно ……………46-63
Заключение …………………………………………………………………..64-66
Список литературы ………………………………………………………….67-70

Введение

Формирование полноценного навыка чтения учащихся начальной школы невозможно без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность чтения. Выразительное чтение — важное средство воспитания и обучения детей. Пытаться без выразительного чтения понять произведение, почувствовать его — все равно что стараться понять неповторимую прелесть мелодий Чайковского и Глинки, не услышав их. Обучая детей умению выразительно читать, учитель воздействует на эмоции детей, кроме того, это помогает правильно раскрыть основную идею произведения, показать красоту и богатство русского языка, привить вкус и любовь к родному языку.
Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т. Завадской, Л. Горбушиной, 3. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30 до 40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики (Л. Горбушина). Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большее количество ошибок падает на определение логических центров (3. Агейкина).
Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Если ребенок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, то есть не вник в подтекст и, следовательно, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.
Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а нередко именно это составляет основу рассказа («Тема и Жучка» Н. Гарина-Михайловского, «Кнопка» В. Каверина, «Акула» Л. Толстого, «Морской котик» С. Баруздина и др.).
Часто младший школьник не может сказать, какое он чувство переживает, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у него воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.
Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребенка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.
Прежде чем просить ребенка выразительно прочитать текст, мы должны убедиться в том, понял ли он тему, основное содержание и смысл текста, сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил автор в своем произведении, пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев, представил ли ясно, четко, целостно, что же случилось и что следует довести до слушателей.
Для того чтобы читать выразительно, необходимо владеть определенными умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности.
Итак, разделяя точку зрения известных теоретиков и методистов (К. Станиславского, Г. Артоболевского, Т. Завадской, В. Найденова, М. Качурина), считающих, что основой выразительного чтения являются понимание смысла, «видение» и сопереживание, мы попытались расшифровать эти умения, чтобы ребенок знал, что же такое выразительное чтение, и на каждом этапе обучения ставили перед ним определенную задачу, в соответствии с которой отбирались упражнения для выработки выразительности чтения. Выразительность развивается не спонтанно, сама собой, а с каждым этапом поднимается на определенную ступень.
Цель исследования: разработать систему упражнений, развивающих у младших школьников умение читать выразительно.
Объект исследования: формирование полноценного навыка чтения.
Предмет исследования: процесс развития выразительного чтения младших школьников
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников умения читать выразительно осуществляется более эффективно, если:
• Наблюдается четкая расчленённость каждого приема выразительного чтения;
• Используются специальные упражнения  по овладению тем или иным приемом выразительного чтения, при этом упражнения должны быть доступны младшим школьникам, занимательны, стимулирующими на повторность;
• Работа по формированию данного навыка осуществляется систематически, начиная с 1 класса.
Для достижения поставленной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
1) изучение научной литературы по проблеме исследования;
2) изучение существующего педагогического опыта по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников;
3) разработка системы упражнений, направленных на формирование у младших школьников умения читать выразительно.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованной литературы.

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!