Меры государства по противодействию коррупции: правовые и политико-этические аспекты

Современная коррупция действительно стала системным явлением, сходным по своим последствиям с экологическими и техногенными катастрофами, затрагивающими интересы миллионов людей, поэтому проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции являются наиболее актуальными на сегодняшний момент.

«Правовую основу противодействия коррупции, – отмечается в Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции, – составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты»[1].

В этом же законе указаны основные принципы противодействия коррупции:

«1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами»[2].

Одной из мер видится необходимость реализации в повседневной работе принципа диктатуры закона. Неуклонное исполнение закона носителями государственной власти лежит в основе не отягощенного коррупцией порядка. Коррупция расцвела на фоне метаний и поиска путей решения проблемы, низкой общей и профессиональной правовой культуры. Наряду с провозглашением угрозы коррупции законодатели призывают выработать меры по преодолению правового нигилизма. Представляется, что преодолевать правовой нигилизм необходимо поэтапно и начинать следует с носителей государственной власти.

Можно с определенной уверенностью утверждать, что закреплено исходное понятие коррупции, определены меры ее профилактики и развития институтов общественного и парламентского контроля, содержатся предложения по сокращению числа специальных субъектов, пользующихся дополнительным иммунитетом при оценке полномочий в регламентах государственных служащих требования по усилению административной, уголовной и иной ответственности лиц, причастных к коррупции и другие отвечающие современному вызову мероприятия.

Каковы должны быть меры противодействия коррупции, базирующиеся на понимании этики и права, их соотношении с гражданской позицией правоведа, законодателя и гражданина России?

В числе первоочередных мер:

1. Создание правовых условий, предупреждающих коррупционные проявления в деятельности федерального законодателя – Государственной Думы и Совета Федерации, потому что хорошо известна технология подготовки законопроектов и внесения их в Госдуму в порядке законодательной инициативы и дальнейшего рассмотрения в палатах парламента.

В числе первоочередных мер – принятие федеральных законов о нормативных правовых актах в РФ и о порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов. От этого непосредственно должно зависеть насколько принимаемые в стране законы будут предупреждать коррупцию и связанный с ней лоббизм коррупционного характера.

2. Плодотворной представляется идея о необходимости принятия закона об антикоррупционной экспертизе, утверждении ее типовой методики. Данные идеи, хотя и имеют право на существование, не вполне отвечают современным угрозам. Именно в названных законах можно предусмотреть действенные антикоррупционные требования, применимые к любому проекту федерального закона, а впоследствии – к закону.

3. Не менее важно в данном контексте принятие федерального закона о Федеральном Собрании РФ. Этим должны быть решены две основные задачи: обеспечена действительная реализация принципа разделения властей и определены механизмы осуществления полномочии палат Федерального Собрания, их органов, порядок организации их деятельности и взаимодействия между собой, а также с органами иных ветвей власти, другими субъектами.

При этом нужно укреплять институт неприкосновенности парламентариев, обеспечивая последним условия для активного противодействия коррупции путем подготовки соответствующих законопроектов и исключая провокации со стороны коррумпированных чиновников.

4. Необходимо установить уголовную ответственность за незаконное воздействие на члена Совета Федерации депутата Госдумы, депутата законодательного органа субъекта РФ и за незаконное понуждение их к принятию актов. Данная мера остудит пыл многих лоббистов – проводников узкогрупповых интересов.

5. Необходимо совершенствование деятельности судебной системы изжития из нее коррупции. Что касается коррупционных проявлений в судебной системе, то этот тезис требует более тщательного изучения Однако в любом случае в деятельности судебной системы имеется множество нерешенных проблем, являющихся искусственными препятствиями надлежащему выполнению органами судебной власти своих функций.

6. Эффективность противодействия коррупции в судебной системе, ее защита от проникновения в нее преступных элементов в значительной степени зависят от уровня организации деятельности правоохранительных органов и спецслужб.

7. Есть еще один значимый антикоррупционный аспект в организации деятельности судебной системы – это работа судей по конфликтам гражданина с властью, чаще всего с органами и должностными лицами исполнительной власти. Сегодня данные споры разрешаются по правилам искового производства, хотя по существу, вытекают из публичных административных правоотношений. Обычному гражданину трудно противостоять ресурсу противоположной стороны и как правило он оказывается в проигрышном положении. Какой же выход? Для определенных конфликтных ситуаций должна быть закреплена презумпция виновности должностного лица перед гражданином. Ее суть, в правовых спорах гражданина и власти. Власть в лице соответствующего должностного лица несет ответственность перед гражданином, если ее представитель не докажет в суде, что действовал строго по закону. Это совершенно новые, непривычные взаимоотношения гражданина с властью, имеющие существенное антикоррупционное значение. При этом эффективность судебной защиты прав и свобод человека, а следовательно, авторитет государственной власти и уважение к ней в целом возрастут, разумеется, если влиятельные носители государственной власти сумеют правильно оценить достоинства проекта и не предпримут попытку свести его достижения к нулю.

8. Общество остро нуждается в принятии нового федеральною закона о прокуратуре и в возвращении ей многих утраченных в последние годы по разным причинам функций. Потребность в новом законе обусловлена, прежде всего, необходимостью повышения эффективности деятельности прокуратуры как в противодействии коррупции, так и в защите прав и свобод человека и гражданина.

Коррупция – одна из наиболее опасных организованных форм преступности. Для эффективной борьбы с этим злом нужна системная наступательная и напряженная работа всех сил общества.

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273 – ФЗ « О противодействии коррупции» //Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (Часть I). – Ст. 6228.

[2] Там же.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!