Менеджмент как категория людей

Во всем многообразии со­держания понятия «менеджмент» важное, возможно, ключевое зна­чение приобретает представление менеджмента как категории лю­дей - менеджеров, профессиональной деятельностью которых яв­ляется управление организациями, людьми. Менеджер - это субъект управления, являясь членом организации, объединяет и направляет работу других ее членов для достижения их общей цели. Следовательно, объект управления менеджера - организация, ее подразделение, человек. По мнению многих специалистов, предмет его деятельности - информация об организации, подразделении, человеке, окружающей среде, а в качестве результата труда рас­сматривается управленческое решение.

Менеджер участвует в создании товара, продукта, услуги опос­редованно, через других работников, направляя и организуя их де­ятельность. Это наемный и штатный работник организации, име­ющий соответствующее образование, квалификацию и опыт в ис­пользовании методов управленческой деятельности, который со­ответственно своей компетенции наделен определенными полно­мочиями и несет личную ответственность за свою деятельность в рамках этих полномочий.

Труд менеджера, как правило, связан с предпринимательской деятельностью. Менеджер обслуживает, а в ряде случаев и осуще­ствляет эту деятельность по заданию предпринимателя. Предпри­нимательство - это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности, осуществляемой физическими или юридическими лицами. В содержании понятия бизнес, который представляется как инициативная экономическая деятельность, осуществляется субъек­том бизнеса - бизнесменом за счет собственных или заемных средств

на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными це­лями получение прибыли и развитие бизнеса.

В отличие от менеджера бизнесмен - это владелец капитала, вложенного им в предприятие, работником которого он может и не быть, а для ведения этого дела он нанимает менеджера. В практике российского бизнеса нередко, особенно на начальных стадиях орга­низации дела, бизнесмен берет на себя функции менеджера.

Исследования управленческой деятельности свидетельствуют о том, что она по своей сути коренным образом отличается от неуп­равленческой работы. Американский исследователь Минцберг в качестве отличительной особенности труда руководителей высше­го звена отмечает разнообразие конкретно выполняемой ими рабо­ты, на которую во многих случаях они затрачивали мало времени, а также необходимость и умение принимать решения по фрагмен­там проблем и происходящих явлений.

Менеджер в современном понимании - это руководитель, на­ходящийся на постоянной должности у бизнесмена. Для осуществ­ления хозяйственной деятельности бизнесмен наделяет менеджера полномочиями по принятию самостоятельных решений. Свои от­ношения они выстраивают на контрактной основе.

Деятельность любого менеджера имеет шансы на успех лишь в том случае, если она подчинена осознанной и заранее принятой цели.

Главная цель деятельности любого менеджера - максимизиро­вать свой вклад в обеспечение устойчивой конкурентоспособной организации. Возможные размеры вклада определяются следую­щими, факторами:

- занимаемая должность (чем выше занимаемая должность, тем большими властными полномочиями и ресурсами он наделен и тем больше может быть эффект от их использования);

- общая организация управленческого процесса;

- самоустановка менеджера - делать все по максимуму и актив­но добиваться устранения недостатков в организации.

Большое значение имеет умение менеджера подбирать себе по­мощников, четко распределять функции, обязанности и ответствен­ность каждого из них, предоставлять им возможность самостоятель­но решать возникающие в ходе производства вопросы, сохраняя за собой оперативный контроль. При всех обстоятельствах менеджер призван быть ярко выраженным лидером. В эру острой конкуренции и глобальных перемен руководителю уже недостаточно быть просто менеджером, какой бы высокой ни была его квалификация. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежат до­верие, признание высокого уровня квалификации, готовность под­держивать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление пе­ренимать личный опыт.

Существует по крайней мере несколько специфических харак­теристик управленческой деятельности, общих для всех руководи­телей, которые определяют отличительные особенности этой дея­тельности независимо от вида организации. Такими характерис­тиками являются: суть управленческой деятельности, роли руко­водителя, управленческие функции и уровни управления.

Суть управленческой деятельности можно представить как про­цесс координирования и целенаправленной интеграции деятель­ности других людей на обеспечение эффективности и результатив­ности организации. Управленческая деятельность по своей сути очень сильно отличается от неуправленческой работы. Можно ут­верждать, что суть управленческой деятельности определяют раз­нообразие конкретно выполняемой руководителем работы, ее крат­ковременность и фрагментарность.

По сравнению с другими видами труда в организации управ­ленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

- он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспи­тательной, аналитической и конструктивной, информационно-тех­нической;

- участвует в создании материальных благ и оказаний услуг опосредованно, через труд других работников;

- предметом труда является информация;

- средством труда - организационная и вычислительная тех­ника;

- результатом труда - управленческое решение.

Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь спе­циальные знания и обладать способностью использовать их в по­вседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетентности можно условно разделить на две группы.

I. Знания и умение выполнять профессиональную работу в уп­равлении.

Она включает:

- умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

- информированность по вопросам развития отрасли, в кото­рой работает предприятие: состояние исследований, техники, тех­нологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

- знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

- способность управлять ресурсами, прогнозировать и плани­ровать работу предприятия, владение способами повышения эф­фективности управления;

- умение использовать современную информационную техни­ку и технологию, средства коммуникации и связи.

И. Способность работать с людьми и управлять самим собой.

Вторая группа требований, связанная со способностью менед­жеров работать с людьми и управлять собой, определяет личные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны дру­гих. В данную группу входят:

- высокое чувство долга и преданности делу;

- честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; - - умение четко выражать свои мысли и убеждать;

- уважительное отношение к людям вне зависимости от их по­ложения в организационной иерархии;

- способность быстро восстанавливать свои физические и ду­шевные силы и критически оценивать собственную деятельность;

- воля;

- амбиции.

Осуществляя управленческую деятельность, менеджер играет ряд ролей, являющихся набором определенных поведенческих пра­вил, соответствующих конкретной организации и конкретной си­туации. Они могут быть объединены в три группы; межличност­ные, информационные и роли по принятию решений. Все роли ру­ководителя взаимосвязаны и взаимодействуют между собой для создания единого представления о его поведении в организации.

Межличностные роли обеспечивают управленческую деятель­ность менеджера и представлены в виде главного руководителя (по уровням управления), лидера, связующего звена между уровнями управления. Выступая в этих ролях, менеджер формирует отноше­ния внутри и вне организации, организует систему мотивации работников на достижение целей, координирует и контролирует их деятельность и представляет организацию или ее подразделение. Важное место в реализации межличностных ролей занимает спо­собность менеджера играть социальную роль, в которой он, следуя «социальному заказу» или ожиданиям работников организации, формирует нормы поведения, способствующие удовлетворению этих ожиданий. Для эффективного исполнения межличностной роли менеджер в зависимости от ситуации извлекает из своего ар­сенала способности выступать в ролях оратора и оппонента, рас­сказчика и слушателя, победителя и побежденного, трагика и коме­дианта и т. д., не умаляющих его достоинств, а свидетельствующих о его широких возможностях, таланте руководителя.

Информационные роли состоят в том, что менеджер получает информацию о внутренней и внешней среде, анализирует ее, пе­рерабатывает, интегрирует и распределяет в виде фактов, норма­тивных установок и управленческих решений. Насколько эффек­тивно выполняются информационные роли, обеспечивающие пол­ноту информации, четкость доведения ее до работников предпри­ятия, настолько результат его работы соответствует поставлен­ным целям.

Роль по принятию решения выражается в выборе « определе­нии траектории развития предприятия, распределении ресурсов и производимой продукции, организации и текущей корректировке производственных процессов и т. п. Принятие решения осуществ­ляется в пределах установленных полномочий по уровням управ­ления и несет ответственность в пределах этих полномочий.

Приоритеты перечисленных ролей определяются позицией са­мого менеджера, состоянием и размером предприятия, организа­ции, ситуацией, характером решаемых задач и реализуемыми фун­кциями.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!