Механизм реализации государственной семейной политики
Политика в отношении семьи проявлялась прежде всего в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семей с детьми.
В условиях социальной трансформации российского общества 1990-х гг. кризис состояния института семьи требовал усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению. В этих изменившихся политических и экономических условиях тенденция усиления внимания к семье получила отражение в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, отраслевом законодательстве. Принимались меры по законодательному закреплению семейных прав граждан (пособия на детей, налоговые и другие льготы). Были сформированы инфраструктуры, занимающиеся проблемами семьи, женщин и детей. На федеральном уровне в структуре Министерства социального развития был образован Департамент проблем семьи, женщин и детей. Аналогичные структуры были сформированы на региональном и муниципальном уровнях. Соответствующие комитеты и комиссии появились при законодательных органах.
Важным этапом развития официальной парадигмы семейной политики стала разработка концепций семейной политики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политики при Совете Министров РСФСР (1991 г.) и Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи (1993 г.). В этих концепциях отражена идеология общечеловеческих ценностей, приоритета интересов семьи и личности, партнерских отношений семьи и государства, его институтов, которые не подменяют семью, а разделяют с ней ответственность за создание условий ее функционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса.
В 1990-х гг. начала реализовываться президентская программа «Дети России». Она состояла из ряда целевых программ, направленных на укрепление российской семьи.
В конце 1995 г. был введен в действие новый Семейный кодекс, направленный на более полное правовое обеспечение гарантий и прав в сфере семейных отношений. Во второй половине 1990-х гг. в него вносились необходимые поправки.
И только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в Указе Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая, 1996 г. № 712, которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики. ;
К настоящему времени сложились четыре основные формы го-* сударственной помощи семьям, имеющим детей.
1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия по пенсии).
2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).
4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).
Семья в процессе своего развития переживает определенные стадии и завершения. Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассматривать как добрачное состояние (человек живет в семье своих родителей, брак и послебрачное состояние (развод, вдовство и т. д.)) Этой схеме развития следует большинство семей, хотя она и не является нормой.
На каждом из этапов своего развития семья переживает определенные противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего когда семья испытывает трудные жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву.
Первый кризис, брака приходится на первые месяцы и годы брака. Причинами распада брака могут быть неадаптация супругов друг к другу и к браку, неоправдавшиеся ожидания. Развод не осложнен, если в семье еще нет детей.'
Следующий кризис развивается с рождением первого ребенка, когда, собственно, и образуе^я настоящая полная семья. Проблемы, возникающие в этот период, еще более усложняются, если рождается ребенок-инвалид.
Своеобразным является также этап цикла семья с детьми-подростками, организм которых переживает изменения физио-' логического и морально-психологического плана.
Кризисным для семьи можно назвать период взросления детей. Даже есл"и в этот период дети и остаются в доме, то они ведут себя более эмансипированно и постепенно освобождаются от влияния и власти родителей.
Стадия пожилой семьи характеризуется все большей зависимостью семьи от окружающих: болезни и недостаточное материальное обеспечение снижают возможность самообеспечения, но самой большой проблемой этого периода является дефицит общения.
Таким образом, жизненный цикл семьи относительно замкнут: он имеет сваи начало и конец. При этом он представляет собой звено непрерывного процесса существования рода, когда жизненный цикл родителей переходит в жизненный цикл детей и BityKOB. Социальный работник должен учитывать эти аспекты при работе с конкретной семьей.
Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей. Возможно только обозначить ее основные стратегии: . акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением;
системный подход к семье;
подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации;
концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.