Малое предпринимательство сущность и критерии

Содержание

Введение             3
1. Понятие малого предпринимательства. Количественные и качественные показатели            4
2. Социально-экономический эффект малого предпринимательства  10
3. Законодательные основы развития малого предпринимательства  19
Заключение           24
Список литературы          25

Введение

Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.
Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы.
Цель реферата состоит в характеристике направлений и основных развития малого бизнеса в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи данной работы:
1) уточнить понятие и сущность малого бизнеса, его количественные и качественные характеристики;
2) указать направления развития малого бизнеса;
3) охарактеризовать законодательную основу развития малого бизнеса в РФ.

1. Понятие малого предпринимательства. Количественные и качественные показатели

Малые предприятия - это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в других отраслях производственной сферы, до 15 человек - в непроизводственной сфере [14, c. 32].
Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.
МП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МП, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др. [14, c. 33]
Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
Можно определить три пути создания малых предприятий:
• переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
• выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
• создание новых малых предприятий [11, c. 20].
В современных условиях первый путь является основным, так как практически все действующие МП были созданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий - сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без  малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест [11, c. 21].
Но дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Голландии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно [1, c. 17].
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.
Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента [1, c. 19].
Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся [1, c. 21].
Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д.
В общем, стоит отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.
Малый бизнес нередко рассматривается лишь с количественной стороны. В Соединенных Штатах Америки к мелким относятся предпринимательские единицы с числом работников до 25 человек, к малым – 25–99 человек, средним – 100–499 человек, крупным – 500–999 человек, крупнейшим – свыше 1000 человек. В ряде отраслей учитывается также сумма оборота: в оптовой торговле – до 18 миллионов долларов в год, в розничной торговле, сфере услуг и на транспорте – до 5 миллионов долларов. В Японии в качестве критерия выделения малых предприятий учитывается число занятых (в розничной торговле – до 50, оптовой торговле – до 100, в обрабатывающей промышленности и строительстве – до 300 человек) и размер уставного капитала (соответственно до 10, 30 и 100 миллионов иен). Особо выделяются мелкие предприятия (в промышленности – не более 20 человек, в торговле и сфере услуг – не более 5 человек). При этом к малому бизнесу в Соединенных Штатах Америки относится лишь бизнес, существующий и действующий независимо от других предприятий и не доминирующий на рынке [7, c. 64].
В странах Европейского Союза особо выделяется мелкий, малый и средний бизнес. При этом учитывается не только число занятых (дифференцированно по отраслям), но и размер собственного капитала и годового оборота.
В Федеративной Республике Германия также используется преимущественно количественный подход. Малым считается предпринимательство с числом занятых в нем от одного до 49 человек.
В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не превышает 25 %, причем средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
– в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
– в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
– в оптовой торговле – 50 человек;
– в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек [7, c. 67].
С позиций классической экономической теории малый и средний бизнес отличается от крупного бизнеса именно своими размерами. С институциональных позиций малый и средний бизнес – качественно определенный общественный институт.
В развивающихся странах 30–70 % экономически активного населения занято на микропредприятиях с числом работников от двух до 10 человек. Здесь производится до 20 % валовой внутренней продукции, а к 2020 году по прогнозам эта доля может вырасти более чем вдвое. До недавнего времени для данного сегмента малого бизнеса была характерна отсталая трудоемкая технология, низкие доходы (на уровне прожиточного минимума), плохие условия труда и высокий травматизм, использование детского труда. Такие предприятия благодаря низкой стоимости рабочих мест и использованию местных ресурсов давали работу преимущественно маргинальным слоям, женщинам, занятым в домашнем хозяйстве, и так далее.

2. Социально-экономический эффект малого предпринимательства

Соединение собственности и управления в малом бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности.
Во-первых, ускоряется и упрощается процесс принятия управленческих решений. Это позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и осваивать нововведения, диверсифицировать производство, то есть осваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных. Именно малый бизнес, откликнувшись на явные и еще неявные запросы рынка, создал такие великие изобретения, как антибиотики, инсулин и пестициды, такие виды техники, как вертолеты, кондиционеры, кислородные конверторы, ксероксы, микрокомпьютеры, такие технологии, как крекинг, а также такие предметы массового потребления, как шариковые ручки, целлофан, застежки «молния» и так далее. Изобретатель-предприниматель, рассчитывая на пионерную прибыль, работает гораздо более продуктивно, чем наемный инженер [5, c. 12].
Во-вторых, малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля за работниками и менеджерами. Собственник сам организует производство. Это дает большую экономию на накладных расходах.
В-третьих, малый бизнес благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы обеспечивает более высокую интенсивность и дисциплину труда. При этом работники получают возможность работать ближе к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня и в результате соглашаются на меньшую, чем на крупных предприятиях, оплату.
В итоге локальная экономическая эффективность, которая находит отражение в рентабельности, у малого бизнеса должна быть выше, чем у крупного. В России эта закономерность не заметна, поскольку малые фирмы не представляют достоверную отчетность, скрывая большую часть своих доходов. Так, рентабельность малых предприятий составляет всего 6,2 %, а в промышленности – еще ниже. Доля убыточных малых предприятий выросла в 1995–1999 годах с 31,6 до 35,2 %, в том числе в промышленности – до 37 %, сельском хозяйстве – до 52,9, строительстве – до 40,6, на транспорте – до 36,6 %. В ряде отраслей (сельское и лесное хозяйство, транспорт, бытовые услуги, финансы и кредит) отрицательным оказался и общий (сальдированный) финансовый результат [14, c. 92].
В рыночной экономике предприятие, особенно малое, не имеющее финансовых резервов, не может существовать длительное время, принося убыток. Приведенные данные свидетельствуют о том, что эти предприятия скрывают свои истинные доходы.
Среднегодовая отдача вложений в малые фирмы в Соединенных Штатах Америки до 1990-х годов была выше, чем в крупном бизнесе, в связи с меньшими накладными расходами, упрощенной системой управления. Однако при этом риск вложений в малый и средний бизнес был существенно выше, так как половина малых бизнесов прекращала свое существование в течение первого года, а еще 30 % – в течение следующих двух лет. В 1990-е годы в связи с фондовым бумом окупаемость вложений в крупный бизнес (речь, прежде всего, идет о вложениях в новые информационные технологии) оказалась выше, чем в малый и средний бизнес. То же самое относится и к производительности труда (объем продаж на одного работника).
В 2000–2002 годах ситуация изменилась. Ряд менеджеров крупных корпораций искусственно повышали стоимость акций, скрыв от инвесторов с помощью финансовых манипуляций крупные долговые обязательства и неприбыльные активы, а затем продали свои пакеты на пике цен. Так поступали высшие менеджеры Enron, World Online, Aruba, Globix и других крупнейших компаний, заработав на этом 33 миллиарда долларов и приведя свои компании к банкротству [14, c. 93].
Асимметричность рыночной инфляции позволяет высшим менеджерам, имеющим (в отличие от акционеров и внешних инвесторов) оперативный доступ к реальной информации, использовать ее в своих интересах. Менеджеры компании в большей степени зависят от генерального директора, чем от акционеров. Аудиторы действуют в интересах заказчика, а не инвесторов. Финансовые контролеры также зависят от руководства компании. Регуляторы рынка при действующей системе финансовой отчетности неспособны изменить это положение. Крупные компании с рассредоточенной акционерной собственностью не имеют реального ответственного хозяина и этим принципиально отличаются от малого бизнеса.
Данная проблема имеет особое значение для России. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, свыше 60 % прироста объема производства обеспечивают крупные холдинги, захватившие наиболее рентабельные экспортные сырьевые отрасли и консолидирующие ныне автомобильную, пищевую, лесную и целлюлозно-бумажную, а также многие другие отрасли. Основной доход в этих холдингах получают не акционеры, владеющие небольшими пакетами акций, а высшие менеджеры, контролирующие финансовые потоки через оффшорные центры. Как отметил ректор Академии народного хозяйства В. Мау, такие менеджеры приватизировали прибыль и природную ренту, национализировав издержки. Консолидация контрольных пакетов при отсутствии рыночного механизма распределения дохода между инвесторами и акционерами имеет целью контроль над информацией и финансами. Она осуществляется с помощью заказных банкротств и других нерыночных мер. Все это делает особенно актуальным развитие институциональной концепции социально-экономической эффективности малого и среднего бизнеса.
Для реализации своих преимуществ малый бизнес в Российской Федерации должен превратиться из практически изолированной подсистемы в органическую составную часть единого производственно-финансового комплекса [6, c. 102].
На народнохозяйственном уровне реализуются следующие преимущества малого и среднего бизнеса.
Ориентация на конечного потребителя, учет его нестандартных запросов и интересов при личном контакте; быстрота реагирования, простота организации, высокая внутренняя мобильность при изменении спроса с использованием местных ресурсов, неэффективных для крупного бизнеса; высокая рентабельность работы на «узких» сегментах рынка, ориентированных на ограниченный и специфичный круг потребителей; возможность для самореализации людей с особой инициативой и предприимчивостью, а также ограниченной трудоспособностью (инвалиды, пожилые граждане и так далее).
Менее явная, чем у крупных фирм, зависимость малого бизнеса от колебаний на мировых финансовых рынках (скачки курса доллара, изменение кредитных ставок), большая выживаемость в периоды кризисов и депрессий доказана опытом России 1998–1999 годов. Это связано не только с экономией на накладных (управленческих) расходах, но и с более высокой сплоченностью коллектива и интенсивностью труда.
Малый бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, использование которых невыгодно гигантам, а также точнее учитывая запросы местного рынка. Малый и средний бизнес содействует развитию малых городов и поселков, уменьшает время поездок на работу и общие транспортные расходы, облегчает (особенно в химии и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны.
Соединение собственника и предпринимателя в одном лице позволяет не только сократить управленческий персонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников. Однако крупные предприятия сохраняют преимущества по эффективности массового производства, глубине разделения труда и уровню автоматизации, комплексности использования сырья. Только крупный бизнес способен организовать добычу полезных ископаемых в районах, где нет развитой инфраструктуры.
Стабилизирующая роль малого бизнеса обусловлена тремя главными причинами.
Во-первых, в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники.
Во-вторых, малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения.
В-третьих, отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня и так далее.
В последние годы массовые увольнения и сверхинтенсивный режим работы в крупных корпорациях во многих странах усилили психологическое напряжение наемного персонала. Как отмечает зарубежная печать, успех малых фирм, основанных ушедшими из корпораций специалистами, позволяет им «отомстить за унижения со стороны прежних начальников». В малых фирмах нередко реализуется принцип «обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой». Разрешается даже иногда приводить с собой ребенка, если его не с кем оставить дома. Свыше 44 % женщин, открывших свой бизнес, сделали это из-за стресса, испытанного на работе в крупных компаниях с многоступенчатым иерархическим управлением [3, c. 204].
Швейцарские корпорации передали изготовление деталей элитных часов Rollex и Longiness на дом, снабжая работников микротехникой и заготовками и оставив у себя только сборку. По такому же пути пошли корпорации Тайваня.
По данным исследований университета в Торонто, удовлетворенность трудом в фирмах, где занято менее 100 работников, выразило 80 %, а в крупных корпорациях – лишь 30 % персонала. В фирмах малого и среднего бизнеса менеджер-собственник стремится создать семейную обстановку, не фиксировать жестко должностные обязанности, не увольнять персонал без крайней необходимости. Работники в свою очередь сознают, что недобросовестная работа приведет к краху фирмы. Такой идентификации интересов не удается добиться службам управления персоналом крупных корпораций [3, c. 202].
Для России особое значение имеют три аспекта социального эффекта малого бизнеса – трудоустройство работников, высвобождаемых при реструктуризации крупных, в том числе государственных предприятий, формирование среднего класса и сокращение теневой экономики.
Численность экономически активного населения в Российской Федерации в ближайшее пятилетие возрастет, а число занятых на крупных предприятиях сократится в связи с освоением новых технологий и закрытием неконкурентоспособных производств. Особенно это относится к регионам Северного Кавказа, где, по данным переписи 2002 года, произошел наибольший рост населения, наиболее велика доля молодежи, а уровень безработицы достигает 30 %. Социально приемлемый уровень занятости в регионе определяется удельным весом граждан с доходами ниже прожиточного минимума, долей этого минимума в среднедушевом доходе, степенью дифференциации доходов населения. Прирост занятости на 1 % обеспечивает снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на 3 %, соответствующее снижение уровня социальной напряженности, преступности и так далее [3, c. 203].
В последние годы высвобождение работников с крупных предприятий компенсировалось в основном ростом штатов государственных учреждений (здравоохранение, просвещение, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика и так далее). Этот путь бесперспективен, так как число занятых в данной сфере (в расчете на 100 тысяч жителей) в России существенно выше, чем в странах Европейского Союза. Единственный способ решения проблемы занятости, особенно в Северо-Кавказском и других регионах, где не развита экспортная индустрия, – развитие малого и среднего бизнеса. Здесь стоимость ввода нового рабочего места включает в себя лишь стоимость оборудования (или лизинговые платежи) и оборотных средств и не включает вложения в пассивную часть активов (здания, сооружения и так далее, кроме арендной платы), а также сопряженные инвестиции в энергетику, дороги, коммуникации и другие сферы [14, c. 81].
Особое значение имеет малый бизнес для трудоустройства специалистов. В большинстве случаев они не регистрируются как безработные и занимаются мелкой «челночной» торговлей и тому подобной деятельностью без соответствующего оформления. После необходимого обучения такие специалисты могли бы возглавить малые фирмы.
Важнейшим социальным институтом рыночной экономики является взаимное доверие населения, власти и бизнеса. Оно обусловлено преодолением чрезмерной дифференциации доходов и формированием среднего класса как основы стабильного гражданского общества. В связи со стагнацией малого и среднего бизнеса эта проблема в России 1990-х годов не была решена; децильный коэффициент (соотношение доходов крайних 10 % семей) составлял в 2000 году 1:13 (при социально безопасном уровне 1:5–1:6), а в Москве (по расчетам академика Н. П. Шмелева) – 1:40. Четверть населения находилась за чертой бедности при наличии 15 тысяч зарегистрированных мультимиллионеров и 17 миллиардеров в долларовом исчислении [12].
Критерии выделения среднего класса до сих пор не выработаны. Независимый институт социальных исследований, например, относит к их числу следующие:
– социально-профессиональный статус и уровень образования;
– материальное положение (душевой доход – 300–1000 долларов в месяц);
– самооценку своего статуса.
Этим критериям в совокупности соответствуют 20 % россиян, 10 % не соответствуют ни одному из данных критериев, 70 % обладают необходимым образованием, но имеют низкие доходы (нередко – ниже прожиточного минимума, особенно в бюджетной сфере).
По данным Института философии Российской академии наук, 50 % россиян относят себя к среднему классу, так как живут не хуже соседей. По объективным критериям, к которым относятся: 1) образование (не ниже среднего); 2) доходы, позволяющие регулярно обновлять гардероб, иметь автомобиль, загородное жилье; 3) социальная стабильность (профессия или собственный бизнес), к среднему классу отнесено 14 % семей, а к богатым (ни в чем себе не отказывают) – 1 %. Основная масса населения отнесена к нищим (не хватает до зарплаты – 15 %), бедным (хватает только на питание – 24 %), необеспеченным (хватает только на текущие расходы – 27 %) и переходным слоям [8, c. 144].
Исследование консультационной компании «КомКон» относит к среднему классу 19 % россиян в основном по уровню доходов (300–2000 долларов в месяц), позволяющему приобретать не только жизненно необходимые товары и услуги. В составе среднего класса выделяют нижний (58 % из них – женщины, высшее образование имеет 33 %) и верхний слой (56 % мужчин, высшее образование – у 39 %).
Все эти градации учитывают, прежде всего, доход, который в российских условиях является преимущественно теневым, а не отношение к средствам производства. Западные экономисты выделяют средний класс по критериям профессионального статуса (конкурентоспособность на рынке труда), наличия собственного имущества (дом, ценные бумаги и так далее), образования и доходов, относя к нему 80 % населения. Этот класс отличает социальная стабильность, законопослушность, гражданская активность.
В России средний класс, сформированный по размеру доходов, не отличается данными качествами. Скрытые доходы, теневые формы деятельности, неформальные отношения, связанные с коррупцией, не делают его основой гражданского общества. Российский средний класс характеризует низкая политическая активность, полярные партийные пристрастия, невысокая интенсивность труда (по данным опроса, 90 % работает не больше 40 часов в неделю), разнородность профессионального статуса (чиновники, предприниматели, официально неработающие). На наш взгляд, на данном этапе необходимо выделить в качестве среднего класса лишь менеджеров и предпринимателей, большинство которых занято в малом и среднем бизнесе [8, c. 145].
Социально-экономический анализ расслоения российского общества в начале XXI века позволяет выделить две базовые категории – предпринимателей и бизнес-слой. К предпринимателям относятся собственники, лично руководящие своими предприятиями. Их отличает, во-первых, собственность на капитал; во-вторых, целевая установка на получение прибыли или дохода, обеспечивающего самоокупаемость хозяйственной деятельности; в-третьих, свобода в принятии экономических решений; в-четвертых, ответственность за последствия этих решений, принятие на себя хозяйственного риска. Они составляют, по различным оценкам, 2–3 % общего числа работников, что примерно вдвое меньше, чем в Польше, Чехии, Венгрии.
Бизнес-слой, к которому относится 11–15 % работников, включает всех субъектов хозяйственной деятельности, принимающих самостоятельные экономические решения с целью получения дополнительных (по отношению к зарплате, пенсии и так далее) доходов. Сюда относятся лица, ведущие бизнес без образования юридического лица для дополнительного приработка, как правило, без регистрации (в том числе педагоги-репетиторы, врачи, получающие неофициальные гонорары и так далее), менеджеры – миноритарные акционеры и совладельцы предприятий, менеджеры и чиновники, использующие свое служебное положение для извлечения дополнительных доходов.
Важнейшим из социальных эффектов развития малого бизнеса является сокращение численности беднейших слоев населения. Это имеет не только социальное, но и экономическое значение, так как сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, социальную защиту и медицинское обслуживание неимущих, стимулирует их инициативу, обучение и профессиональный рост [8].
Реализация социально-экономического эффекта малого бизнеса требует, прежде всего, улучшения макроэкономических условий его развития. К ним относятся: развитие устойчивых связей крупного и малого бизнеса, рационализация его отраслевой и региональной структуры, перестройка системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса. На предшествующих этапах реформы эти условия созданы не были.

3. Законодательные основы становления малого предпринимательства

Принятие законодательных актов, декларирующих многоукладность российской экономики, и главное - признание права частной собственности граждан на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику, создало юридическую базу для становления предпринимательства. При осуществлении предпринимательской деятельности собственник получил право заключать договоры с гражданами об использовании их труда. Указанные нормы были сформулированы в законе “О собственности в РСФСР”, принятом в декабре 1990 г. Там же подчеркивалась недопустимость установления государством ограничений и преимуществ в какой бы то ни было форме при осуществлении права собственности в зависимости от формы собственности. Позднее признание различных форм собственности и их равенства перед законом было закреплено в Конституции РФ.
В соответствии с нормами закона о собственности закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” (принят в декабре 1990 г.) определил общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности. Гражданам гарантировалось право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия для осуществления всех видов деятельности, не запрещенных законодательством, приобретать необходимое имущество.
Для всех субъектов предпринимательской деятельности декларировалось равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам независимо от вида собственности и организационно-правовой формы предприятия. Монопольное положение на рынке отдельных предприятий и их объединений, недобросовестная конкуренция не допускались.
В первую очередь и быстрее всего предпринимательство стало развиваться в малых формах, опираясь на предпринимательскую активность самых широких слоев населения. В немалой степени этому способствовало кризисное состояние экономики, всеобщий дефицит, делавший прибыльным практически любой вид деятельности. К тому же инфляция еще не обесценила сбережения, доходы потребителей, которые формировали устойчивый платежеспособный спрос на самый широкий круг товаров и услуг.
Для обеспечения необходимых организационных, экономических и правовых условий развития малых форм предпринимательства было принято Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, определившее новую экономическую категорию - “малые предприятия” и критерии, очерчивающие ее границы. Постановлением устанавливалось, что в соответствии с законом “О собственности в РСФСР” на территории страны могут создаваться и действовать малые предприятия частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), а также смешанной формы собственности, которые вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РСФСР и входящих в ее состав республик, и отвечающие целям, предусмотренным уставами таких предприятий.
К малым предприятиям в соответствии с постановлением были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм, установленных законом, как вновь создаваемые, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 чел. Предельная для малых предприятий численность была определена:
 в промышленности и строительстве - до 200 чел.;
 в науке и научном обслуживании - до 100 чел.;
 в других отраслях производственной сферы - до 50 чел.;
 в розничной торговле, общественном питании, в других отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел [8, c. 51].
Новый субъект российской экономики был формально определен три минимальном опыте функционирования малых форм предпринимательства. Объективно отсутствовала возможность учесть специфику деятельности небольших предприятий. За основу был взят лишь один классификационный признак - число занятых с отраслевой дифференциацией. Верхняя граница принадлежности предприятия к малым в промышленности и строительстве в России была существенно выше, чем в развитых странах. Общепринято относить фирму с числом занятых более 100 человек к разряду средних. Не выделялась и такая заметная в условиях рынка группа, как микропредприятия.
Более широкий диапазон числа занятых, использованный для идентификации российского малого предприятия, объясняется структурным перекосом плановой экономики, где доминировали (в первую очередь в производстве) средние и крупные предприятия.
С принятием в 1995 г. закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” круг предприятий, отнесенных к малым, существенно изменился. Ценз по численности работающих в промышленности и строительстве уменьшился с 00 до 100 чел., в науке и научном обслуживании - со 100 до 60 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населения увеличился с 5 до 30 чел., в общественном питании и отраслях непроизводственной сферы - с 15 до 50 чел. При этом был расширен перечень субъектов алого предпринимательства, дополненный фермерскими хозяйствами физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Изменились и другие критерии: доля участия в уставном капитале малых предприятий субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не может превышать 25%. Не исключено, что по мере накопления эмпирического материала критерии отнесения предприятий к разряду малых будут корректироваться.
С начала реформ декларирована государственная поддержка малого предпринимательства. Ее важность обоснована потенциальными возможностями данного сектора способствовать решению наиболее острых социально-экономических проблем: занятости, демонополизации, развития конкуренции. Наряду с этим малые предприятия, функционируя преимущественно в частном секторе, помогают созданию рыночной инфраструктуры, возникновению новых трудовых отношений, накоплению предпринимательских знаний и опыта [14, c. 73].
Основными направлениями государственной политики в сфере малого предпринимательства стали формирование инфраструктуры поддержки малых предприятий (МП), создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий. Система льгот предусматривает упрощение ряда процедур, сопутствующих предпринимательской деятельности (регистрация, лицензирование, сертификация, отчетность), ускоренную амортизацию основных производственных фондов, льготное кредитование и льготное налогообложение. Причем последнее предлагается распространить не только на собственно субъекты малого предпринимательства, но и на организации, обслуживающие деятельность МП (от фондов поддержки до кредитных, страховых, информационных, консалтинговых организаций). Следует отметить: налоговая политика в отношении малого предпринимательства плохо согласуется с общей концепцией построения налоговой системы в РФ, в основу которой положено равенство всех перед налогообложением.
Главным аргументом в пользу приоритетности государственной поддержки малого предпринимательства должна стать эффективность реализуемых мер. Оценить ее можно только с привлечением объективной информации, отражающей реальную динамику процессов в малом бизнесе. Источники этой информации разнообразны: органы регистрации, налоговые службы, организации, входящие в систему поддержки малого предпринимательства, союзы и ассоциации предпринимателей. Но важнейшим следует признать систему государственного статистического учета. Тем более что в соответствии с законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности” предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном государством порядке.

Заключение

В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не превышает 25 %, причем средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Российский малый бизнес обладает отличительными особенностями по сравнению с зарубежными странами. К ним относятся: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности; отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;  низкий технической уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; относительно высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке.
Макроэкономический эффект малого бизнеса реализуется не только в увеличении объема продаж и прибыли на микроэкономическом уровне, но, прежде всего, в социально-экономических преобразованиях в масштабах общества в целом.

Список литературы

1. Абалкин Л. И., Аганбегян А. Г. и др. Малый бизнес в России. – М.: Полис, 2005.
2. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., П.Ройш Управление персоналом. – Мн.: Экоперспектива, 2004.
3. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2003.
5. Григорьянц В. Формирование конкуренции в промышленном производстве. // Вестник Северо-Кавказского технического университета. Серия «Экономика». – 2005. - №6. – С. 11-23.
6. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 2006. 192 с.
7. Ичитовкин Б. Малые формы хозяйствования. - М.: Экономика, 2006.
8. Миронов А. Малый бизнес в России. - М.: Норма, 2007.
9. Моисеева Н. Х., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т. 1 и 2. – М.: Внешторгиздат, 2003.
10. Поляков А.Ф. Значение возрождения кооперации в России. – М.: Наука, 2001.
11. Предпринимательство в конце XX века / Под ред. Дынкина А.А. и др. - М.: Наука, 2000.
12. Работяжев Н. Экономическая демократия - благосостояние для всех// Свободная мысль. - 2000. - № 3. - С. 72-79.
13. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. – М.: Прогресс, 2005.
14. Частное предпринимательство: основные понятия, теория и практика: Учеб. пособие / РАН, ИНИОН; Ред.: Минервин И.Г.; И.Г. Минервин, М.А. Павлова. - М., 2007.

(28.1 KiB, 54 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!