Лимитирующие факторы туризма
На туризм как отрасль экономики воздействует много ограничивающих факторов. Для анализа отношений, сложившихся в туризме, следует классифицировать эти ограничения следующим образом.
1. Ограничения в туристском спросе: любая организация бизнеса ограничена в своей производственной активности, направленной на удовлетворение спроса клиентов, так как этот спрос связан с экономическими возможностями туристов в отношении покупки турпродуктов и услуг.
2. Ограничения в туристском предложении, связанные с наличием необходимых туристских ресурсов. Среди всех ресурсов наиболее важными, пожалуй, являются природные ресурсы. Это легко увидеть при исследовании географического распределения туристских направлений (дестинации) в целом. Очевидно, что некоторые туристские дестинации более привлекательны для туристов, чем другие.
3. Ограничения, касающиеся окружающей среды, обычно связаны с ее загрязнением. Это относится к определенным туристским направлениям (дестинациям), на которых собирается много туристов, наносящих вред окружающей среде: организация кемпингов в запрещенных местах, разведение костров, замусоривание территории и т.д. В связи с этим может быть введено ограничение на посещение данной дестинации.
4. Ограничение свободного времени туриста, которое автоматически создает определенные преграды для выбора способа проведения этого времени. Сравнительно короткий период туристской активности потребителя плохо влияет на производственную активность турфирмы, следовательно, уменьшает возможность роста прибыли. Это также негативно воздействует на объем туристского оборота, получаемого государством от природных ресурсов.
5. Юридические ограничения, к которым, в частности, относятся законы о защите окружающей среды, законы, устанавливающие опре-
деленные зоны развития туризма, нормативные акты об ограничении строительства.
6. Ограничения из-за отсутствия знаний: деятельность многих видов в туризме ограничена из-за недостатка у бизнесменов специальных знаний в области туризма. Поэтому они неохотно идут на риск в незнакомой им области. То же самое относится к деятельности государства в туризме, когда при решении какой-нибудь проблемы знаний у лиц, принимающих решение, недостаточно.
7. Ограничения из-за недостатка ресурсов: речь идет не только о природных ресурсах, но и о ресурсах, необходимых для функционирования туристской индустрии. К подобным ресурсам относятся, например, денежный капитал, профессионально подготовленный персонал, гостиничный и ресторанный фонд, транспорт. Ограниченность подобных ресурсов снижает возможность удовлетворения потребностей и желаний туристов.
Без сомнения, помимо перечисленных существуют другие, менее значительные ограничения. Кроме того, различные лимитирующие факторы могут сочетаться и создавать комплексы ограничений в экономике туризма.