Лидеры и менеджеры: ключевое различие
В повседневной жизни часто путают термины «лидер» и «менеджер», но это различающиеся понятия. Американский исследователь Дж. Коттер писал, что самая главная функция лидера организации — определить необходимые цели, точнее, миссию организации, и разработать стратегию для ее достижения. А работа менеджера заключается в том, чтобы осуществить эту стратегию на практике. Менеджеры воплощают в жизнь видение организационного будущего, миссию, цели, которые создаются лидером. Таким образом, основная обязанность менеджеров — решение пусть и сложных, но конкретных задач, лидеры же осуществляют общее руководство и намечают генеральный план развития компании (отдела, департамента), обладая видением будущего. Эффективные лидеры заставляют людей верить в их видение и идти за ними по пути достижения целей.
Путаница между этими двумя терминами возникает потому, что различие между выбором миссии и ее осуществлением часто стирается. Это происходит оттого, что от многих лидеров ждут не только постановки задачи, но и помощи в ее реализации. Также от менеджеров часто требуют вести подчиненных, хотя это работа лидеров. Дж. Коттер сделал наблюдение, что быть действительно хорошим лидером не так просто. Слишком много так называемых лидеров не справляются с управленческими аспектами своей работы, так как ставят недостижимые цели. Поэтому необходимо учитывать, что некоторые менеджеры являются лидерами, а некоторые — нет, и эти два понятия не стоит употреблять как синонимы.
Одной из характеристик лидера в организации является авторитет. Под авторитетом понимают признание заслуг личности в глазах других, психологическое влияние, которое человек оказывает на окружающих. Авторитет определяется многими факторами: должностью («формальный авторитет»), возможностью распоряжаться какими-либо дефицитными ресурсами, опытом и деловыми качествами, нравственными характеристиками, компетентностью и т. д.
Многие люди часто мечтают стать лидером. Они представляют себя руководителем большой группы, которого уважают и которым восхищаются. Но реализовать такие желания удается лишь немногим. А среди тех людей, кто стал лидером, процент эффективных лидеров невысок. В связи с этим возникает вопрос: почему одни люди становятся эффективными лидерами, а другие нет? Было предложено много ответов на эти вопросы. Здесь мы остановимся на одном из них, согласно которому успешное лидерство обусловливается характером человека.
Рождаются ли лидерами? Здравый смысл говорит, что да. Знаменитые лидеры прошлого, такие как Александр Великий, Петр Первый, Наполеон или Ленин отличались от обычных людей. Например, они были очень амбициозны и точно знали, чего хотят. Даже менее известные лидеры существенно выделяются из среды обывателей. Руководители высшего звена, некоторые политические деятели и даже звезды спорта излучают вокруг себя какую-то особую «ауру», которая отличает их от других. На основе этих наблюдений исследователи лидерства еще несколько десятилетий назад сформулировали личностную теорию лидерства или теорию великих людей, сущность которой заключается в том, что успешные лидеры обладают особыми чертами характера, которые отличают их от окружающих. Далее, эта теория утверждает, что лидерские черты остаются неизменными во все времена и проявляются в различных социальных средах. Таким образом, предполагается, что все лидеры обладают этими чертами независимо от того, когда и где они жили и какую роль сыграли в истории.
Эта простая и доступная теория на первый взгляд хорошо согласуется с обыденными знаниями и опытом. Однако при проверке научными методами эта теория не подтвердилась: после десятилетий активных исследований, проводимых до 1950 г., ученые так и не сумели выделить список ключевых черт, присущих всем лидерам и отличающих их от обывателей. (Выяснилось только, что лидеры, как правило, обладают более высоким ростом и более интеллектуально развиты, чем «обычные» люди, хотя и здесь имеется масса исключений из «правила»).
Некоторый прогресс был достигнут в 1990-е гг., хотя ученые стали уже гораздо более осторожны в своих заключениях. В частности, С. Киркпатрик и Э. Локк проанализировали огромное количество материала по этой проблеме и вернулись к предположению, что существуют некоторые особые черты характера, которые вместе
с другими факторами вносят вклад в успех лидеров в их деловых начинаниях. Они выделили эти черты и составили их список, который представлен в табл.
Характеристики успешных лидеров
Черты характера | Описание |
Напористость | Честолюбие, амбициозность, энергичность, инициативность, настойчивость |
Честность и порядочность | Достойный доверия, надежный, открытый |
Мотивация лидерства | Готов влиять на других, чтобы достичь общих целей |
Уверенность в себе | Рассчитывает только на свои возможности и способности |
Любознательность | Интеллект: умение интегрировать и интерпретировать большой объем информации |
Творческие способности | Оригинальность |
Знание дела | Знание производства, технических аспектов |
Гибкость | Способность адаптироваться к ситуации |
Эти исследователи также ввели термин мотивация лидерства, которым обозначили желание лидеров влиять на других людей. Такая мотивация может принимать две различные формы: личностную и социальную.
Личностная мотивация заставляет лидеров завоевывать власть как самоцель. Лидеры, которые демонстрируют такую мотивацию власти, хотят доминировать над другими и вследствие этого, как правило, придают чрезмерное значение должностному и общественному статусу человека.
Социальная мотивация лидерства заставляет лидеров искать власть как средство достижения желаемых целей. Второй тип лидеров предпочитает скорее сотрудничать с подчиненными, чем только контролировать их поведение или управлять ими. Само собой разумеется, этот тип мотивации лидерства обычно гораздо более комфортен для окружающих, чем личностная мотивация лидерства.
Другой американский теоретик менеджмента Дж. Креймс в результате своих многолетних исследований деятельности успешных лидеров таких крупнейших компаний, как Dell Computer, Microsoft, Intel, Wal-Mart и др., тоже попытался выявить наиболее характерные
черты, объединяющие директоров этих процветающих корпораций. Ключевыми составляющими выдающегося лидера он называет следующие шесть характеристик:
Организация своего бизнеса по принципу «снаружи внутрь». Речь идет о способности адекватно оценивать потребности рынка, внешней среды и умении трансформировать свою компанию так, чтобы она максимально удовлетворяла запросы потребителей. Если многие руководители ориентируются, прежде всего, на внутренний потенциал компании (что мы можем сделать?), то рассуждения успешных бизнес-лидеров имеют обратную логику (что нужно потребителю?), они начинают с изучения запросов рынка. Можно привести здесь замечательное высказывание С. Уолтона, создателя крупнейшей в мире сети магазинов Wal-Mart, по этому поводу: «Существует только один босс — потребитель. Он может уволить любого в вашей компании — от председателя совета директоров до клерка. Как? Просто потратив свои деньги в другом месте».
Наличие гена «евангелического лидера». Что такое «евангелизм»? Термин пришел из практики христианства: речь идет о распространении и защите учения Иисуса Христа. Примером людей такого типа могут быть апостолы, которые после смерти своего Учителя проповедовали по всей земле и среди различных народов его учение. Из христианства этот термин вошел и в психологические словари: под евангелическим типом человека понимают индивида, для которого характерен пылкий энтузиазм, вера в свою идею, способность сражаться за то, во что он верит. Руководитель евангелического типа способен использовать свой офис для «проповеди» собственного видения будущего компании и увлечь сотрудников своим примером в реализации этого будущего.
Понимание значимости корпоративной культуры. В нашем учебнике одна из последующих глав будет посвящена культуре компании, hq предварительно можно сказать, что каждая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с теми материальными и духовными ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Совокупность таких ценностей, принятых в компании норм поведения, разделяемых сотрудниками идеалов и т. д. и входит в понятие корпоративной культуры. Эффективно действующие лидеры бизнеса рассматривают создание сильной корпоративной культуры как ключ к успеху.
- Умение мыслить новаторски. Все успешные лидеры, по мнению Дж. Креймса, создали и адаптировали продукты и решения «следующего поколения», т. е. они обладали способностью предвидения, хотели и могли быть первопроходцами. В своей книге
Б. Гейтс вспоминал о собственной реакции на появление нового типа компьютеров: «Шанс оказаться среди первых, тех, кто совершает революцию в области персональных компьютеров, казался мне самым важным в жизни, и я решил: нй\ за что его не упущу». Очевидно, что люди, боящиеся нового, предпочитающие конформистский стиль поведения, обладают гораздо меньшими шансами стать успешными лидерами.
Страстный поиск новых идей независимо от того, где эти идеи родились. Успешные лидеры черпают идеи из любого источника, для них характерна «открытость» сознания, они ищут ответы на вопросы не только в своей организации, но и в практике конкурентов. Эти лидеры учатся не только на своем, но и на чужом опыте.
Заинтересованность в совершенствовании своих лидерских качеств. Лидерство — это искусство, которым нужно овладевать всю жизнь, расширяя свое управленческое мышление. Уже упоминавшийся выше С. Уолтон любил говорить, что для лидера главное — любовь к обучению. Такой настрой возможен тогда, когда индивид получает удовольствие от того, чем он занимается. Один из самых успешных лидеров американского бизнеса М. Дэлл, основатель компании Dell Computers, на вопрос: почему он, имея так много денег, не отойдет от дел и вместо этого не начнет, например, плавать на яхте по Карибскому морю, ответил так: «Плавание под парусами — довольно скучное занятие. Вы просто не представляете, насколько интереснее управлять компанией!»
Казалось бы, что эффективные лидеры должны обладать высокими интеллектуальными способностями и уметь анализировать и систематизировать большой объем информации. Однако выдающиеся умственные способности в некоторых случаях не являются необходимыми и могут даже оказать вред. Гораздо более важным качеством является гибкость ума, позволяющая в различных, постоянно меняющихся ситуациях принимать неожиданные решения и затем действовать в соответствии с ними. Доказано, что наиболее эффективные лидеры не склонны к стандартным решениям и действиям и легко адаптируются к различным ситуациям.
Независимо от того, рождаются ли лидерами или становятся, совершенно очевидно, что они существенно отличаются от остальных людей. Лидер не обязательно должен быть интеллектуальным гением или пророком, чтобы за ним следовали, но лидер должен в совершенстве владеть «искусством управления», и этим искусством владеет далеко не каждый. Лидерство — тяжелая и ответственная работа с огромными стрессами и серьезными обязанностями.