ЛФК и здоровье детей - Часть 3

ГЛАВА II. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

2.1. Сколиоз как одно из основных отклонений в физическом развитии детей школьного возраста.

Сколиоз у детей развивается как следствие неправильной осанки. Костно-мышечная система у дошкольников и младших школьников сформирована еще недостаточно: в костной системе присутствует много хрящевой ткани, а мышцы и связки еще не обладают достаточной прочностью и силой. Именно из-за этой слабости и незаконченности развития костно-мышечной системы при неумеренной, нерациональной, неравномерной статической нагрузке у ребенка может сформироваться неправильная осанка, которая часто ведет к искривлению позвоночника - сколиозу.

Развитие и закрепление неправильной осанки нередко начинается уже с раннего детства, когда туго спеленатого грудного ребенка оставляют неподвижно лежать в одной позе, или, укачивая ребенка, часто по несколько часов в день, его носят на одной и той же руке, или когда еще не окрепшего и не готового к этому малыша усаживают надолго в подушки. Не подозревая об этом, родители закладывают у ребенка основы формирования сколиоза.

Этот процесс продолжается в яслях и детском саду, где дети спят на раскладушках или на пружинных кроватях. В школе ребенок часами сидит в вынужденной позе, часто за неудобной слишком высокой или слишком низкой партой. Добавим к этому выполнение домашних заданий, посещение музыкальной школы, просмотр телепередач и при этом крайне слабую физическую активность и никуда не годные уроки физкультуры в школе.

К сожалению, только 20% детей, заканчивающих среднюю школу, можно назвать полностью здоровыми. Сколиоз, появляющийся в школьные годы, так и называют школьным или привычным сколиозом. Характеризуется он искривлением грудного отдела позвоночника вправо и поясничного влево - так называемый S-образный сколиоз. Школьники длительное время проводят в позе, когда правое плечо находится впереди и выше левого, а корпус развернут влево. Эта асимметричная поза в сочетании со слабостью мышц, идущих вдоль позвоночника, и приводит к искривлению, то есть сколиозу, позвоночника (10,с.71-72).

При первой степени сколиоз практически не виден. Отмечается лишь вялая осанка с опущенной головой и отведенными плечами, сутулость, правое плечо несколько выше левого, а угол правой лопатки отстоит дальше от средней линии, заметна небольшая асимметрия треугольников талии. При второй степени асимметрия в положении надплечий, углов лопаток и неодинаковость треугольников талии становится более выраженной. В третьей же и четвертой степени сколиоза костно-мышечная система деформирована очень сильно.

Для того чтобы у ребенка не развился сколиоз, ему необходимо как можно более активно двигаться. Можно посоветовать родителям сделать дома спортивный комплекс, куда обязательно должны войти шведская стенка, качающаяся трапеция или кольца, перекладина с перекинутой через нее резинкой-эспандером. Пусть ребенок лазает, качается, подтягивается, кувыркается, поднимает ноги к перекладине - все это укрепит, разовьет его и послужит хорошей профилактикой сколиоза.

Письменный стол, за которым ребенок готовит уроки, должен быть удобным - не высоким и не маленьким. Полезно выработать у ребенка привычку чередовать выполнение письменных заданий и устных. Устные -можно готовить лежа на животе, давая отдых позвоночнику. В такой же позе можно смотреть и телевизор.

Для профилактики нарушений осанки очень важно научить ребенка правильно сидеть за письменным столом. Не следует разрешать ему поджимать правую ногу или перекидывать ее через левую. Необходимо следить, чтобы при выполнении письменных заданий его левая рука лежала на столе дальше правой и ребенок не нагибался к правой руке.

Спать ребенку лучше на полужесткой постели (на ровную жесткую поверхность стелят поролоновый коврик толщиной 3 - 5 см или 2 ватных одеяла) и маленькой плоской подушке, которая должна лежать только под головой, но не под плечом ребенка.

Если же ребенку уже поставлен диагноз «сколиоз», то не надо отчаиваться и бегать по врачам, которые, к сожалению, не всегда могут помочь. Для начала необходимо найти и устранить, если это возможно, все те факторы, которые привели к искривлению позвоночника. Устранив причину, ребенок будет уже на полпути к успеху. Вторую половину пути ребенку поможет пройти лечебная физкультура (10, с.73).

2.2. Комплекс лечебных упражнений для профилактики и коррекции сколиоза.

Для лечения и профилактики сколиоза у детей школьного возраста можно предложить следующий комплекс упражнений (10,с.73-74).

1. Лежа на животе: а) руки на пояснице, б) руки на затылке, в) руки вытянуты перед собой. На вдохе прогнуться назад, задержать дыхание на 5—7 с. Повторить 6 - 8 раз в каждой позиции (а, б, в).

2. Лежа на животе. Одновременно поднять и вытянуть левую руку и правую ногу (ногу тянуть назад и влево) с задержкой дыхания на 5—7 с. Повторить 6 - 8 раз.

3. Лежа на правом боку, правая рука у головы, левая на бедре. Под грудную клетку подложить валик (подушечку или мешочек с песком). Делать плавный, медленный вдох, стараясь максимально расширить левую половину грудной клетки, одновременно поднимать левую руку от бедра через верх за голову (рис. 1). Задержать дыхание на 5 - 7 с. Затем медленно выдохнуть и опустить левую руку снова на бедро. Повторить 6 – 8 раз. Этим упражнением достигается противовыгибание грудного отдела позвоночника и растяжение межреберных мышц слева.

4. Лежа на левом боку, левая рука под головой. Под левым боком, в области талии, — сложенная пополам подушка или скатанное ватное одеяло. Подъем обеих ног до горизонтального уровня с задержкой дыхания на 5 - 7 с (рис. 2). Повторить 8 - 10 раз. Следить за прямым положением туловища. Упражнение обеспечивает противовыгибание поясничного отдела позвоночника, растяжение и укрепление мышц на стороне вогнутости.

5. Стоя на четвереньках на кушетке (диване, табуретках) с опорой на кисти, руки прямые, свод левой стопы на голени правой. Делать плавное и равномерное движение левым коленом вниз мимо кушетки 15 - 20 раз в среднем темпе. Упражнение способствует коррекции таза (рис. 3).

6. Стоя прямо. Руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Кисти левой и правой руки одновременно развернуть вправо по часовой стрелке, стараясь при этом поднять левое плечо и опустить правое. Корпус неподвижен, в движении участвуют только руки, плечи и лопатки (рис. 4).

7. Одновременное вращение прямыми руками - левая идет вперед, а правая назад - в течение одной минуты.

8. Левая рука согнута в локте перед грудью и заведена за правое плечо, правая рука согнута в локте за спиной. Ухватившись кистями обеих рук друг за друга, на вздохе тянуть руки в разные стороны в течение 5 - 7 с, на выдохе расслабиться и, перехватившись кистями, еще более усилить заведение рук. Повторить 3 - 5 раз. Если кисти рук не достают друг до друга, то можно использовать полотенце и с каждым выдохом постепенно передвигать кисти навстречу друг другу.

9. Лечь на лавочку, табурет или стул так, чтобы можно было легко наклоняться к полу. Ноги в области голени зафиксировать, руки скрепить замком на затылке, локти развести в разные стороны. Развернуть туловище вправо так, чтобы левый локоть был направлен к полу, а правый вверх, плавно сгибаться в поясничном отделе вниз к полу, сохраняя разворот туловища, и плавно разгибаться. Повторить 20 - 30 раз. Доведя количество наклонов до 30 раз следует утяжелить упражнение, положив на затылок мешочек с песком весом 2 - 3 кг.

10. Повиснув на перекладине, гимнастической стенке или круто стоящей наклонной доске, плавно отводить обе ноги влево 6 - 8 раз.

11. Повиснув на перекладине (гимнастической стенке или круто стоящей наклонной доске) желательно на одной левой руке, но можно и на двух, стараться вытянуть правую ногу вниз как можно дальше. Вдохнуть, смотря вверх, задержать дыхание на 5 - 7 с, выдохнуть, глядя вниз, расслабиться и еще сильнее тянуть правую ногу. Повторить 3 - 5 раз. Затем не спрыгивать, а осторожно сойти с перекладины.

12. Лежа на спине, подложить мяч под более выпуклую половину грудной клетки и покататься на нем, разминая и массируя спину. Ноги согнуты в коленях и упираются в пол (рис. 5).

Детям, имеющим помимо S-образного сколиоза еще и усиленный кифоз, то есть сутулость грудного отдела позвоночника, надо выполнять упражнения на разгибание. Делать гимнастический мостик, выполнять упражнение с гимнастической палкой: держа палку обеими руками перед грудью, завести их за спину, не выпуская палки, и вернуться в исходное положение. Руки надо стараться держать прямыми. С каждой удавшейся попыткой расстояние между руками надо уменьшать. Очень полезно йоговское упражнение «Поза лука»: лежа на животе, ухватившись руками за голени, с задержкой дыхания на вдохе, выполнять прогибание позвоночника 3 - 5 раз.

Детям, имеющим плоскую спину, то есть с недостаточно выраженным кифозом грудного отдела позвоночника, необходимо добавить упражнение на сгибание:

а) лечь на спину. Обхватить руками согнутые колени. На вдохе задержать дыхание на 5 - 7 с и постараться достать лбом до коленей. Коленями оказывать при этом минимальное сопротивление. На выдохе расслабиться и уменьшить расстояние между лбом и коленями. Если ребенок легко достает до согнутых коленей, то он может их раздвинуть и просунуть голову между ними. Повторить 3 - 5 раз.

б) в той же позиции, что и в предыдущем упражнении выполнять качания вперед-назад 15—30 раз.

Конечно, к этим специальным упражнениям обязательно нужно добавить и общеукрепляющие, в основном с перекладиной и эспандером, на растяжение и укрепление мышц спины и связок. Очень хорошо, если ребенок будет заниматься плаванием. Плавать брассом полезно для сутулых, на спине - при ее уплощении, кролем со вдохом справа - для всех детей со школьным сколиозом. Кроме того, желательно, чтобы ребенок научился сидеть, перекинув левую ногу через правое колено и положив локти на стол так, чтобы левое плечо было поднято вверх и направлено вперед, правое - вниз и назад, а левая рука лежала впереди правой. Это так называемая противо-поза сидя (рис. 6).

Читать книгу лучше лежа на левом боку, положив голову на кисть левой руки, упирающейся в диван согнутым локтем. Приучите ребенка спать на правом боку, его согнутая в локте правая рука должна лежать под правым боком, левая рука — на подушке перед лицом, правая нога вытянута, а левая согнута (рис. 7.).

Особенно остро проблема сколиоза стоит у девочек, поэтому девочкам-школьницам можно предложить следующий комплекс лечебных упражнений с обручем (22,с.7).

1. Стать ноги вместе, обруч за спиной в согнутых руках. Ходьба. 2 шага держать обруч за спиной, 2 шага на носках, обруч поднять вверх, выпрямляя руки. Поднимая обруч вверх, прогнуться - вдох, согнуть руки - выдох. 40 - 45 сек.

2. Обруч в согнутых руках за спиной. Ходьба с поворотом туловища влево и вправо, с одновременным выпрямлением рук. Дыхание произвольное. Темп средний. 40 - 45 сек.

3. Прыжки, вперёд через обруч. Дыхание свободное. 1 мин.

4. Ноги врозь, обруч в выпрямленных руках над головой. Наклоны туловища влево и вправо. Дыхание произвольное. По 8 раз.

5. Ноги вместе, обруч над головой. Присесть и согнуть руки, опуская их вниз вместе с обручем. Туловище окажется в середине обруча. 12 - 14 раз.

6. Ноги врозь, обруч поставить на пол на шаг перед собой, опереться на него. Прогнувшись, выполнить пружинящий наклон вперёд - выдох, возвратиться в и.п. - вдох. 16 - 18 раз.

7. Стать прямо, ноги вместе, обруч перед собой. Круговые вращения обруча поочерёдно на левой и правой руке. Дыхание ритмичное. По 16 раз.

8. Сесть на пол, ноги врозь, обруч за спиной в согнутых руках. Два пружинящих наклона поочерёдно то к левой, то к правой ноге. Дыхание произвольное. По 10 раз.

9. Лечь на пол на спину, рука с обручем над головой. Согнуть ноги в коленях, провести их через обруч, выпрямить вверх - выдох, возвратиться в и.п. - вдох. 10 - 12 раз.

10. Лечь на пол лицом вниз, руки с обручем выпрямлены вверх. Поднять руки с обручем, прогнуться - вдох, опустить руки - выдох. 10 - 12 раз.

11. Стать ноги вместе, обруч в согнутых руках за спиной. Ходьба выпадами вперёд, затем с наклонами туловища влево и вправо. Дыхание произвольное. 45 - 50 сек.

12. Шаги вальса, обруч влево от туловища.

13. Ходьба. Обруч в левой руке на плече. Дыхание произвольное. 1 - 2 мин.

Регулярно выполняя описанные упражнения (особенно если сочетать их с сеансами мануальной терапии, то есть непосредственным воздействием на позвоночник, и специальным массажем), ребенок через некоторое время сможет навсегда забыть о сколиозе.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!