Культурология в УРАГС — вариант 3

3. Какие ценностные ориентиры эпохи средневековья выразились в романском и готическом художественном стилях?

Как известно, важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Естественно, что эти особенности культуры и жизни средневековья отразились в романском и готическом стилях.
Романский стиль ярко проявился в архитектуре: здания строились похожими на монастыри, этот стиль очень «тяжелый», он ставил человек на колени перед богом. Это стиль ставит человека в горизонтальное положение, здания приземистые, мощные стены. На мой взгляд, этот стиль вызван растерянностью человека после крушения римской цивилизации. В позднюю античность считалось, что Рим – вечный город, его крушение воспринималось многими как конец света. И романский стиль отразил в архитектуре стремление человека к покою, надежду на успокоение, защиту.
Готический стиль в противовес романскому был рожден городской жизнью. Архитектурные ансамбли этого стиля очень легки, они стремятся к небу, здания отражают стремление человека поднять к небу, стать ближе к богу. Здания романского стиля имеют много украшений, сопровождаются множеством скульптур, непременным атрибутом зданий, построенных в романском стиле являются башни (некоторые высотой до 150 метров).

10. Каковы особенности христианизации Руси?

Как известно, принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси. Выбор восточной ветви христианства - православия - был определен рядом причин, внутренних и внешних.
В этот период сформировалась необходимость этнического и культурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.
Христианство, заимствованное от греков, и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским.
Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.

17. В чем культурологическое различие «золотого» и «серебряного» веков русской культуры?

Традиционно в понятие «золотой век» вкладывается значение наивысшего расцвета цивилизации, общества. Культурологическое значение понятия «золотой век», употребляющегося для обозначения XIX века в истории русской культуры примерно такое же.
Девятнадцатый век явился периодом наивысшего расцвета нашей культуры. Это было время гениев мировой величины, которые пополнили сокровищницу мировой мысли. Очень ярко и образно об этом сказал А. М. Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: все силы на то, чтобы создать положительный тип русского человека, и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны» . Творческое наследие гигантов девятнадцатого столетия мы изучаем в школе, ВУЗе, читаем на скамейке в парке, рассматриваем на выставке, слушаем на концертах, и каждый раз не перестаем восхищаться размахом их творчества, открываем все новые и новые грани.
Несколько иное значение у понятия «серебряный век». Этот термин обозначает такой период в развитии русской культуры как начало ХХ века. В 1900-1917 гг. расцвела поэзия, философия, живопись. Серебряный век явился наследником золотого века, однако в нем не было той мощи классицизма, той строгости ума, которую проявили деятели XIX века. Яркий пример – философия – множество кружков, течений, мыслителей, однако строгой системы  не возникло. Серебряный век – период подготовки качественных изменений, которые проявились в последующее время, в советский период.

Список литературы

1. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Радугин А.А. Культурология. – М.: Центр, 1996.
3. Столяров Д.Ю. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

(8.3 KiB, 29 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!