Культурология в Рязань вариант 2

Содержание

Введение            3
1. Многозначность понятия «культура»       4
2. Гуманистическая и познавательная функции как ведущие функции
культуры            10
3. Информационная и познавательная функции культуры    20
4. Дайте определение понятиям        24
5. Дайте характеристику исторической личности     25
Заключение           29
Список литературы          30

Введение

Современные представления о цивилизации рассматриваются мыслителями как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единства мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию «второй природы», внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.
Цивилизация представляет собой совокупность материальных и духовных достижений общества. Категория «цивилизация» используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции: и один из этих уровней – уровень культуры.
Термин же «культура» относится к числу наиболее часто употребляемых. Говорят о культуре земледелия, культуре поведения, быта, речи, производственной культуре и культуре художественной, о культуре политической, правовой, физической и т.п. Этот список столь разнородных явлений, объединенных единым словом, указывает на большой содержательный багаж термина и в то же время на трудности общего определения понятия культуры.
Целью данной контрольной работы является анализ сущности и основных функций культуры.

1. Многозначность понятия «культура»

Несмотря на кажущую очевидность смысла понятия «культура», оно оказывается наиболее неопределенным с точки зрения содержания. Отчасти это обусловлено запутанной языковой историей и неоднозначностью толкования культуры в рамках различных наук.
Термин «культура» происходит от лат. colere, что означало возделывать, культивировать, обрабатывать, населять, покровительствовать, почитать и т.д. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, отражал факт воздействия человека на природу [4, c. 176].
В Средние века появляется термин «agriculture», сохранявший сельскохозяйственный смысл понятия и обозначавший культивирование, возделывание зерновых. Начиная с XVIII в. термин «культура» стал использоваться в отношении человека при характеристике процессов его развития и совершенствования. В конце XVIII в.
В Германии понятие «Kultur» используется уже во множественном числе и обозначает высокий уровень цивилизации. Признание множественности культур, необходимости «познания себя через познание других культур», понимание того, что европейская культура является одним из культурных миров (и далеко не самым совершенным), было внесено в науку благодаря работам немецких гуманистов И. Гердера и И. Форстера. После этого возникли философия культуры и культурная антропология (т.е. наука, изучающая общество с точки зрения обычаев, религиозных верований, семейной жизни и т.д.) как систематические науки [4, c. 177].
В повседневной жизни понятие «культура» сохраняет многозначность смыслов и используется:
• для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
• характеристики состояния общества, основанного на праве, порядке, гуманности нравов (в этом случае культура по значению совпадает с термином «цивилизация»);
• описания особенностей способа существования или образа жизни, свойственных конкретному обществу, определенной группе людей;
• обозначения форм и продуктов интеллектуальной деятельности, и прежде всего художественной: музыки, литературы, живописи, кино, театра и т.д.
В обыденном сознании именно последнее значение культуры является наиболее употребляемым. Однако в научном обиходе понятие культуры имеет значительно больше оттенков.
Понимание культуры зависит от подходов, которые используют различные авторы. В современной науке наиболее распространенными являются технологический, деятельностный, ценностный и интегрированный подходы. По этой причине определения культуры у разных ученых заметно отличаются:
• сторонники технологического подхода определяют культуру в широком смысле как определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни;
• с точки зрения деятельностного подхода, культура понимается как совокупность форм и типов материальной и духовной деятельности, а также их результатов;
• ценностный подход рассматривает в качестве культуры лишь сферу духовной жизни; с ним связано понимание культуры в узком смысле - как системы ценностей, убеждений и стандартов поведения, а также средств их выражения, общих для людей, связанных определенным образом жизни [5].
Культура представляет собой специфический способ существования человека и общества, позволяющий им приспосабливаться к окружающей среде путем ее преобразования. В обществе культура выполняет ряд функций.
Коммуникативная функция культуры выражается в ее способности обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей. Таким образом, культура организует жизнь общества в условиях существования у людей разнородных социальных интересов.
Наряду с этим культура выполняет функцию социализации. Она состоит в том, что благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. В результате усвоения ценностей, верований, норм, идеалов происходит формирование личности, его подготовка к выполнению социальных ролей.
Однако культура не только обучает личность, но и регулирует ее поведение. Регулятивная функция культуры выражается в том, что она формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид. На основе общепринятых идеалов происходит оценка поведения личности, его осуждение или одобрение. Культура посредством этой функции репрессирует, подавляет те формы поведения, которые противоречат общественной морали, закону [6].
Но культура не только регламентирует человеческую жизнь, она стремится ее развивать в соответствии с изменяющимися условиями, растущими потребностями личности. В связи с этим культура осуществляет функцию отбора (фильтрации) культурных форм. Поскольку в различных обществах признаются разные ценности (например, в западных странах больше ценится личный успех, богатство, технологии, а на Востоке - духовное совершенство, корпоративность, равенство), культура отбирает те культурные формы, которые в лучшей степени позволяют обществу адаптироваться к новым условиям, эффективно реагировать на изменившиеся потребности населения.
Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она может предстать перед нами также в виде организованной системы поведения. Рассмотрим некоторые элементы этой системы.
Культурные элементы и комплексы. Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобелъ предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется "считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта". Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен [8, c. 233].
Может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, музыкальный и ритмический аккомпанемент и др. Но важнее то, что танец несет и смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи и нормы - это и религиозный церемониал, и ухаживание или просто праздничное настроение. Здесь культурные элементы комбинируются культурный комплекс, элементы которого взаимосвязаны. Например знание индивида относительно какого-либо культурного комплекса состоит из отдельных культурных информативных элементов, каждый и которых несет определенную смысловую нагрузку. Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс.
Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и культурой института, или институциональной культуре Культуру института можно представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности. Например, институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплекс являются принадлежностью социальных институтов. Существуют системы комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности - таких, например, как коллекционирование марок. Это относительно независимый культурный комплекс. Таким образом, каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных культурных элементов [8].
Субкультуры и контр культуры. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.
Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми. В литературе, в художественных произведениях можно найти множество примеров описания взаимодействия и столкновения субкультур, но серьезных исследователей по этому вопросу крайне мало [8].

Страниц: 1 2 3
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!