Культурология в РАНХиГС

1. Какие ценности древнегреческой культуры олицетворяют Прометей, Аполлон, Дионис?

На мой взгляд, Прометей олицетворяет свободу личности как ценность. Это приобретение именно древнегреческой культуры. Новая система ценностей, которая именно в античности начинает постепенно завоевывать свое место в культуре, базируется на приоритете личности - главном организующем начале новой системы ценностей. Личность умеет ценить свободу и стремиться к ней. Личность суверенна и независима экономически и политически, у нее развито чувство равенства и братства. В новой системе ценностей важна идея прогресса и потому знания будущего, познание нового и неизведанного приобретают особую значимость.
Аполлон являет собой символ красоты, стремления к прекрасному, гармонии, меру. Человек в это время органично чувствовал себя в Универсуме, в природе. Благодаря «непосредственному созерцанию», он, по определению А.Ф. Лосева, интуитивно угадывал фундаментальные основы Универсума - гармонию, целостность, ритм — эстетические по своей сути (3, с. 98). «Ничего слишком!» - учит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона.
Диониса, следуя Ницше, мы можем связать с оргиастичностью  античной культуры, стремление к экстазу, мистицизму, празднику. Греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов — покровителей полиса. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем — музыкальные и атлетические состязания увенчивали праздник.

5. Как Христианский Символ вер повлиял на формирование западной культуры как типа?

Христианский Символ веры сделал возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо христианский Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для него, по словам апостола Павла, «...Нет ни Эллина, ни Иудея, ...Варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11). Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания самоценности человека безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.
Христианская вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное чувство (1).
Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре.
Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческого преобразования.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!