Культура варварских государств
Король остготов Теодорих в конце V века завоевал часть Италии. В конце того же V века было создано сильное государство франков и установлена первая династия Меровингов. В 568 г. германское племя лангобардов завоевало северную часть Италии — нынешнюю Ломбардию (название происходит от слова «лангобарды»). Именно здесь сохранились остатки крепостной стены и башен, характерных для времени варварских государств, да и вообще для средневековой оборонительной архитектуры. Этот памятник можно считать вполне образцовым еще и потому, что тут сформировалась известная тогда и еще долгое время сохранявшаяся архитектурная традиция, названная «Школой архитекторов озера Комо», так как крепость построена вблизи озера Комо (на территории нынешнего городка Комо). Это живописное место, как и многие другие в Италии, прославил Стендаль в своем романе «Пармская обитель». И до сих пор на берегу обширного озера показывают виллу, где скучала по своему возлюбленному Фабрицио герцогиня Джина Сансеверина.
Архитектура этого периода опиралась на античную, что сказывалось в четкости форм, в преобладании округлых планов. Таков был, например, мавзолей Теодориха в Равенне.
Та же округлая форма легла в основу самого известного и характерного памятника варварской архитектуры — Аахенской капеллы, любимей постройки Карла Великого, сына Пипина Короткого — первого короля франков, покорившего Меровингов. Карл стал главой и основателем Каролингской династии. Он захватил владения не только лангобардов, но и других племен (саксов и прочих) на территории нынешних Франции и Германии и к 800 году объединил под своей властью обширную империю. Следуя политике Пипина Короткого, который помог папам утвердиться в Папской области, Карл способствовал распространению светской власти пап.
Время господства империи Карла Великого и королевств Каролингской династии называют «Каролингским Возрождением», ибо при дворе Карла, да и в дальнейшем, здесь процветала культура. Карл привлек к своему двору образованнейших людей эпохи, ученых, поэтов, художников. Он основал «Академию», в которой сам принимал непосредственное участие и главой которой сделал знаменитого в то время Флакка Альбина Алкуина. Аббат (настоятель) славившегося тогда монастыря в Type, автор ученых трудов по богословию, философии, математике, Алкуин был собственно советником императора. К «Академии» Карла принадлежал и его историограф, монах Эйнгард. В сочинениях Эйнгарда многое рассказано о короле, его эпохе, дворе, подвигах, нравах.
Так, Эйнгард повествует о походе Карла Великого в Испанию в 778 году, когда в Ронсевальском ущелье погиб арьергард франкских воинов во главе с графом Роландом — племянником короля, «наихрабрейшим под луной», чей прославленный меч Дюрандаль (очевидно, от франц. dur — твердый) не достоин был носить ни один воин. Именно этому событию — подвигу Роланда в Ронсевальском ущелье (на месте нынешнего города Наварра) посвящено одно из самых известных произведений средневекового эпоса «Песнь о Роланде». Первая известная запись поэмы относится к XII веку («Оксфордский вариант»). Ее автор так же неизвестен, как и автор другого шедевра средневекового эпоса «Слова о полку Игореве». Предполагают, что прообразом Роланда явился бретонский маркграф Хруодланд, племянник Карла, действительно погибший в бою в Испании в 778 году. Таким образом, «Песнь», подобно другим эпическим произведениям древности, отражает реальные события истории, хотя и не всегда точно. Например не соответствуют истории первые строки поэмы: поход Карла в Испанию длился не 7 лет, а всего лишь несколько месяцев.
Но характер войны и значение оборонительных крепостей представлены красноречиво:
Король наш Карл, великий император, Провоевал семь лет в стране испанской. Весь этот горный край до моря занял, Взял приступом все города и замки. Поверг их стены и разрушил башни.
В поэме упоминается и знаменитая Ахенская капелла. Ахен (на старофранцузском языке Aix — Экс) был столицей Карла:
Потом ему привиделось во сне, Что он в капелле ахенской своей.
Ахенская капелла—типичный образец ранней средневековой архитектуры: и по плану — восьмиугольнику, и по кладке стен из тяжелых каменных блоков, скорее крепостного характера, и по интерьеру — с мощными столбами. Есть предположение, что тут было многое заимствовано и даже какие-то части колонн взяты из дворца Теодориха в Равенне. Капелла типична и по своему перекрытию — куполу.
На основе этого предшествования складывались черты последующей романской эпохи, первого из главных стилей искусства Средних веков — романского.