Культура в общественной системе

Содержание

Введение            3
1. Определения понятия "культура"        4
2. Основные элементы культуры        6
3. Теорий развития культуры         10
Заключение           19
Список литературы          20

Введение

Специфика социологического анализа общества и группы связана с с тем, что в отличие от животных человек существо культурное. Его поведение лишь отчасти обусловлено инстинктами, которые касаются удовлетворения внутренних биологических потребностей (например, потребности в еде). Поскольку выживание человека не гарантировано самой природой, функцию приспособления к природе и ее покорения берет на себя культура. Она не наследуется биологически, а предполагает обучение и воспитание и напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме посредством языка.
Культура организует человеческую жизнь путем приписывания определенных смыслов и значений действиям индивида, упорядочивает социальный опыт и регулирует поведение людей в обществе. При помощи культуры человек овладевает окружающей средой, подчиняет ее себе, приспосабливает к удовлетворению своих потребностей.

1. Определения понятия "культура"

Несмотря на кажущую очевидность смысла понятия «культура», оно оказывается наиболее неопределенным с точки зрения содержания. Отчасти это обусловлено запутанной языковой историей и неоднозначностью толкования культуры в рамках различных наук.
Термин «культура» происходит от лат. colere, что означало возделывать, культивировать, обрабатывать, населять, покровительствовать, почитать и т.д. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, отражал факт воздействия человека на природу [4, c. 176].
В Средние века появляется термин «agriculture», сохранявший сельскохозяйственный смысл понятия и обозначавший культивирование, возделывание зерновых. Начиная с XVIII в. термин «культура» стал использоваться в отношении человека при характеристике процессов его развития и совершенствования. В конце XVIII в.
В Германии понятие «Kultur» используется уже во множественном числе и обозначает высокий уровень цивилизации. Признание множественности культур, необходимости «познания себя через познание других культур», понимание того, что европейская культура является одним из культурных миров (и далеко не самым совершенным), было внесено в науку благодаря работам немецких гуманистов И. Гердера и И. Форстера. После этого возникли философия культуры и культурная антропология (т.е. наука, изучающая общество с точки зрения обычаев, религиозных верований, семейной жизни и т.д.) как систематические науки [4, c. 177].
В повседневной жизни понятие «культура» сохраняет многозначность смыслов и используется:
• для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
• характеристики состояния общества, основанного на праве, порядке, гуманности нравов (в этом случае культура по значению совпадает с термином «цивилизация»);
• описания особенностей способа существования или образа жизни, свойственных конкретному обществу, определенной группе людей;
• обозначения форм и продуктов интеллектуальной деятельности, и прежде всего художественной: музыки, литературы, живописи, кино, театра и т.д.
В обыденном сознании именно последнее значение культуры является наиболее употребляемым. Однако в научном обиходе понятие культуры имеет значительно больше оттенков.
Понимание культуры зависит от подходов, которые используют различные авторы. В современной науке наиболее распространенными являются технологический, деятельностный, ценностный и интегрированный подходы. По этой причине определения культуры у разных ученых заметно отличаются:
• сторонники технологического подхода определяют культуру в широком смысле как определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни;
• с точки зрения деятельностного подхода, культура понимается как совокупность форм и типов материальной и духовной деятельности, а также их результатов;
• ценностный подход рассматривает в качестве культуры лишь сферу духовной жизни; с ним связано понимание культуры в узком смысле - как системы ценностей, убеждений и стандартов поведения, а также средств их выражения, общих для людей, связанных определенным образом жизни [5].
Культура представляет собой специфический способ существования человека и общества, позволяющий им приспосабливаться к окружающей среде путем ее преобразования. В обществе культура выполняет ряд функций.
Коммуникативная функция культуры выражается в ее способности обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей. Таким образом, культура организует жизнь общества в условиях существования у людей разнородных социальных интересов.
Наряду с этим культура выполняет функцию социализации. Она состоит в том, что благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. В результате усвоения ценностей, верований, норм, идеалов происходит формирование личности, его подготовка к выполнению социальных ролей.
Однако культура не только обучает личность, но и регулирует ее поведение. Регулятивная функция культуры выражается в том, что она формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид. На основе общепринятых идеалов происходит оценка поведения личности, его осуждение или одобрение. Культура посредством этой функции репрессирует, подавляет те формы поведения, которые противоречат общественной морали, закону [6].
Но культура не только регламентирует человеческую жизнь, она стремится ее развивать в соответствии с изменяющимися условиями, растущими потребностями личности. В связи с этим культура осуществляет функцию отбора (фильтрации) культурных форм. Поскольку в различных обществах признаются разные ценности (например, в западных странах больше ценится личный успех, богатство, технологии, а на Востоке - духовное совершенство, корпоративность, равенство), культура отбирает те культурные формы, которые в лучшей степени позволяют обществу адаптироваться к новым условиям, эффективно реагировать на изменившиеся потребности населения.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!