Культура уральского региона: традиции и инновации в преподавании культурологии в вузе
В социокультурной динамике современного общества приоритетным вектором интеллектуальных усилий является осмысление роли традиции и ценностей в культуре региона. При этом традиция понимается как «Живая жизнь», как уход в экзистенциальную глубину и открытие все новых глубин смысла в уже известном. Речь идет о сложнейшем феномене мировидения и самоощущения человека, его коммуникационных и поведенческих моделях, обычаях и символических структурах, а также о регулятивных образованиях и оценочных критериях. Наглядно эти изменения через призму сознания современного человека можно проследить на литературных произведениях последнего времени. Всеэто становится чрезвычайно актуально потому, что наиболее значимой тенденцией современного общества является нежелание быть поглощенным чужой культурой и опасение потерять связь с собственной корневой традицией. Давно замечено: культурные ценности являются основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека. Утрата любого элемента культурного наследия является невосполнимой потерей и ведет к духовному обеднению всей человеческой цивилизации.
Сегодня без преувеличения культуру можно рассматривать как главный источник гуманизации человеческой истории. Культура любого народа определяет его духовную уникальность, творческие силы и способности. Очевидным является тот факт, что культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопониманию и взаимообогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и международных конфликтов XXв. Одним из способов преодоления возникающих сложностей осмысления культуры России в целом становится обращение к изучению ее отдельных регионов, которое может стать основой серьезного междисциплинарного исследования, где многообразие связей, типологически подобное общероссийскому в силу локализованности во времени и пространстве, носит очевидный характер. Развитие мировой цивилизации идет от информационного общества к креативному, «личностному». Роль «базового ресурса» в нем будет играть не наличие запасов природного сырья, как прежде, или информация, как сейчас, а создатель информации - творческая личность. Однако проводимые социологические исследования подтверждают, что сегодня в представлениях подавляющей массы населения страны значение индивидуальности очень низкое. Можно предположить, что переживаемый современной Россией демографический кризис в качестве одной из ведущих причин имеет извращенное понимание ценности человеческой жизни. Происходящие в российском обществе перемены от тоталитаризма к демократии требуют изменений в сфере национального самосознания и принятия на ментальном уровне долгосрочных целей проводимых реформ. Попытки сформулировать новую национальную идею предполагают ответ на дискутируемый ныне вопрос: следует ли возрождать традиционные для страны святыни православной культуры (религиозность, государственность)
или же необходимо внедрять ориентации на высшую ценность индивидуума и его свободы. Предпринятые в процессе перестройки усилия внедрить в российскую действительность западные ценности оказались явно неудачными. Таким образом, обращение взгляда на особенности культурных традиций регионов (в частности южно-уральского региона), дает возможность определить элементы системы ценностей, составляющих единую модель общероссийских культурных ценностей в контексте мозаичного сознания творческой личности.
«Культура провинции является важной, полнокровной сферой культуры российской, она не только воспринимала культуру столиц, но и обогащала и подпитывала ее, без познания культуры провинции, особенно во взаимосвязи с культурой столиц, нельзя познать культуру России. Провинция в значительной мере сохранила живые истоки нашей культуры, определяя специфику и достоинства в литературе и изобразительном искусстве, в сфере нравственных размышлений. Здесь сохранилась естественная близость культурных верхов общества и исконной народной культуры», - так писал в одной из своих работ выдающийся историк С. О. Шмидт. Экономическая и социальная жизнь регионов России во многом зависит от характера народов их населяющих. Южный Урал - интереснейший феномен в этом отношении, здесь взаимодействуют различные этносы - русские люди многие времена живут с тюркскими, семитскими народами, а во время и после Великой Отечественной войны добавилось высланное немецкое население и еврейское, приехавшее в эвакуацию, много появилось переселенцев с Дальнего Востока - корейцев и китайцев. Все это вместе представляет уникальный сплав, поэтому законы работы только ради прибыли здесь занимают второе или даже третье место. И в этом Южный Урал действительно интереснейший феномен в сравнении с другими регионами России. Южный Урал всегда был причастен к судьбоносным событиям всей планеты, история развития Южного Урала, так же как история развития других городов России, дает уникальную возможность для осмысления проблемы развития российского государства в мире свободы и демократии. Это находит свое отражение в многочисленных исследованиях российских ученых.
В связи с введением в содержание культурологического образования национально-регионального компонента значительно возрастает роль краеведческого материала в преподавании культурологии в ВУЗе. Знания по истории и культуре родного края должны войти в состав обязательных базисных знаний по курсу и отражать региональные и национальные социо-культурные особенности и традиции южно-уральского региона. Актуальность данной темы можно проследить по результатам проведенного анкетирования со студентами-заочниками 1 курсов Южно-Уральского государственного университета (контингент учащихся - 500 человек, являющихся представителями различных городов Челябинской области. Приведем выборочно некоторые вопросы и ответы студентов на анкету «Культура региона в нашей жизни».
1 вопрос анкеты - Какие книги уральских авторов Вы читали?
Бажов | 15% |
Федоров | 2% |
Мамин-Сибряк | 1% |
Гроссман | 1% |
Вафин | 1% |
Ручьев | 1% |
Тулинский | 0,50% |
Постников | 0,50% |
Пушкарев | 0,50% |
Захаров | 0,50% |
Без ответа | 77,00% |
2 вопрос анкеты - Какие из них есть в Вашей домашней библиотеке?
Бажов "Сказки" | 5% |
Федоров"Каменный пояс" | 2% |
Вафин "Маэстро с ниточкой" | 1% |
Гроссман | 1% |
Без ответа | 91% |
3 вопрос анкеты - без ответа журналы Вы знаете?
Какие уральские литературные
8 вопрос анкеты - Знаете ли Вы издания, которые появились к 70-летию Челябинской области?
Энциклопедия "Челябинская область" | 1% |
Справочник "Весь Челябинск и его окрестности" | 1% |
Без ответа | 98% |
10 вопрос анкеты - Знаете ли Вы праздничные традиции народов, населяющих наш регион?
Масленица | 20% |
Коляда | 3% |
Святки | 2% |
Курбан-байрам | 2,5% |
Сабантуй | 1,50% |
Ураза-байрам | 1,50% |
Рамазан | 0,50% |
Наурыз | 0,50% |
Иван-Купала | 0,50% |
Спас | 0,50% |
Ильин-день | 0,50% |
Троица | 0,50% |
Без ответа | 69% |
12 вопрос анкеты - Обращаетесь ли Вы к уральскому песенному народному творчеству, перечислите песни, поэтические произведения уральских авторов.
Митяев | 10% |
Ариэль | 1% |
Песни на стихи Татьяничевой | 1% |
И. Плешивцев | 0,5% |
Без ответа | 87,50% |
13 вопрос анкеты - К каким жанрам устного народного творчества нашего региона Вы обращаетесь и знаете ли их?
Частушки, сказки, пословицы и поговорки | 2% |
Легенды, былины, предания | 1% |
Баллады, анекдоты | 0,5% |
Без ответа | 96,50% |
111
25 вопрос анкеты - Какие направления декоративно-прикладного искусства Южного Урала Вы знаете?
Резьба по дереву | 8% |
Гравюра | 8% |
Златоустовские ножи | 8% |
Камнерезное искусство | 8% |
Матрешки | 1% |
Куклы | 1% |
Плетение из бересты | 1% |
Лепка | 1% |
Оренбургские пуховые платки | 1% |
Без ответа | 63% |
26 вопрос анкеты - Какие из них есть в вашей домашней коллекции?
Гравюра | 8% |
Каслинское литье | 8% |
Шкатулки из малахита | 1% |
Вышивки | 1% |
Картины | 1% |
Без ответа | 81% |
27 вопрос анкеты - Какие музеи Вы посещали в последнее время в нашем городе (области).
Краеведение | 2% |
Выставка восковых фигур | 2% |
Картинная галерея | 1% |
Фото Яковлева | 1% |
Выставка кошек | 1% |
Выставка в доме архитекторов | 1% |
Музей Бажова | 1% |
Музей изобразительного искусства в Екатеринбурге | 1% |
Без ответа | 90% |
112
28 вопрос анкеты - Какие экскурсии по региону были организованы в Вашем учебном заведении?
Ильменский заповедник | 9% |
Долматовский монастырь | 1% |
Кыштым | 1% |
Касли | 1% |
Походы по Уралу | 1% |
Миасс | 1% |
Златоуст | 1% |
Кунгурские пещеры | 1% |
Тургояк | 1% |
Без ответа | 83% |
29 вопрос анкеты - Какие культурные памятники Урала Вы хотели бы посетить?
Аркаим | 3% |
Ильменский заповедник | 3% |
Храм на крови | 3% |
Без ответа | 91% |
Как мы видим результаты опроса неутешительные. 80%-90% - таков процент учащихся оставивших почти все колонки анкеты без ответов.
Таким образом, изучение региональной культуры это важнейшая актуальная задача учебных заведений. Ведь закладывая основы знаний по традициям и обычаям, национальному характеру местного населения мы формируем систему ценностей истинного интеллигента будущего, любящего и ценящего свою малую родину. Появление Интернета, широкое развитие теле и радиосистем позволяет сегодня оптимизировать образовательный процесс посредством новых телекоммуникационных технологий, так как современному студенту необходимы сегодня универсальное мировоззрение и широкое информационное пространство. Создание электронных учебников по культуре уральского региона - это инновационный процесс, внедряемый сегодня в работу кафедры культурологии Южно-Уральского государственного университета. Это интересная и увлекательная работа в системе «преподаватель - студент» с использованием новых психолого-педагогических и телекоммуникационных технологий, способствующая повышению познавательной мотивации студентов. Формирование и накопление информационной базы здесь возможно с помощью разработки телекоммуникационных проектов, электронных конференций, создания коллекции ссылок на тематические сайты Интернета, электронных рефератов-резюме и рефератов обзоров, информационных чатов. В качестве творческих заданий студенты получают задания для виртуальной игропрактики, например такие как:
1. Напишите своему другу в любой город России или за рубеж электронное письмо об особенностях культуры южноуральского региона: праздниках традициях, обрядах обычаях, национальном характере местного населения.
2. Составьте реферат- обзор или реферат- резюме по периодическим источникам, изучающим культуру нашего региона или литературным произведениям современных уральских авторов.
3. Составьте телекоммуникационный проект по обсуждению региональной культуры.
4. Представьте, что вы ведущий электронного чата «Особенности культурных регионов России». Подберите вопросы для обсуждения, определитесь с контингентом участников, составьте проект такого чата.
5. Подберите материалы для туристского бренда «Живописные места уральской земли». В приложении можно использовть диски с фотографиями и видеоматериалами.
6. Подберите галерею картинок с краткой аннотацией, изображающих памятники архитектуры и искусства Урала.
Лучшие итоговые задания будут использованы в видеоприложении к электронным учебным пособиям по культуре Южного Урала.
Концептуальной основой электронного учебного пособия послужила теория модернизации, здесь уральский материал органически связан с общероссийскими историческими процессами, показан процесс освоения Урала русским населением, а также формирования во всех областях жизни населения Урала российских традиций, превращения русских в один из народов уральского края.
Главная цель пособия - актуализация и обогащение исторического сознания студентов знанием истории своего края, традиций и достижений культуры, на примере страниц уральской истории, воспитание уважения и любви к малой родине. Содержание курса позволяет формировать интерес учащихся к истории уральского региона, Челябинской области, своего района, города, села, воспитывать национальное самосознание и уважение к другим народам и культурам.
Курс по Уральскому региону органически вписан в историческое и культурное изучение России в целом, таким образом можно отследить культурные взаимосвязи и увидеть Урал в стройной системе российской истории.
На рубеже XXи XXIвв. человечество, наряду с осознанием известной конечности ресурсов материально-вещественных, пришло к выводу о принципиальной неисчерпаемости ресурсов энергетических (за счет притока энергии к планете извне) и интеллектуальных (творческих, изобретательских, структурирующих природопользование и упорядочивающих жизнь человечества во всех мыслимых и представляемых деталях).
Информационная эпоха все более остро обозначает вопрос о необходимости реабилитации гедонизма в планетарных масштабах как центрального условия гармоничного развития человека, без которого не может быть и речи о раскрытии всего неповторимого креативного потенциала, присущего каждому, причем в уникальном личностном проявлении.
Сейчас человечество, наконец, созрело интеллектуально, а потому теперь человек уже может состояться нравственно, т.е. конструктивно-деятельностно и позитивно-эмоционально. Отныне воспитание, обучение и культура в целом будут основываться на принципиальном одобрении гедонизма как проявлениям собственной природы индивидуальности.
© В. А. Нагорная