Культура Руси периода монголо-татарского нашествия

Характерные черты данного этапа от предыдущего: общий упадок русской культуры вследствие нашествия монголов, отход на второй план прежних центров (Владимир, Суздаль, Ростов и др.) и выдвижение новых - Москвы и Твери. Новгород и Псков, не пострадавшие от монгольского нашествия и развивавшие хозяйственные и культурные связи с Европой, сохранили значение крупнейших центров европейской культуры.
За исключением Новгорода практически прекращается каменное строительство.
В литературе преобладают произведения с героической тематикой (о битве на Калке, о взятии Владимира-Залесского, о разорении Рязани Батыем, «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» и др.). В центре внимания как литературы, так и искусства одна тема - монголо-татарского нашествия, звучавшая с необыкновенной силой. Черты монументального стиля приобретают трагический оттенок и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства (Повесть о Михаиле Тверском, Повесть о Довмонте, Повесть о Шевкале и др.).
Период второй половины XIV века и XV век совпал с национальным и социально-политическим возрождением Русской земли, поворотным моментом которого явилась Куликовская битва.
Литературу этого времени характеризуют патриотический подъем; возрождение летописания в Москве, Новгороде, Твери и других городах; возрождение исторического повествования, панегирической агиографии (житийной литературы).
Развитие культуры указанного периода характеризует общая тенденция - обращение ко временам независимости Руси. Кроме того, на этот период приходится так называемое второе южнославянское влияние (восприятие на Руси новых предвозрожденческих идей через контакты с Визанитей, Болгарией и Сербией в виде паломничества, перевода литературных памятников, переезда на Русь книжников и живописцев и т. д.).
Следствием этого влияния явилось господство в житийной литературе XIV-XV вв. «абстрактного психологизма», который стал основой господствующего стиля эпохи - эмоционально-экспрессивного. Наиболее ярко он проявился в творчестве митрополита Киприана («Житие митрополита Петра»), Епифания Премудрого («Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского»), Пахомия Логофета («Житие Кирилла Белозер-ского» и ряд других житийных повествований), инока Фомы («Слово похвальное»),
Патриотическая тема, связанная с борьбой против Орды, проявилась прежде всего в литературных памятниках Куликовского цикла («Задонщина», летописная повесть о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище»), а также в Повести о нашествии Тохтамыша на Москву.
Возобновление каменного зодчества в архитектуре проявилось в начале строительства каменного Московского кремля (136 6- 1369) и в таких памятниках, как Успенский собор в Москве (1400), Собор Савво-Сторожевского монастыря (1404), церковь Троице-Сергиева монастыря (1423), собор Андронникова монастыря (1420-1427) и других творениях русских зодчих.
Наблюдается расцвет живописи в изобразительном искусстве, Наиболее выдающимися художниками того времени являлись Феофан Грек - иконы и фресковая роспись в церквях Новгорода (Спаса Преображения на Ильине в 1 3 7 8 г.) и Москвы (Рождества с приделом Лазаря в 1395 г., Архангельский и Благовещенский соборы в 1399 и 1405 гг.), отличающиеся величием, динамичностью и суровостью изображенных живописцем персонажей, и Андрей Рублев - росписи Благовещенского собора в Москве в 1405 г. вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором, иконы и фрески в Успенском соборе во Владимире в 1408 г. вместе с Даниилом Черным и в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря в 1425-1426 гг. (к этому времени относится и его знаменитая «Троица»), отличающиеся глубоким гуманизмом и психологизмом.
В этот период идет процесс распространения естественнонаучных знаний по математике, медицине, ботанике, имевших практическое значение, развивается книгопечатание с использованием бумаги производства Италии, Франции, Голландии и других стран,
Однако русское Предвозрожденье в силу ряда исторических причин не переросло в Ренессанс.
«Золотой век» русской общественной мысли и публицистики (2-я пол. XV-1-я пол. XVI в.).
Это время - период ренессансной веры в силу разума, слова и убеждений, в разумность природы. Его отличало общий подъем культуры, связанный с успехами политической централизации и подъемом в экономике, но одновременно в результате падения городов-коммун Новгорода и Пскова, подавления ересей и поглощения всех духовных сил напряженным строительством централизованного государства закладываются основы будущего кризиса культуры.
Центром формирующейся культуры русской народности окончательно становится Москва. Происходит взаимопроникновение местных культур, их интеграция.
В обществе доминирует идея необходимости реформ, Это проявляется в публицистичности литературы, отражающей брожение умов (еретики, воинствующие церковники - иосифляне, нестяжатели и др.). На этот период приходится расцвет политической мысли: теория происхождения московских государей от римских императоров, изложенная в «Сказании о князьях Владимирских», церковно-политическая теория «Москва-Третий Рим», ' приводимая в послании к Василию III псковского старца Филофея, особая роль новгородских церковных иерархов, подчеркиваемая в «Повести о новгородском белом клобуке», другие произведения.
Наиболее крупными представителями различных направлений публицистики являлись Федор Курицын (еретики), Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек (нестяжатели), Иосиф Волоц-кий, Геннадий Гонзов, митрополит Даниил (иосифляне), Иван Пересветов (идеолог дворянства), Ермолай-Еразм (идеолог патри* архального крестьянства).
В литературе во 2-й пол. XV в. происходит расцвет русского летоописания, различающегося не только по месту возникновения, но и по своим социально-политическим тенденциям (московским, новгородским, тверским, псковским и др.), В конце XV в. по инициативе архиепископа Геннадия Гонзова впервые переводится на "славянский язык полный текст Библии, в нач. XVI в. - свод всемирной истории - «Хронограф»,
Развивается жанр «хождений» («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина), появляются новые черты в агиографии («Житие Михаила Клопского», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Петре царевиче Ордынском»), в русскую литературу приходит повесть (сербская «Александрия», Троянские сказания, «Сказание о Соломоне и Китоврасе», «Стефаний и Ихнилат», «Повесть о Царьграде», «Сказание о Вавилоне», «Повесть о Басарге», «Повесть о Дракуле» и др.). Агиографические традиции завершаются в 1 -и пол. XVI в. созданием свода «Великих Миней Четьих» архиепископа Новгородского, позднее московского митрополита, Макария. Происходит формирование книгопечатных центров (митрополичий двор, Соловецкий, Иосифо-Воло-коламский, Троицкий, Кирилло-Белозерский монастыри).
В архитектуре продолжается строительство светских и церковных зданий Московского кремля с участием как русских (мастер Владимир Ермолин из Новгорода), так и итальянских мастеров (Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти). Вслед за Москвой каменные здания возводятся в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах.
Крупнейшие живописцы конца XV-нач. XVI вв. - представитель «рублевского» направления Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосии (росписи Рождественского собора в Ферапонтовом монастыре, совместно с Тимофеем Ярцом и Федором Конем - иконы Успенского собора в Кремле, росписи в Ростове, Иосифо-Волоколамском монастыре).
В этот период продолжается развитие практических знаний в области механики, математики, картографии, медицины.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!