Культура России в годы перестройки (1985-1991)
Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 г., имело большие последствия для всех отраслей культуры. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.
Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. В выступлениях Горбачева и партийных документах классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического плюрализма" мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического. Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ра-1, нее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники". Эта часть интеллигенции активно поддержала линию Горбачева, справедливо считая ее продолжением антисталинских реформ "оттепели". "Дети XX съезда" стали "прорабами перестройки". Выделилось демократическое крыло газетно-журнальноу. периодики: газеты "Аргументы и факты", "Мос-
ковские новости", "Московский комсомолец", журналы "Огонек", "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов", которым противостояли издания националистического и коммунистического толка -"Правда", "Советская Россия", журналы "Наш современник", "Молодая гвардия". Тиражи журналов и газет быстро росли.
Периодика оказывала громадное влияние на общественное сознание. Непривычная к свободному слову публика с жадностью набрасывалась на очередные разоблачения, которые на первых порах не выходили за рамки "социалистического выбора". Постепенно процесс расширения гласности стал выходить из берегов, заданных партийными реформаторами. Антисталинский критический заряд публицистики перерастал в антикоммунистический. Идеологии перестройки был нанесен серьезный удар. Во многих публикациях речь шла уже не о сталинских преступлениях и деформациях социализма, а о порочности самой системы. В общественном сознании .укреплялась мысль о невозможности "возвращения к истокам". '''
Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года "толстые" литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались "полочные"(не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов. В декабре 1986 г. в Москву из ссылки вернулся академик А.Д.Сахаров.
Кадровые перестановки в высших эшелонах власти затронули и органы культуры. Новые люди пришли в Министерство культуры, во главе которого встал актер Театра на Таганке Н.Губенко, сменилось руководство Президиума Академии наук, творческих союзов, редколлегий многих литературно-художественных журналов.
Перестройка принесла большие перемены в международных контактах СССР. Противостояние двух систем постепенно уходило в прошлое, падение Берлинской стены в 1989 г. символизировало конец "холодной войны". "Железный занавес", отделявший СССР от внешнего мира, пал, исчезли идеологические фильтры, контролировавшие информацию извне. Массовая западная культура потоком хлынула в СССР осваивать новый рынок. Освобожденный от жесткого контроля расширялся культурный обмен. В повседневную жизнь вошли обмены между школами, вузами, частные поездки.
Налаживались отношения с Русским Зарубежьем, хотя этот процесс шел нелегко. В отличие от западной общественности бывшие советские граждане - эмигранты третьей волны - настороженно отнеслись к перестройке. В 1987 г. десять известных деятелей культуры, в разное время высланных из СССР, опубликовали на Западе письмо, где выражали серьезные сомнения в возможности реформирования советской системы. Письмо было подписано Ю.Любимовым, В.Аксеновым, В.Максимовым, Э.Неизвестным, Ю.Орловым, А-Зиновьевым и др. "Московские новости" перепечатали его в апреле 1987 г., сопроводив разоблачительными комментариями. Но уже на следующий год тон публикаций об эмигрантах резко меняется. Возобновились личные контакты эмигрантской и советской интеллигенции. Творчество эмигрантов третьей волны возвращалось на родину.
Как эмигрантская, так и советская интеллигенция очутилась по обе стороны баррикад перестройки. Широкие слои научной и художественной интеллигенции поддержали перестройку и сформировали ее идейно-политический авангард. Властителями дум стали авторы ярких публицистических статей Г.Попов, И.Клямкин, В.Селюнин, А.Стреляный, Н.Шмелев. Из научной среды вышли многие политические деятели, которые продолжают активно выступать на политической арене современной России.
Другая часть интеллигенции встала в оппозицию курсу Горбачева. Манифестом ортодоксально коммунистического течения прозвучала статья преподавателя вуза Н.Андреевой "Не могу поступиться принципами", опубликованная в "Советской России" в марте 1988 г. Среди лидеров национально-патриотического течения оказались известные писатели В.Солоухин, В.Белов, В.Распутин, Ю.Бондарев, художник И.Глазунов. Писатели-патриоты выступали против вестернизапии страны и констатировали наличие "гражданской войны" в литературе. Сходные идеи высказывали и некоторые эмигранты, например, философ А.3иновьев.
Идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции раскололи некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.
Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Эта волна носила преимущественно национальный характер (еврейская и немецкая эмиграция), но включала и интеллигенцию. Выбор заграницы для местожительства уже не означал разрыва с родиной. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.
Курс на демократизацию предполагал расширение самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, вузовские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. Как и в народном хозяйстве, это новшество не принесло ожидаемых плодов. Игра в демократию осложняла психологический климат в коллективах и отнюдь не способствовала повышению качества руководства. Вспыхнули конфликты в театрах им.Вахтангова, им. Пушкина, во МХАТе. В последнем конфликт привел в 1987 г. к расколу театра.
В годы перестройки кардинально изменилось отношение государства к религии и церкви. Перелом произошел в 1988 г., когда русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси. Началось восстановление закрытых за годы советской власти монастырей, церквей и приходов. Были сняты запреты на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа. Люди возвращались в лоно церкви.
Ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР, При несовершенстве законов, регламентирующих деятельность религиозных объединений, появились секты тоталитарного направления, представлявшие опасность для общества, такие как "Белое братство", "Аум Сенрикё".
На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция - порнографические газеты и журналы, порнофильмы, фильмы ужасов, бульварные романы.
К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.