Культура России конца XIX века
На оживление всех сфер культурной жизни в пореформенный период оказали влияние буржуазные реформы 60-70-х гг., общий подъем освободительного движения в стране, идеология, культура, наука других стран.
В пореформенной России наметился значительный прогресс в развитии начального образования. Общая грамотность населения выросла с 6% в 1860 г. до 21% в 1897 г. Начальная школа состояла из церковноприходских школ, народных училищ министерства народного просвещения и земских школ. Наилучшее образование давали земские школы с 3-х годичным обучением, но действовали они лишь в 34 губерниях. В церковноприходских школах по рекомендации Победоносцева образование подчинялось духовно-нравственному воспитанию в духе православия.
После первой российской революции произошло резкое увеличение ассигнований на начальное образование (10 млн. руб. в 1909 г), а в 1910г. Дума приняла решение о передаче церковноприходских школ в ведение министерства народного просвещения (до этого они подчинялись Синоду). В Думе рассматривался, хотя и безуспешно, законопроект о введении в России всеобщего начального образования. В целом, число начальных школ выросло с 32 тыс. в 1894 г. до 92,5 тыс. в 1906 г.
Среднее образование во 2-й пол. XIX в. развивалось менее динамично. Основными типами школ были гимназии и реальные училища. Гимназии давали академическое образование, в реальных училищах больше внимания уделялось естественным дисциплинам. С сер. 50-х гг. в стране вводится женское среднее образование и к концу XIX в, в женских гимназиях, институтах, епархиальных училищах обучалось 75 тыс. человек.
В нач. XX в. число гимназий и реальных училищ продолжает расти, в сторону сокращения классического направления и увеличения часов на изучение предметов естественно-математического цикла меняется содержание программ в гимназиях. Выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические учебные заведения и на естественные факультеты университетов. В 1896 г. создается сеть коммерческих училищ с совместным обучением юношей и девушек, дававших добротное 7-летнее образование.
Увеличилось число высших учебных заведений. Было открыто 3 новых университета в Одессе (1865), Томске (1888), Саратове (1909). Быстрыми темпами расширялась сеть высшего технического образования (Высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харькове и Томске и др.). Значительным достижением стало открытие высших женских институтов (Бес-тужевские курсы и женский медицинский институт в Петербурге, высшие женские курсы в Москве). Динамика развития высшего образования такова: в конце 50-х гг. XIX в. в стране насчитывалось 14 вузов, в 1914 г. - 105. К началу XX в. в них обучалось 30 тыс. студентов, в 1914 г. - 127 тыс.
Значительную роль в распространении образования сыграли публичные библиотеки и читальни, музеи, печать, различные общественные организации (Географическое, Историческое, Вольное экономическое общества), воскресные школы для рабочих. В сельской местности к концу XIX в. действовало более 3 тыс. земских библиотек. За последние 30 лет XIX в. в стране возникло более 1 тыс. новых типографий, а количество названий изданных в России книг выросло с 1861 по 1895 гг. в 5 раз.
Издательства О, Поповой, И. Д Сытина, А С. Суворина, ф. ф. Павленкова издавали много книг для народа. Павленковым начала издаваться серия «Жизнь замечательных людей», «Пушкинская библиотека», «Популярно-научная библиотека», Суворин массовыми тиражами выпускал серии «Дешевая библиотека», «Новая библиотека». Значительно активизировала издательскую деятельность революция 1905-1907 гг. Если в конце XIX в. в стране выпускалось 105 ежедневных газет, то в 191 2 г. - 1131 газета на 24 языках, Резко увеличились тиражи книг. В 1913 г. только на русском языке было издано более 106 млн. экземпляров книг. Продолжалась публикация массовыми тиражами дешевых книг с произведениями классиков мировой и отечественной художественной литературы.
Во 2-й пол. XIX в. крупных успехов во многих областях знаний добились русские ученые. В это время по ряду направлений были сделаны открытия мирового значения: в естествознании открытия И. М, Сеченова (основоположник отечественной физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии), И. И. Мечникова (разработал теорию иммунитета, создал первую в России школу микробиологии, иммунологии, сравнительной патологии), К. А. Тимирязева (основоположник русской школы физиологии растений); в химии работы Д. И. Менделеева (периодический закон химических элементов), А. М. Бутлерова (теория химического строения - фундамент современной органической химии), Н. Н. Зинина; в математике достижения П. Л. Чебышева (закон больших чисел), С. В. Ковалевской, А А. Маркова, В. А Стеклова; в физике широкое признание получили труды А. Г. Столетова в области электричества и магнетизма (открыл 1 -и закон фотоэффекта способствовал утверждению электроматитной теории света).
В нач. XX в. звездами первой величины в мировой науке стали русские ученые В. И. Вернадский (один из основателей геохимии и биогеохимии, выдвинул теорию ноосферы), И. П. Павлов (разработал учение об условных рефлексах, развил труды С. П. Боткина и И. М. Сеченова в области экспериментального и теоретического изучения деятельности коры головного мозга и нервной системы человека и животных).
Благодаря достижениям П. Н. Яблочкова (изобретение электрической свечи - дуговой лампы), А. Н. Лодыгина (изобрел электрическую лампу накаливания), М. О. Доливо-Добровольского (разработал систему трехфазного тока и в 1891 г. впервые продемонстрировал передачу электроэнергии на 170 км., что явилось началом промышленного использования электроэнергии), Н. Н. Бернардоса и Н. Г. Славянова (первыми применили дуговую электросварку металлов), основоположника радиосвязи А. С. Попова (первый опыт радиовещания состоялся 7 мая 1895 г.), одного из основателей авиации А. Ф. Можайского (в 1881 г. был запатентован первый в мире самолет его конструкции), теоретика самолетостроения Н. Е. Жуковского, конструктора И. И. Сикор-ского (самый большой в мире самолет «Илья Муромец), одного из пионеров освоения космоса К. Э. Циалковского, мировое признание получила русская инженерно-техническая мысль.
Развитие обществознания отмечено становлением крупнейших исторических школ С. М. Соловьева и В. О. Ключевского (история России), Н. И. Кареева и П. Г. Виноградова (история средневековой Европы), имевших мировую известность; бурным всплеском в развитии философской мысли (труды В. С. Соловьева, К. Н. Леонть-ева, С. Н. Трубецкого и других ученых).
К нач. XX в., по мере кристаллизации политической структуры российского общества, в формировании научных исторических школ большую роль начинает играть политическая ориентация ученых, в частности формируется марксистская (М. Н. Покровский), народническая (В. И. Семевский), либеральная (А. А. Корнилов) историография. Основными направлениями исторической науки являлись новое обоснование государственной теории (П. Н. Милюков, А. С. Лаппо-Данилевский); анализ социально-экономических отношений в трудах С. Ф. Платонова, М. А. Дьяконова; общинный, феодальный, государственный периоды в схеме Н. П. Павлова-Сильванского, критика А. Е, Пресняковым традиционных взглядов на историю Древней Руси; развитие исторического источниковедения в трудах А. А. Шахматова.
В начале XX в. особый колорит культуре «серебряного века» придала высочайшая по своим достижениям русская религиозная философия, разрабатывавшая идеи восстановления религиозного смысла жизни, осмысления исторической судьбы (Н, А. Бердяев); крушения коренных устоев человеческого существования в ходе революционных событий в России, необходимости реформирования христианства (В. В. Розанов); синтеза либеральных и консервативных ценностей и создания на этой основе концепции «либерального консерватизма», согласно которому индивидуальная и групповая свобода и социальное творчество, религиозные традиции и ценности взаимосвязаны и взаимообусловлены (С. А. Франк); мессианского предназначения России, ее самопожертвования во имя спасения других народов (И. А. Ильин), представленная также именами С. Булгакова, Н. Лосского, Г. Федотова, П. Флоренского и других мыслителей.
С сер. XIX в. на развитие русской культуры большое влияние оказывает общественное движение, что приводит к господству в литературе критического реализма, появлению талантливых писателей социальной тематики (в 60-80-е гг. у писателей этого направления преобладала идеализация крестьянства) - Г. И. Успенского, В. А. Слепцова. В творчестве крупнейших писателей того времени Л. Н, Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова развивались прежде всего вечные темы любви, добра, самоценности человеческой личности, ставились типично русские вопросы «Что делать?», «Кто виноват?».
«Серебряный век» породил новые направления в литературе: символизм (В. Брюсов, А, Белый, К, Бальмонт), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуризм (В. Маяковский, С. Городецкий). Реалистическое направление было представлено творчеством А. М. Горького, В. Г. Короленко, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, И. А. Бунина.
Центром художественной жизни России в 70-80-е гг. XIX в. стало Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах, созданное художниками Г. Г. Мясоедовым, И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Н. Н. Fe. В разное время в него -входили практически все крупнейшие художники 2-й пол. XIX в. Развиваясь в целом в рамках критического реализма, изобразительное искусство 2-й пол, XIX в. отличалось стилевым разнообразием: историческая живопись (В. И. Суриков, Н. Н. Ге, В. М. Васнецов), бытовая живопись (Вл. Маковский), психологический портрет (И. Н, Крамской, И. Е, Репин), пейзажная живопись (И, И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи, А. К. Саврасов), социальные мотивы преобладали в творчестве В. Г. Перова, Н. А. Ярошенко, Г. Г. Мясоедова.
Большим жанровым разнообразием отличалась живопись нач. XX в.: реализм (И. Е. Репин, В. А. Серов), импрессионизм (К. Коровин, Б. Борисов-Мусатов), модернизм (М. Врубель), символизм (Н. К. Рерих), примитивизм (П. Филонов), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич). Существовал ряд объединений художников: «Мир искусства» (А. Бенуа, С. Дягилев, Л. Бакст, И. Грабарь), «Голубая роза» (П. Кузнецов, М. Сарьян), «Бубновый валет» (П. Кончаловский, Р. Фальк).
Традиции русской национальной музыкальной школы развивали во 2-й пол. ХК в. композиторы «Могучей кучки» М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Кор-саков, собиравшие и обрабатывавшие русские народные песни, использовавшие народную песню, сюжеты русской литературы и искусства в классической музыке. К ним примыкал крупнейший композитор того времени П. И. Чайковский («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро»).
На начало XX в. приходится творчество таких крупнейших композиторов, как А. И. Глазунов («Раймонда», «Времена года»), А. Н, Скрябин (первым из русских композиторов перешел от классической музыки XVIII-XIX вв. к современному музыкальному языку), С. В. Рахманинов (композитор, выдающийся пианист и симфонический дирижер), И. Ф. Стравинский («Жар-птица», «Петрушка»).
Развитие архитектуры характеризовалось следующими тенденциями: резкое увеличение строительства домов различного типа в российских городах; смешение различных стилей прошлого (эклектика) в творчестве крупнейших архитекторов А, И. Резанова (дворец вел. кн. Владимира Александровича в Петербурге) и В, А. Шретера (пристройка к зданию Мариинского театра); в 60-70-е гг. XIX в. на основе изучения памятников древнерусского зодчества, деревянной архитектуры Севера шли поиски русского национального стиля, отличавшиеся обильным декорированием зданий узорами («Терем» в Абрамцеве под Москвой архитектора И. П. Ропета, здание Исторического музея в Москве архитектора В, О, Шервуда); в церковном строительстве русско-византийский стиль, господствовавший в 60-70-е гг. (храм Христа Спасителя архитектора К. А. Гона), сменился в 80-90-е гг. подражанием стилю русских церквей XVII в. (церковь Воскресения «на крови» в Петербурге архитектора А, А. Парланда).
Господствующим в архитектуре нач. XX в, становится стиль модерн с использованием самых разнообразных художественных средств (фрески, мозаики, витража, керамики, скульптуры и т. д.). Широко использовались новые материалы - железобетон, сталь, стекло, развивалось многоэтажное строительство, появлялось стремление к комплексной застройке, ансамблю.
Вторая половина XIX в. стала переломной для русского театра. Впервые в его репертуаре значительное место заняли пьесы отечественных авторов (А. Н. Островский, А, В. Сухово-Кобылин, другие драматурги). Резкое увеличение числа провинциальных театров привело к их демократизации. Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, Самыми извествными из новых демократических театров стали Малый Художественный театр, основанный в 1 898 т. К. С, Станиславским и В. И. Немирович-Данченко (Станиславский разработал оригинальную систему работы актера над образом, получившую мировую известность) и Драматический театр в Петербурге В. Ф. Комиссаржевской.