Культура общения и специфика профессионального общения сотрудников ОВД

Содержание

Введение             3
1. Общение как форма реализации нравственных отношений.  Основные  виды общения           4
2. Основные формы культуры общения: поведение, речь, внешний облик. Виды этикета           9
3. Специфика служебного этикета        16
Заключение           22
Список литературы          23

Введение

Современные изменения общественно-экономических отношений в Российской Федерации, строительство правого государства, острая потребность общества в коренном улучшении эффективности деятельности правоохранительных органов выдвигает на одно из первых мест задачу кадрового обеспечения органов внутренних дел. Эффективность работы государственных органов исполнительной власти в значительной мере определяется качеством их персонала. Специфика органов внутренних дел определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и социально-психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативных и оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высокими уровнями нервно-психической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с криминальной средой.
Служба в органах внутренних дел, особенно в последние годы, носит чрезвычайно напряженный и экстремальный характер, поскольку сопряжена с риском потери здоровья и даже жизни. Профессиональная некомпетентность и несостоятельность отдельных сотрудников наделенных определенными властными функциями и имеющих табельное оружие, не только дискредитируют правоохранительные органы в глазах общественности, но являются потенциальной угрозой для нарушения прав, причинения ущерба здоровью как окружающих граждан, так и их самих. В связи с этим необходимо формировать у сотрудников ОВД профессиональную культуру общения.

1. Общение как форма реализации нравственных отношений. Основные виды общения

В большинстве случаев человек не эгоист, не альтруист и не герой, в меру заботится о себе и других. Потому что большинство случаев — это ситуации, когда забота о себе, любовь к себе и забота о других, любовь к другим неразделимы, суть одно. Возьмем любовь мужчины и женщины. Она тем больше любовь, чем больше в ней взаимности. Любя женщину, мужчина любит себя, свои чувства, свою душу и тело. И женщина любит мужчину в значительной мере благодаря тому, что она любит себя и любит, когда ее любят.
Любое общение - а мы купаемся в общении, - это улица с двусторонним движением. Оно необходимо предполагает взаимный интерес, приязнь, заботу. Там, где общение односторонне, оно быстро затухает или еле тлеет…
Категория общения является базовой для человека. Есть множество подходов к ее обоснованию. Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.
Психический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга [5, с.14].
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.
Общение общению рознь. Выделяют следующие виды общения:
- межличностное, групповое и межгрупповое, массовое;
- доверительное и конфликтное;
- интимное и криминогенное;
- деловое (профессиональное) и личное;
- прямое и опосредованное;
- терапевтическое и ненасильственное.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (в данном случае в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения [4, с. 127].
В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаза (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т. п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т. п.
В межличностном общении обычно применяются 2 варианта речи: устная и письменная [8, c. 122].
Письменная речь - это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, содержит часто штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность, т. е. одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство [3, c. 76].
Искусство общения предполагает:
 во-первых, безупречное владение письменной речью (обеспечивается образованием);
 во-вторых, хорошее владение устной речью (преимущества людей, владеющих и образными, и, одновременно, сложными народными оборотами речи);
 в-третьих, умение правильно устанавливать оптимальное отношение устной и письменной речи отдельно для каждой ситуации [2, с. 112].
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
 регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
 обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
 выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства, как правило, самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов) не могут. Невербальные средства общения обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово - с солистом на фоне оркестра. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю [2, c. 113].
Говоря об общении, нельзя не коснуться вопроса о соотношении нравственности и этикета. Тем более, что в повседневном общении саму нравственность порой сводят к требованиям этикета. Что же такое этикет? Сам термин "этикет", как известно, происходит от французского - еtiquеttе - ярлык, этикетка, которые прилагались к тому или иному товару и нередко давали некоторые рекомендации пользования им. По своей сути этикет представляет собой набор определенных правил, регулирующих поведение человека в стандартных ситуациях. Эти правила упрощают, организуют поведение людей, уменьшают количество различных недоразумений, конфликтных ситуаций, делают человеческое общение более приятным. Так, например, если бы не было правил этикета, согласно которым мужчина уступает место даме в общественных местах, пропускает ее при выходе из помещения, первым ее приветствует, то нетрудно представить, сколько возникло бы недоразумений в отношениях между мужчинами и женщинами даже в наше, так сказать, цивилизованное время. Этикет помогает реализовать в повседневном общении вежливость и тактичность [4, с. 129].
Появляется этикет не в эпоху Возрождения, как иногда пишут, а гораздо раньше, ибо стандартные ситуации складывались еще на ранних ступенях человеческого общества. Например, были еще в родовом обществе определенные правила, регламентирующие поведение рядового члена рода по отношению к вождю, к замужним женщинам. Существовали определенные устоявшиеся нормы при встречах вождей различных племен (зачатки дипломатического этикета). С появлением государства, огромной армии чиновников различного ранга этикет постепенно усложнялся, принимая порой вычурные формы, которые сейчас могут показаться смешными и даже неприятными, унижающими человека. Так, в отношении короля (царя) необходимо было демонстрировать самые разнообразные и жестко регламентированные знаки почтения. Так было во Франции в ХIII-ХV веках, и не только во Франции.
Даже уже из сказанного выше можно сделать вывод, что между этикетом и нравственностью нельзя ставить знака равенства. Это, можно сказать, два пересекающихся круга. В чем-то они совпадают, а в чем-то нет. Многие правила этикета, особенно современного, практически совпадают с элементарной, как мы уже отметили, вежливостью. Но следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственным существом? Увы, хамить, делать подлость можно и весьма "изящно", по всем правилам этикета. Последний регулирует лишь внешнее поведение, не проникая в глубины человеческого сердца. Для морали это неприемлемо, ибо для моральной оценки важно знать мотивы того или иного поступка, условия, в которых он совершен. Мораль восходит к высшим ценностям, а не довольствуется только правилами приличия. Отличие между моралью и этикетом заключается также и в том, что моральные аксиомы, постулаты сравнительно неизменны, устойчивы, а этикет действительно меняется от века к веку, от народа к народу. Достаточно обратить внимание на форму приветствия, на одежду и на многое другое, что носит этикетный характер, т.е. регулируется этикетом (добавим - поведение за столом). В прошлом веке считалось хорошим тоном добавлять к словам приставку "с" ("да-с", "нет-с" и т.д.). Или, например, были времена, когда жена, следуя правилам приличия, при отъезде мужа по делам в город активно демонстрировала свою печаль на крыльце дома (криками, слезами и т.п.). Ныне же все это ушло в прошлое. Этикет в повседневной жизни значительно упростился, демократизировался [3, c. 127].
Этикет довольно многолик, пестр. Есть требования этикета для телефонного разговора, для поведения в театре, в ресторане, в поезде дальнего следования, в городском транспорте и т.д. Особый этикет для дипломатов, деловых людей, медицинских работников, учителей и т.д. Знание этикета является составной частью нравственной культуры личности. Но надо иметь в виду, что проявление нравственной культуры в общении далеко не исчерпывается этикетом. Все эти моменты взаимоотношения этикета и нравственности следует иметь в виду в ходе общения.

2. Основные формы культуры общения: поведение, речь, внешний облик. Виды этикета

Культура общения - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
В основе культуры общения лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность [6, c. 99].
Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17% [6, c. 100].
Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.
Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.
Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.
Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.
Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей [6, c. 184].
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:
- эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
- доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;
- аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
- конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
- инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
- непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;
- открытость - готовность открывать другим свой внутренний мир.
Культура общения человека складывается из двух частей: внутренней и внешней [1, c. 38].
Внутренняя культура - это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка).
Внешняя культура - это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.
Внешняя культура в отдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или даже противоречить ей. Культурный и дельный человек может быть элементарно невоспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой, безнравственный, без глубокой внутренней культуры.
Внешняя культура относительно независима от внутренней. Вольтер говорил: «Этикет - это разум для тех, кто его не имеет». И он во многом прав. Ты можешь хорошо знать правила этикета и соблюдать их, но при этом не обладать соответствующей внутренней культурой, в том числе развитым интеллектом.
Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью... Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой.
Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от общественного мнения (разных общепринятых правил, этикета) и того, что идет от совести человека (деликатность, такт, вкус, манеры) [1, .c 40].
Существуют правила поведения разного уровня:
1) уровень общечеловеческих правил, принятых в современном обществе;
2) уровень национальных правил или правил, принятых в данной стране;
3) уровень правил, принятых в данной местности (в селе, городе, Москве);
4) уровень правил, принятых в том или ином общественном слое (в среде рабочих, в среде интеллигенции, в высшем обществе и т. п.).
5) уровень правил, принятых в том или ином профессиональном сообществе или общественной организации (медицинских работников, юристов, милиционеров, военных, государственных служащих, членов той или иной партии...)
6) уровень правил, принятых в том или ином учреждении (образовательном, медицинском, государственном, коммерческом...)
Если говорить о том, что идет от совести человека, то здесь тоже можно наблюдать большое разнообразие типов поведения: и деликатность и хамство, и хорошие и дурные манеры, и хороший и плохой вкус.
Человек может не знать тех или иных правил поведения, принятых в данном сообществе. Но если он обладает развитым интеллектом и развитой совестью, то может в какой-то мере компенсировать это незнание чутьем, интуицией, основанными на прирожденных или приобретенных деликатности, такте, вкусе [4, с. 255].
Между правилами и внутренними регуляторами поведения имеют место очень сложные отношения. Они противоположны как внутреннее и внешнее, типичное и индивидуальное и в то же время «работают» в одном направлении.
При общении человек невольно следит за поведением собеседника. Важно куда и как он смотрит. Широко открытые глаза выражают заинтересованность, любопытство, внимание. Хитро прищуренные глаза - признак сомнения, недоверия. Если собеседник испытывает неловкость, смущение, он старается отвести взгляд в сторону.
Но не только выражение глаз помогает понять реакцию и состояние как слушающего, так и говорящего. Например, собеседник, выслушав, безнадежно махнул рукой. Он мог бы свое отношение выразить вербально, т. е. словами: «Ничего не получится!», «Положение безнадежное!», но он сделал соответствующий жест и этим все было сказано [7, c. 69].
Жесты, выражение глаз, мимика, поза, движения тела - невербальные средства общения. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.
Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.
Поэтому рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, кривить в усмешке губы, то постарайтесь отучиться от этого. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию [7, c. 71].
Помимо мимики при разговоре люди невольно жестикулируют. Мы даже не представляем, как много разнообразных жестов производит человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно: языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
К числу основных показателей культуры общения можно отнести:
- словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);
- словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает)
- произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);
- грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами).
Различают несколько видов этикета:
I. Придворный этикет - строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. В настоящее время применяется при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.
2. Воинский этикет - свод общепринятых в данной армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.
3. Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, презентации, переговоры, встречи делегаций и т.д.).
4. Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.
Большинство правил общегражданского и дипломатического этикета идентичны или совпадают в той или иной мере. Однако в кругу дипломатических и официальных лиц строгому соблюдению правил этикета придается большое значение.
Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в практической деятельности.
С сожалением приходится констатировать, что в современной России в повседневном обиходе этикет не пользуется особым почетом. Это относится не только к поведению в общественных местах, транспорте, быту, но и на службе. Наглядным подтверждением тому служит поведение народных избранников в высших органах государственной власти. Создается впечатление, что грубость и разнузданность, называемые ошибочно раскованностью, становятся признаками современного «хорошего тона».
Подобное пренебрежение этикетом наносит большой ущерб делу, например неуклюжая манера диалога с деловым партнером, неумение провести деловой разговор по телефону, нежелание отвечать на деловые письма. Между тем качественное изменение жизни общества заставляет учиться цивилизованным манерам общения. Разрушение «железного занавеса» и выход огромного числа граждан бывшего СССР в сферу международного общения требуют, чтобы это общение было эффективным, а значит, его надо подчинить определенным правилам, которые не изобретены кем-то, а выработаны, как уже говорилось, опытом многих поколений.
Люди, знающие о дипломатическом этикете понаслышке, имеют обычно однобокие, упрощенные и даже искаженные представления о нем. Чаще всего наиболее трудной сдачей считают «сверхсложное» умение пользоваться за столом различными вилками и ножами.
Но даже если взять этот не самый характерный пример, то он демонстрирует лишь полезность протокола: во-первых, совершенно очевидно, что суп удобнее есть большой ложкой, а скажем, мороженое — маленькой. Что же касается ножа для рыбы, то резать им мясо не удобно. Во-вторых, если уж все делается по протоколу, то никаких трудностей в выборе ножа или ложки нет, ибо лежат они в определенном порядке, соответствующем порядку подачи блюд, так что и с закрытыми глазами трудно ошибиться.
Многие аспекты дипломатического протокола имеют значение не только для профессиональной дипломатической деятельности, но и для тех случаев, когда его применение может быть полезным для общения как в различных сферах деятельности, так и в неофициальных контактах.

3. Специфика служебного этикета

Служебный этикет - это установленный порядок и формы обхождения на службе, в отношениях между коллегами.
Служебные отношения несколько отличаются от бытовых, что накладывает свой отпечаток и на требования к поведению сослуживцев. Если, например, в кафе или ресторане главным в отношенях женщин и мужчин является приоритет дамы, то в служебных отношениях этот приоритет нередко отступает на второй план и замещается приоритетом начальника. Уважение к сотруднице как женщине сказывается в оказании ей помощи и внимания, но не в том, чтобы ей было позволено нарушать дисциплину, перекладывать на плечи коллег работу, которую она должна выполнять сама. В то же время сделать женщине-коллеге приятный комплимент, уступить место, помочь перенести тяжелые вещи, пропустить вперед, проходя через дверь, откликнуться на просьбу о помощи в каком-либо деле, взять на себя наиболее сложную и тяжелую часть общей работы – обязанность мужчины в любых условиях, вне зависимости от того, является ли он ее начальником или нет.
Правоохранительная деятельность связана со сложными, быстро меняющимися ситуациями, значительным риском, что вызывает повышенную вероятность возникновения различных конфликтов – межличностных и межгрупповых. Для успешной работы важно предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать, как из них выходить. Если избежать конфликта все же не удалось, то нужно уметь безболезненно и с минимальными потерями разрешить возникающие проблемы. Как этого достичь? Здесь уже недостаточно знания лишь этикетных правил поведения. Исполнение этих правил должно сочетаться с тонким психологическим анализом ситуации, учетом возможного поведения коллег в конфликтной ситуации.
Некоторые профессии с трудом поддаются формализованному описанию. В особенности это справедливо по отношению к профессиям типа «человек-человек» или, как их еще называют, социономическим профессиям. Они, как правило, характеризуются тесным контактом с различными категориями людей, многофункциональностью обязанностей, разнообразием социальных отношений, отсутствием стереотипов. Этот тип деятельности пронизан человеческими отношениями, они являются стержнем профессии.
Яркими примерами социономических профессий являются профессии и специальности в органах внутренних дел. Вся деятельность ОВД  представляет собой сложное переплетение человеческих взаимосвязей и отношений: оперуполномоченный уголовного розыска и розыскиваемый правонарушитель; следователь и подозреваемый; сотрудник уголовно-исполнительной системы и осужденный. Своеобразной вершиной социономических профессий является профессия участкового инспектора милиции, для которой характерно постоянное общение с населением, проживающим на территории административного участка.
Сотруднику ОВД приходиться иметь дело с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти.
Служебный этикет - важнейшая сторона профессионального поведения сотрудника милиции. Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.
В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. Например, в ОВД от новичка станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.
В практике профессиональных отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил и составляет этикет профессионального общения. Этикет профотношений определяется, в частности, как свод правил поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения [1, c. 21].
Служебный этикет сотрудников ОВД - результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Не всегда легко давалось освоение этих правил, поэтому  многие сотрудники ОВД нередко отзывались о них не очень лестно: "Зачем мне все это?" [7, c. 65].
Можно следовать и данному принципу. Однако если человек хочет установить прочные деловые отношения с зарубежными партнерами, то знание делового этикета зарубежных стран просто обязательно.
Можно напомнить, как устанавливались торговые связи со средневековой Японией, которая до известной эпохи Мэйдзи (до 1868 г.) была почти наглухо закрыта от остального мира. Коммерсант, купец, прибывший в страну восходящего солнца для установления деловых связей, представлялся императору. Процедура представления была столь унизительной, что не каждому зарубежному гостю она была под силу. Иноземец должен был от двери по приемной залы ползти на коленях к отведенному ему месту, а после приема таким же образом, пятясь как рак, покинуть свое место и скрыться за дверью [7, c. 66].
Служебный этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.
Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, юристам, т. е. тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.
Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами, может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Укажем на основные.
1. Повседневное служебное общение:
1) беседы, встречи, переговоры;
2) прием посетителей;
3) совещания, собрания, заседания, конференции;
4) посещение организаций, учреждений;
5) посещение граждан по месту жительства;
6) дежурство, патрулирование, охрана;
2. Специфические формы служебного общения:
1) общение в служебном коллективе:
а) субординированные формы общения;
б) общение между коллегами;
2) общение преподавателей со слушателями в процессе обучения;
3) деловые контакты с иностранными гражданами.
3. Экстремальные формы служебного общения:
1) в условиях конфликтной ситуации;
2) с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей;
3) с задержанными, во время обыска;
4) со спецконтингентом.
4. Невербальные и неспецифические формы общения:
1) публичные контакты с журналистами, интервью;
2) выступления по радио, телевидению, в печати;
3) телефон, телетайп, радиосвязь;
4) деловая переписка, резолюции.
Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться [6, c. 82].

Заключение

Итак, культура общения - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (в данном случае в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.
В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, выражение лица, глаза, поза, движения тела в целом, дистанция и т. п.
Знание этикета является составной частью нравственной культуры личности. Но надо иметь в виду, что проявление нравственной культуры в общении далеко не исчерпывается этикетом.
Служебный этикет - важнейшая сторона профессионального поведения сотрудника милиции. Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.
Речевой этикет сотрудников ОВД строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.
Служебный этикет сотрудников ОВД в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устои.

Список литературы

1. Авксентьев Т.С. Служебный этикет офицера внутренних войск. – М.: Изд-во МВД СССР, 1980. – 168с.
2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М.: Просвещение, 1998. – 248с.
3. Ивин А. А. Этикет. - М.: Высшая школа,1990. – 388с.
4. Ивин А. А. Этика. - М.: Академия, 2009. – 512с.
5. Парыгин Б.Д. Психология общения. – М., 2002.
6. Полетухин Ю.А. Профессиональная этика сотрудников ОВД. – Челябинск, 2001. – 224с.
7. Этикет и такт сотрудника милиции. - М.: Изд-во МВД СССР, 1977. - 212с.
8. Ячиков В.М. Этикет. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 446с.

(23.5 KiB, 127 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!