Культура домонгольской Руси (IX-нач. XIII вв.)
К характерным чертам славянской культуры домонгольского периода относятся: оформление и развитие общекультурного пространства на основе объединения восточнославянских племен под эгидой древнерусской государственности; синтез язычества и христианства; формирование раннесредневековой городской культуры; становление и расцвет важнейших жанров и направлений в литературе и искусстве, их тесная связь с устным народным творчеством.
Господствующим стилем эпохи являлся монументальный историзм - стремление рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний (пространственных, временных, иерархических), представлять его в крупных величественных формах, через призму своеобразного «панорамного зрения». Его отличали динамичность, интерес к истории, торжественная церемониальность, ансамблевый характер. Схожие явления наблюдались в средиземноморской и европейских культурах - византийский и романский стили.
Формировавшаяся русская культура испытывала влияние с юга, из Византии (проявлялось как продолжение развития древних связей с северочерноморской греческой культурой; с конца Х в. усилилось болгарское влияние); со скандинавского севера; со стороны кочевников юго-восточных степей; со стороны западных и северо-западных славян; со стороны германских народов. Особая роль в трансплантации культурных традиций извне принадлежала древнеболгарской культуре. Важнейшим фактором ее являлись единые для южных и восточных славян церковнославянский язык и письменность в виде кириллицы (в меньшей степени в виде глаголицы).
В своем развитии культура домонгольской Руси прошла три этапа. 1-й этап (IX-Х вв.). Завершение формирования восточнославянской племенной языческой культуры и ее кризис в связи с возникновением нового типа политической организации общества (раннефеодальной монархии). Для ее закрепления и дальнейшего развития требовался и новый тип религиозно-идеологической организации общества (церковь). Проникновение на Русь христианства в виде византийского православия завершилось в конце Х в. введением христианства в качестве официальной религии, что неизбежно повлекло за собой переориентацию в сфере культуры.
2-й этап (XI-нач. XII вв.). Расцвет относительно единой культуры периода Киевской Руси с преобладанием двух центров: Киева на юге и Новгорода на севере.
Становление русской литературы характеризовалось как развитием переводов с греческого, латинского, древнееврейского языков (византийские Хроники Георгия Амартола и Иоана Малалы, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Повести об Акире Премудром», многочисленные богослужебные и четьи книги, в т. ч. жития святых, творения отцов церкви, апокрифы - памятники иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон), так и созданием оригинальных литературных произведений (летописей, в том числе «Повести временных лет» Нестора, проповедей, в т. ч. «Слова о Законе и благодати» митрополита Иллариона, Сказания о Борисе и Глебе, Жития Феодосия Печерского, «Поучения к детям» Владимира Мономаха и др.).
Высокий уровень образования населения подтверждало развитие книгописания с использованием пергамента - особым образом выделанной кожи и грамоты на бересте.
В архитектуре значительное развитие получило каменное строительство. Наиболее известными памятниками этого периода были Десятинная церковь в Киеве (конец Х в.), собор Спаса в Чернигове (1036г.), храм Софии в Киеве (1037 г.), храм Софии в Новгороде (1045-1050 гг.), Золотые ворота в Киеве.
Широко использовались мозаики и фрески. В живописи преобладало иконное писание, книжная миниатюра. Прикладное искусство отличала высокоразвитая техника перегородчатой эмали, черни, филиграни, зерни, поливной керамики, резьбы по Кости.
В данный период происходит оформление важнейших жанров фольклора и прежде всего - былинного эпоса.
В музыке используется заимствованная из Византии система знаменной нотации, которая применялась в практике церковных песнопений и в певческой рукописной традиции вплоть до конца XVII в.
3-й этап (XII-нач. XIII вв.). Развитие культуры в условиях политической дезинтеграции Киевской державы и возникновения новых центров - Владимира-Залесского, Суздаля, Ростова, Смоленска, Галича, Владимира-Волынского и др.
В литературе и искусстве появляются новые черты и темы, усиливается разнообразие жанров, злободневность и публицистичность. Продолжается традиция литературных переводов («Александрия», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Девгениево деяние», географические, естественнонаучные, философские сочинения). Создаются новые летописные своды, отражавшие местные политические интересы. Развивается торжественное красноречие (творчество Кирилла Туровского и Климента Смолятича). К числу наиболее выдающихся литературных произведений того времени относятся «Слово о полку Игореве», «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника.
Резко возрастает число церквей и каменных построек, их насчитываются тысячи. Среди них выделяются Кирилловская церковь, храм Успения на Подоле -в Киеве; собор Пятницкого монастыря в Чернигове; церковь Спаса Нередицы в Новгороде; замок Андрея Боголюбского на Клязьме, храм Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.
Продолжается развитие фресковой живописи, прикладного искусства. В целом общий уровень культуры Руси был сопоставим с европейским и средиземноморским.
© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки
Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.
Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.