Культ Гликона на монетах Римской империи
Культ Гликона - существа с человеческой головой и телом змеи также как и культ Мена был заимствован римлянами из Малой Азии. В конце II века н.э. особую популярность этот культ имел в легионах, служивших в данном регионе, откуда культ Гликона распространился в Грецию, Дакию, Северное Причерноморье.
Особенно был популярен этот малоазийский культ в провинции Верхняя Мезия, легат которой П. Мумий Сисенна Рутилиан в середине II века н.э. был одним из верных адептов пророка Александра из Абунотейха в Пафлагонии, оракулом которого и являлся Гликон.
Известно несколько находок статуэток Гликона, в том числе, найденных в районе лагеря римского легиона в Альба Юлии. Воины-дедиканты, судя по надписям, были выходцами из Галатии и Вифинии. Кроме того, две бронзовые статуэтки Гликона обнаружили в Афинах. Таким образом, одним из главнейших распространителей культа Гликона на территории Римской империи являлись легионеры, что мы видели и на примерах других восточных культов.
Нужно отметить, что изображения и другие эпиграфические данные, связанные с культом Гликона очень редки. Монеты с изображением данного божества с легендой GLICONI чеканились только в городах Малой Азии во II - III веках н.э. при Антонине Пие, Каракалле, Септимии Севере, Требониане Галле. Так, Никомидия очень часто чеканила монеты с изображением Гликона, и сохранила его изображения на своих монетах до 240 года.
В 1963 году в Констанце (Томы) в тайнике нашли колоссальное мраморное изваяние Гликона, которое датируется третьей четвертью II века н.э. Это единственная известная нам культовая статуя. Именно в этот период (163 г.) Александр удостоился декрета Марка Аврелия о переименовании Абунотейха в Ионополис. Во время чумы 166 года н.э. популярностью пользовались талисманы Гликона, раздаваемые Александром, против чумы.
Большой интерес представляет для нас золотой медальон с изображением Тюхе-Фортуны и бородатым змеем Гликоном. Этот медальон был обнаружен в 1982 году в ходе раскопок небольшого не ограбленного склепа, который был вырублен в скале на территории Западного некрополя Херсонеса. Этот медальон датируется правлением Александра Севера и изготовлен в мастерской «Эфеса» в Ионии.
То, что ионийский медальон попал в Херсонес, не вызывает большого удивления, поскольку на всем протяжении римского периода своей истории Херсонес был тесно связан с античными центрами Южного Причерноморья и Малой Азии, в том числе из Восточного Средиземноморья. Внешняя торговля Херсонеса с городами Малой Азии началась еще в I веке до н.э., в I веке н.э. эти связи значительно укрепились. В II - III вв. н.э. благодаря стабилизации военно-политического положения вокруг города (присутствие римского гарнизона) эти связи еще более расширяются и достигают своего апогея.
Видимо, культ Гликона проник в Херсонес тем же путем, что и интересующий нас медальон. Это мог быть «военный путь» распространения, так как логично предположить, что в составе римского легиона в Херсонесе несли службу выходцы из Малой Азии. Это мог быть и «торговый путь», тем более что в этот период в Херсонесе появляются монеты из Ионополиса.
Рассмотренные выше монетные типы отражают проникновение и распространение в римской религии и обществе этого малоазийского культа. Монеты отражают степень их распространения, характер взаимоотношений с государственной властью, что особенно важно, поскольку в большинстве своем данные культы зависели от расположения к ним императора.