Контроль за деятельностью органов местного самоуправления - Часть 3

ГЛАВА II. НАДЗОР И СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1. Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления

Вопросы государственного строительства и выбор оптимальных форм управления страной, повышение эффективности управленческих решений являются весьма актуальными в современных условиях, когда Россия выходит из продолжительного экономического, политического и социального кризиса.
Один из таких вопросов - обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определяемых законами, в том числе в области нормотворческой деятельности [29, c. 177].
Предусмотренные Конституцией РФ гарантии местного самоуправления зачастую рассматривались как независимость от органов государственной власти, вседозволенность отдельных "удельных князьков", строивших работу не на основе права, а исходя из усмотренческих решений и собственных представлений о целесообразности тех или иных действий.
Положение осложнялось тем, что на законодательном уровне не были решены вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, что свидетельствовало о еще не сложившейся системе государственного управления.
В определенной степени указанный правовой пробел устранен Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный Закон, при всем разнообразии мнений о нем, является важным звеном в выработке единой системы управления страной, обеспечении единого правового пространства и безусловного выполнения Конституции РФ и федеральных законов.
Наведение порядка в стране предусматривает соблюдение законов не только гражданами, но и органами местного самоуправления, неотвратимость ответственности за их нарушение. Такая ответственность и механизм ее реализации предусмотрены ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эта статья не покушается на самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, установленных законами, а направлена на создание надежного механизма обеспечения верховенства на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов.
Подобный подход не предусматривает подчиненности органов местного самоуправления органам государственной власти. Но в то же время он позволяет последним реагировать на нарушения законности со стороны органов местного самоуправления и глав муниципальных образований и принимать соответствующие меры, предусмотренные законом. Установлены государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства этими органами и главами [20, c. 92].
Статья 72 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает усложненный порядок инициирования и решения вопроса об ответственности представительного органа местного самоуправления и главы местного самоуправления перед государством.
В соответствии с ней представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней со дня вступления его в силу.
Информирование о решении суда ставит целью сделать достоянием гласности тот факт, что определенные правовые акты или отдельные их положения признаны противоречащими действующему законодательству и должны быть отменены. Это позволит жителям дать оценку деятельности представительного органа местного самоуправления или главы муниципального образования, допускающих нарушение законодательства. Подобная информация является, кроме того, тревожным сигналом о недостатках в деятельности подразделений муниципальной службы, которые допустили существенные недоработки при подготовке нормативного правового акта [20, c. 93].
На практике могут быть случаи, когда решение суда в силу различных обстоятельств не выполняется, представительный орган местного самоуправления либо глава муниципального образования не отменяют нормативный правовой акт или отдельные его положения, о которых идет речь, и которые повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда. В таких случаях представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.
Данное положение закона не подлежит ни узкому, ни расширительному толкованию. Если не был отменен нормативный правовой акт либо отдельное его положение, которые не повлекли нарушения (умаления) прав и свобод человека и гражданина или наступления иного вреда, то в этом случае представительный орган местного самоуправления не может быть распущен, а полномочия главы муниципального образования не могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается определенное реагирование со стороны законодательного (представительного) органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), когда представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования не отменили нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу. В этом случае законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации по собственной инициативе или после обращения высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с федеральным законом. Если они в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу соответствующего решения суда. По истечении же этого срока такие действия не могут быть осуществлены [17, c. 36].
Установлен дифференцированный подход к роспуску представительного органа местного самоуправления и отрешению от должности главы муниципального образования.
Представительный орган местного самоуправления в установленном федеральным законом порядке распускается законом субъекта Федерации либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), за исключением глав муниципальных образований - столиц и административных центров субъектов Федерации, либо указом Президента РФ.
Такая процедура, на мой взгляд, является обоснованной и установлена законодателем в силу ряда причин.
Во-первых, роспуск представительного органа местного самоуправления является серьезным политическим шагом, крайней мерой, затрагивающей интересы населения, политических партий и хозяйствующих субъектов. Ведь выборный орган местного самоуправления представляет интересы населения и принимает от его имени решения, действующие на территории муниципального образования [19, c. 122].
Во-вторых, решение данного вопроса сопровождается назначением новых выборов, что связано с финансовыми и материальными затратами; при этом население ставится перед фактом, что ранее избранные депутаты не оправдали оказанного им доверия, их деятельность не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем уполномоченный государственный орган вынужден пойти на принятие такого решения.
В-третьих, законодательный (представительный) орган субъекта Федерации как коллективный орган, представляющий интересы всего населения, может в большей степени проявить объективность при разрешении данного вопроса и всесторонне подойти к его рассмотрению, а личные отношения либо предвзятость со стороны исполнительных органов власти не будет приниматься во внимание.
Главы муниципальных образований столиц и административных центров субъектов Федерации нередко выступают в качестве оппонентов по отношению к губернаторам, проявляют порой, с точки зрения последних, чрезмерную самостоятельность, не всегда выполняют требования "высокого начальства". К тому же эти главы муниципальных образований, как показывает практика, нередко претендуют и на губернаторское кресло. Поэтому взаимоотношения данной категории глав муниципальных образований с губернаторами не всегда бывают безоблачными, что в ряде случаев может привести (и приводит) к сведению личных счетов. Чтобы избежать подобных ситуаций, Законом предусмотрено отрешение от должности глав муниципальных образований - столиц и административных центров субъектов Федерации - только указом Президента РФ.
В Законе всесторонне просчитаны различные варианты возможного развития событий, в том числе и такие, когда законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации не отреагировал соответствующим образом - не предупредил письменно представительный орган местного самоуправления о возможности его роспуска в связи с тем, что не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда. Такие варианты исключить нельзя [19, c. 124].
Отрешение от должности главы муниципального образования не должно приводить к безвластию на местах, что и учтено законом. В этом случае высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) либо Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования. Такая процедура имеет целью обеспечение непрерывного функционирования власти на местах, устранения правового вакуума в том случае, если этот вопрос не урегулирован уставом муниципального образования. Если же названным документом установлен иной порядок временного исполнения обязанностей главы муниципального образования, то соответствующие указы не принимаются.
Необходимо отметить, что предложение об отрешении Президентом РФ главы муниципального образования от должности могут быть внесены законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), Правительством РФ, Генеральным прокурором РФ.
Роспуск представительного органа местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования путем отрешения его от должности может нарушить права и законные интересы граждан. Если это произошло, есть возможность подать жалобу в суд на уровне субъекта Федерации (краевой, областной и т.д.) либо в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления). Суды должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи.
Значение принятого Федерального закона нельзя недооценивать. В рамках Конституции РФ выстроена модель "государственного влияния" на представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований. Цель - обеспечить соблюдение законности и правопорядка в деятельности местной власти.
При всей важности и актуальности внесенных изменений следует отметить, что Закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нуждается в существенных изменениях и дополнениях, принятии его в новой редакции, отвечающей потребностям государственного строительства в современных условиях и роли местного самоуправления с учетом федеративного устройства государства.
Для усиления контроля за деятельностью глав муниципальных образований и повышения их ответственности за правильное решение вопросов местного значения целесообразно предусмотреть дисциплинарную ответственность выборных должностных лиц, возможность их отрешения от должности за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, установить особенности регулирования труда этой категории должностных лиц.

2.2. Надзор прокуратуры за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц

Как уже говорилось в предыдущем параграфе данной курсовой работы, местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредственной демократии - местные референдумы и выборы, так и создаваемые им представительные и исполнительные органы. Все органы местного самоуправления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуправление оторвано от государства и противостоит ему. Такой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Более того, государство своими актами может наделять местное самоуправление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты [27, c. 89].
Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре соблюдение Конституции РФ, исполнение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законам является составной частью предмета прокурорского надзора. В случае выявления несоответствия положений правового акта органа местного самоуправления или его должностного лица Конституции РФ, закону либо нарушений закона в их деятельности, а также несоблюдения ими прав и свобод человека и гражданина прокурор использует предусмотренные законом правовые акты реагирования.
На противоречащий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт местного самоуправления прокурором приносится протест либо в орган местного самоуправления, либо должностному лицу органа местного самоуправления - в зависимости от того, кто является субъектом, издавшим правовой акт. Закон о прокуратуре не уточняет вопрос о характере правового акта, подлежащего опротестованию, предоставляя прокурору возможность принесения протеста как на правовой акт индивидуального характера, так и на нормативный правовой акт, не соответствующий закону.
Прокурор вправе принять участие в заседании органа местного самоуправления, о дне которого ему сообщается при рассмотрении принесенного им протеста. До рассмотрения протест может быть отозван принесшим его прокурором.
При установлении нарушений закона, а также прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов местного самоуправления прокурор вносит представление в орган или должностному лицу с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, прокурор вправе объявить в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона [27, c. 92].
Усмотрев в действиях должностного лица местного самоуправления состав преступления или административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
В случае нарушения органом или должностным лицом местного самоуправления прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются в порядке гражданского судопроизводства, прокурор в предусмотренных законом случаях предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск о защите интересов пострадавших. Прокурор становится процессуальным истцом, когда пострадавшие по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда личное участие в процессе невозможно в силу того, что нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда правонарушение приобрело особое общественное значение.
Прокурор правомочен защищать нарушенные права юридических и физических лиц, используя при этом установленные законом формы и процедуры. Анализ судебной практики показывает, что большинство дел, связанных с предъявлением исков к органам местного самоуправления, возбуждается именно прокурорами - в интересах общества, государства и граждан [27, c. 94].
Конституционные права на судебную защиту местного самоуправления, запрет на ограничение прав местного самоуправления тесно взаимосвязаны с ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, физическими и юридическими лицами.
Статья 77 Закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что органы прокуратуры осуществляют надзор не только за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, но и за соблюдением ими требований законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований.
Понимая важность требований названного Закона, нельзя не учитывать, что указание о том, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением уставов муниципальных образований, противоречит ст. 1 Закона о прокуратуре, в соответствии с которой органы прокуратуры России осуществляют надзор лишь за исполнением законов, каковыми уставы муниципальных образований не являются.
Статья 1 Закона о прокуратуре устанавливает, что органы прокуратуры осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (федеральных законов и законов субъектов Федерации).
Это концептуальное положение дважды было подтверждено Государственной Думой при принятии Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в 1995 г. и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в 1998 г. Государственная Дума отвергла предложения о наделении прокуратуры полномочиями по надзору за исполнением, помимо законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, регулирующих значительную часть правоотношений в государстве.
Изложенное не исключает уставы муниципальных образований из сферы прокурорского надзора, которые в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре являются предметом прокурорского надзора в части их соответствия Конституции РФ и действующим законам, наряду с другими нормативными правовыми актами, издаваемым органами местного самоуправления и их должностными лицами.
На Всероссийском совещании прокуроров в январе 2000 года и в докладе Генерального прокурора РФ, и в выступлении Президента РФ указывалось на необходимость проведения "правовой инвентаризации" решений органов местного самоуправления. А для этого прокурорским работникам следует правильно распределить свои силы.
Дело в том, что осуществлять контроль за исполнением уставов муниципальных образований есть кому, а вот надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также соответствием издаваемых ими правовых актов законам будут осуществлять только работники прокуратуры, причем, как правило, районного и городского звена, численность которых значительно меньше аппаратов органов местного самоуправления.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!